Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 декабря 2015 года г.Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе
председательствующего судьи Кольцовой В.В.
при секретаре Самохиной Г.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам <адрес> Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратилось в суд с иском к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в заявлении, что постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по <адрес> в рамках исполнительного производства № вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника <адрес>, в связи с тем, что по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено. Вина <адрес> в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку оно не исполнено по независящим от <адрес> обстоятельствам. В связи с чем, просили суд освободить <адрес> от взыскания исполнительского сбора.
Стороны, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Причины неявки суду не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что 08.10. 2015 г. на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом <адрес>, об обязании <адрес> предоставить благоустроенное жилое помещение ФИО2 судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №.
19.10.2015г. судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с <адрес>, в связи с тем, что по истечении срока установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено.
Обращаясь с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, истец указывает, что ими предпринимались все меры к исполнению решения суда. Кроме того, отсутствует их вина в неисполнении решения суда.
В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и порядку их исполнения. Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
После ДД.ММ.ГГГГ предоставление жилых помещений категории граждан, к которым относится ФИО2, осуществляется в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 571-П ««Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>. Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в рамках государственной программы «<адрес>» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №352-П.
Поскольку в государственной казне <адрес> отсутствуют свободные от прав третьих лиц жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, <адрес> предусмотрены и реализуются через исполнительные органы государственной власти <адрес> мероприятия по исполнению судебных решений, в том числе и тех, в отношении которых отсутствуют исполнительные производства.
Так, согласно распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 388-Пр «Об исполнении судебных решений» и государственной программе «<адрес>» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 352-11, министерством социального развития и труда <адрес> организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до ДД.ММ.ГГГГ, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета <адрес> жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие <адрес> «Фонд государственного имущества <адрес>» и управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>; агентством по управлению государственным имуществом <адрес> осуществляется приобретение в государственную собственность <адрес> жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес> осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов па строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовые средства на реализацию обязательств <адрес> по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, согласно государственной программе «<адрес>» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 352-П, распределены в Перечне мероприятий программы между агентством по управлению государственным имуществом <адрес> и министерством строительства и дорожного хозяйства <адрес>, в том числе на обеспечение исполнения судебных решений. Работа агентством по управлению государственным имуществом <адрес> по приобретению жилых помещений продолжается.
В 2013 году проектирование жилья и приобретение жилых помещений осуществлялось в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 256-Пр «О мерах по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В 2014 году в связи с переходом на новую контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 44-ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок, а это в свою очередь требует дополнительного времени на исполнение мероприятий по приобретению и строительству жилья при выполнения всех условий и процедур, предусмотренных данным Законом.
Несмотря на то, что <адрес> предпринимаются все возможные меры, оно не могло исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в силу наличия обстоятельств, которые Правительство не могло преодолеть в установленный срок, и об этом судебный пристав-исполнитель проинформирован.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Указанные в заявлении и доводах представителя истца причины принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. С учетом того, что истцом действительно предпринимались меры для исполнения решения суда, принимая во внимание тот факт, что отсутствует злостное уклонение от исполнения решения суда со стороны <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Освободить <адрес> от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № по постановлению от ДД.ММ.ГГГГг. судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам <адрес> Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: В.В.Кольцова