Решение по делу № 2-196/2018 ~ М-165/2018 от 11.04.2018

Дело № 2-196/2018 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года ст. Гиагинская

Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Ашева М.М.,

при секретаре Шегушевой З.А.,

с участием истца – помощника прокурора Гиагинского района Туркова Р.Б.,

ответчика – ИП главу КФХ Гунина Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП главе КФХ Гунину Геннадию Анатольевичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, третьи лица: Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам РА; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП главе КФХ Гунину Г.А. о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, третьи лица: Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам РА; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района с привлечением в качестве специалистов сотрудников Ростехнадзора проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем главой КФХ Гуниным Геннадием Анатольевичем законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Проверкой установлено, что у ИП главы КФХ Гунина Г.А. в собственности имеется гидротехническое сооружение, протяженностью <данные изъяты> м, расположенное по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <данные изъяты>

В ходе проведенной проверки указанного гидротехнического сооружения выявлены следующие нарушения федерального законодательства:

- в нарушение ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 10, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 7, 19 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений, в том числе регулярная оценка безопасности гидротехнических сооружений и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- вопреки требованиям ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

- в нарушение п. 30 Приказа от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» отсутствует журнал учета повреждений на гидротехнических сооружениях.

Просит суд

Обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ Гунина Геннадия Анатольевича, проживающего по адресу: <данные изъяты>, устранить в срок до <данные изъяты> следующие нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений:

- получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения (ст. 19 Закона);

- получить декларацию безопасности гидротехнического сооружения (ст. 10, 19 Закона);

- внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений (ст. 7, 19 Закона, п. 6 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.01.2013 № 34);

- обеспечить соответствующим нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации (ст. 9, 19 Закона, п. 3, пп. д п. 4, п. 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37);

- утвердить правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9, 19 Закона);

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения (ст. 9, 19 Закона);

- определить проектной документацией объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении (ст. 9, 19 Закона, п. 6.27 СП 58.13330.2012);

- обеспечить постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнического сооружения (ст. 9, 19 Закона, п. 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012);

- осуществить оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий (ст. 9, 19 Закона);

- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (ст. 17 Закона, п.п. 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876);

- разработать проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении (ст. 9, 19 Закона, п. 6.6 СП 58.13330.2012);

- завести журнал учета повреждений на гидротехническом сооружении (п. 30 Приказа от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»);

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ст. 9, 19 Закона, ст. 5, 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2010 № 225-ФЗ.

В судебном заседании истец – помощник прокурора Гиагинского района Турков Р.Б. уточнил требования в части сроков исполнения и просил устранить указанные нарушения в срок до 30.11.2018 года.

Ответчик ИП глава КФХ Гунин Г.А. признал исковые требования.

Третьи лица, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <данные изъяты> г., Гунину Г.А. на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение протяженностью <данные изъяты> кв.м., местоположение РА<данные изъяты>

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Статьями 8, 9 Закона установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, а также обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

В соответствии со ст. 19 Закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе:

- строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

- нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Федеральный закон) к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

В соответствии с п. 2 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 № 237 эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора).

Эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации этого сооружения, утверждаемыми собственником этого сооружения и (или) эксплуатирующей организацией по согласованию с органом государственного надзора.

В силу п.п. 3, 5 «Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Владелец гидротехнического сооружения представляет в орган надзора указанные в пункте 4 настоящих Правил документы вместе с декларацией безопасности гидротехнического сооружения, а при отсутствии такой декларации - вместе с обоснованием сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред, в срок, согласованный с органом надзора.

Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 623 утвержден «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» (далее - СП 58.13330.2012).

В соответствии с п.п. 6.6, 6.26, 6.27, 6.29 СП 58.13330.2012 для каждого гидротехнического сооружения на основе анализа его состояния, особенностей конструкции и материалов должны быть разработаны проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий, в том числе катастрофических, на основании разработанных в составе проектной документации сценариев их развития, а также в результате возможных террористических актов.

Контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями должен осуществляться постоянно; результаты контроля должны анализироваться немедленно в режиме мониторинга. Данные натурных наблюдений должны регулярно, не реже одного раза в 5 лет, анализироваться, и по результатам должна производиться оценка состояния гидротехнического сооружения и гидроузла в целом, включаемая в декларацию безопасности. Работы по контролю должны выполняться персоналом эксплуатирующей организации с привлечением в случае необходимости специализированных организаций, имеющих на это соответствующие допуски.

Объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях, должны определяться проектной документацией.

Технические освидетельствования проводятся комиссией собственника (эксплуатирующей организацией) в сроки в соответствии с нормативными документами, но не реже одного раза в 5 лет с привлечением, при необходимости, специалистов проектных и/или научно исследовательских организаций.

Периодичность технического освидетельствования шламо- и золоотвалов, ограждающие дамбы которых наращиваются в процессе эксплуатации, определяется проектной документацией.

По результатам технических освидетельствований намечается программа обследований с привлечением специализированных организаций.

Согласно представленной информации по результатам проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Гиагинского район, Гуниным Г.А. при эксплуатации гидротехнического сооружения, протяженностью <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, не соблюдаются требования Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- в нарушение ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 10, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует декларация безопасности гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 7, 19 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения не внесены в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников эксплуатирующей организации;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует проектная документация, определяющая объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехнических сооружениях;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не организован постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнических сооружений;

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений, в том числе регулярная оценка безопасности гидротехнических сооружений и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- вопреки требованиям ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнических сооружений

- в нарушение ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствуют проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехнических сооружений;

- вопреки требованиям ст. 9, 19 Федерального закона № 117-ФЗ отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

- в нарушение п. 30 Приказа от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» отсутствует журнал учета повреждений на гидротехнических сооружениях.

При таких обстоятельствах нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и их законные интересы в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества.

В материалах дела имеется объяснение ИП главы КФХ Гунина Г.А. от <данные изъяты> г., где он признал выявленные вышеуказанные нарушения и обязался устранить их.

С учетом совокупности всех перечисленных выше обстоятельств, исковые требования прокурора Гиагинского района являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При вынесении решения, суд так же учитывает, что ответчик признал иск.

Согласно ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.2 ст. 173 ГПК РФ, суд разъясняет ответчику последствия признания им иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ. Ответчику они понятны, свое заявление о признании иска поддержал.

Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законные интересы других лиц, суд принимает указанное признание иска ответчиком, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к ИП главе КФХ Гунину Геннадию Анатольевичу о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, третьи лица: Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам РА; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя главу КФХ Гунина Геннадия Анатольевича, проживающего по адресу: <данные изъяты>, устранить в срок до <данные изъяты> следующие нарушения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений:

- получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения (ст. 19 Закона);

- получить декларацию безопасности гидротехнического сооружения (ст. 10, 19 Закона);

- внести гидротехническое сооружение в Российский регистр гидротехнических сооружений (ст. 7, 19 Закона, п. 6 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.01.2013 № 34);

- обеспечить соответствующим нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации (ст. 9, 19 Закона, п. 3, пп. д п. 4, п. 24 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37);

- утвердить правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9, 19 Закона);

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения (ст. 9, 19 Закона);

- определить проектной документацией объем наблюдений и состав контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), устанавливаемой на гидротехническом сооружении (ст. 9, 19 Закона, п. 6.27 СП 58.13330.2012);

- обеспечить постоянный и периодический контроль (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния гидротехнического сооружения (ст. 9, 19 Закона, п. 6.26, 6.29 СП 58.13330.2012);

- осуществить оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения, на основании данных полученных в результате контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий (ст. 9, 19 Закона);

- определить величину финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (ст. 17 Закона, п.п. 3, 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876);

- разработать проектные решения по предотвращению и локализации возможных аварий на гидротехническом сооружении (ст. 9, 19 Закона, п. 6.6 СП 58.13330.2012);

- завести журнал учета повреждений на гидротехническом сооружении (п. 30 Приказа от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»);

- заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ст. 9, 19 Закона, ст. 5, 10 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27.07.2010 № 225-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца со дня объявления через Гиагинский районный суд.

Председательствующий М.М. Ашев

2-196/2018 ~ М-165/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гиагинского района
Ответчики
Гунин Г.А.
Суд
Гиагинский районный суд
Судья
Ашев М.М.
11.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2018[И] Передача материалов судье
12.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
23.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2018[И] Судебное заседание
21.05.2018[И] Судебное заседание
21.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018[И] Дело оформлено
24.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2018[И] Дело передано в архив
16.04.2019[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.04.2019[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.05.2019[И] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее