Решение по делу № 33-9018/2023 от 28.04.2023

Судья Панфилова А.А. УИД 16RS0040-01-2022-005831-67

Дело № 2-283/2023

Дело № 33-9018/2023

Учет № 073 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 июня 2023 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Новосельцева С.В. и Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Еникеевой Ильмиры Флюровны (СНИЛС 180-243-790 55) удовлетворить.

Установить факт принадлежности Еникеевой Ильмире Флюровне, 4 ноября 1969 года рождения, архивной справки № №01-23/567 от 14 ноября 2022 года, выданной Государственным архивом документов личного состава Янгиюльского района Республики Узбекистан о ее трудовом стаже и заработной плате в период с 1989 по 1996 года, с 1996 по 1999 года, с 2001 по 2013 года.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный стаж Еникеевой Ильмиры Флюровны периоды работы:

- с 1 января 1991 года по 2 января 1996 года в должности воспитателя в группе продленного дня школы №12 им. Ленина Янгиюльского городского отдела народного образования Республики Узбекистан,

- с 3 января 1996 года по 26 августа 1999 года в должности учителя начальных классов школы № 2 Янгиюльского района Республики Узбекистан,

- с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя начальных классов школы № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан,

- с 1 января 2002 года по 31 декабря 2010 года в должности учителя начальных классов в школе № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан,

- с 1 января 2011 года по 2 сентября 2013 года в должности учителя начальных классов в школе № 61 (ранее школа № 5 Янгиюльского ГОРОНО Республики Узбекистан).

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Еникеевой Ильмире Флюровне досрочную пенсию по старости с 9 апреля 2018 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Еникеевой Ильмиры Флюровны 300 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца Еникеевой И.Ф. и ее представителя Гимаевой У.Т., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Еникеева И.Ф. обратилась в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее также - Социальный фонд России) об установлении факта принадлежности архивной справки, о включении в страховой стаж периодов работы, назначении пенсии.

В обосновании исковых требований истец указала, что ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, оформленным решением от 8 июня 2022 года № 231, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

С решением ответчика об отказе в назначении пенсии истец не согласна, в связи с чем просила суд установить факт принадлежности ей архивной справки № 01-23/567 от 14 ноября 2022 года, выданной на имя «Кутлыевой И.Ф.»; возложить на ответчика обязанность включить в специальный педагогический стаж периоды работы с 1 января 1991 года по 2 января 1996 года в должности воспитателя в группе продленного дня школы № 12 им. Ленина Янгиюльского городского отдела народного образования Республики Узбекистан, с 3 января 1996 года по 26 августа 1999 года в должности учителя начальных классов школы № 2 Янгиюльского района Республики Узбекистан, с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя начальных классов школы № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан, с 1 января 2002 года по 31 декабря 2010 года в должности учителя начальных классов в школе № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан, с 1 января 2011 года по 2 сентября 2013 года в должности учителя начальных классов в школе № 61 (ранее школа № 5 Янгиюльского ГОРОНО Республики Узбекистан) и назначить страховую пенсию со дня возникновения права, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

В судебное заседание Еникеева И.Ф. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, на уточненных исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметова Г.Ф. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в заявленных требованиях. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в обоснование своей позиции, высказанной в суде первой инстанции. Указывает, что работа истца протекала на территории Республики Узбекистан, право на указанный вид досрочной пенсии не может быть приобретено в связи с тем, что в соответствии с законом Республики Узбекистан от 22 декабря 2010 года № 272 «О государственном пенсионном обеспечении» с 1 января 2011 года институт досрочных пенсий лицам, осуществляющим педагогическую деятельность отменен. Таким образом, с 1 января 2011 года в Республике Узбекистан право на указанный вид пенсии не формируется. Представитель ответчика также выражает несогласие с постановленным по делу решением в части взыскания с пенсионного органа в пользу истца понесенных последней судебных издержек по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей. Заявитель ссылается на то, что пенсионный орган освобожден от несения указанных расходов в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

В своем возражении на апелляционную жалобу истец Еникеева И.Ф. просит решение суда оставить – без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметова Г.Ф. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Истец Еникеева И.Ф. и ее представитель Гимаева У.Т. поддержали принятое судом решение, в отношении доводов апелляционной жалобы возражали.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон № 400-ФЗ).

Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 приведенной нормы права установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») включаются в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Как разъяснено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 81-КГ18-18, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 9 апреля 2018 года Еникеева И.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением Управления Пенсионного фонда по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан № 419949/18 от 9 октября 2018 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей 25 лет.

21 декабря 2021 года Еникеева И.Ф. вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Отдела установления пенсий № 7 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан № 3 от 11 января 2022 года вновь было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку требуемая продолжительность стажа выработана на 18 сентября 2020 года, но согласно вступившему с 1 января 2019 года в силу ФЗ № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», граждане, которые приобретут право получать страховую пенсию по старости не ранее, чем через 1 год 6 месяцев после выработки требуемого стажа.

18 февраля 2022 года Еникеева И.Ф. повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Отдела установления пенсий № 7 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан № 231 от 8 июня 2022 года вновь было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку продолжительность педагогического стажа составила 8 лет 8 месяцев 3 дня (стаж учтен по 31 декабря 2021 года).

При этом в ее специальный стаж не включены периоды работы:

- 1 января 1991 года по 2 января 1996 года в должности воспитателя в группе продленного дня школы № 12 им. Ленина Янгиюльского городского отдела народного образования Республики Узбекистан;

- с 3 января 1996 года по 26 августа 1999 года в должности учителя начальных классов школы № 2 Янгиюльского района Республики Узбекистан;

- с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя начальных классов школы № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан;

- с 1 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя начальных классов в школе № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан;

- с 1 января 2002 года по 31 декабря 2010 года в должности учителя начальных классов в школе № 5 Янгиюльского района Республики Узбекистан, поскольку отсутствуют документы компетентного органа Республики;

- с 1 января 2011 года по 2 сентября 2013 года в должности учителя начальных классов в школе № 61 (ранее школа № 5 Янгиюльского ГОРОНО Республики Узбекистан).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что вышеуказанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Оснований не согласиться с данными выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В приведенных выше Списках поименованы должности воспитатель, учитель школ всех наименований.

Так, из записей в трудовой книжке истца, переведенной с узбекского на русский язык, следует, что она с 30 августа 1989 года по 10 января 1990 года работала учителем начальных классов в средней школе № 12 города Янгиюля Ташкентской области Республики Узбекистан, с 10 января 1990 года по 2 января 1996 года воспитателем в группе продленного дня, с 2 сентября 1993 года по 2 января 1996 года воспитателем, с 2 января 1996 года по 26 августа 1999 года учителем начальных классов в школе № 2, с 10 сентября 1999 года по 10 декабря 1999 года принята на учет в отдел труда города Янгиюля, с 1 декабря 2001 года по 2 сентября 2013 года учителем начальных классов школы № 5 (переименованной 10 июня 2011 года в школу № 61) города Янгиюля.

Указанные записи имеют ссылку на номер и дату приказа, заверены должностным лицом и скреплены печатью.

По запросу ответчика Территориальным управлением по архивному делу Ташкентской области были направлены архивные справки о периодах трудовой деятельности Еникеевой И.Ф. Так, представлена архивная справка от 7 июня 2018 года № 01-23.360 за период работы с 1989 по 1996 года в школе № 12 им. Ленина, архивная справка от 7 июня 2018 года № 01-23.360 за период работы с 1996 по 1999 года в школе № 2 Янгиюльского района, архивная справка от 9 июня 2018 года № 01-23/360 за период работы с 2001 по 2013 года учителем начальных классов в школе № 61 Янгиюльского района (школа № 5 Янгиюльского ГорОНО).

На основании данных архивных справок пенсионный орган решением от 9 октября 2018 года посчитал возможным включить в специальный стаж истца период продолжительностью 22 года 7 месяцев.

По запросу ответчика Государственным архивом документов личного состава Янгиюльского района была предоставлена архивная справка № 01-23/567 от 14 ноября 2022 года, в которой имеются сведения о заработной плате Еникеевой И.Ф. с 1989 по 1996 года, с 1996 по 1999 года, с 2001 по 2013 года, которыми дополнительно подтвердился факт работы истца в спорные периоды. В примечании справки указано, что отчисления в соцстрах произведены со всех выплат.

Истцом заявлено об установлении факта принадлежности ей данной архивной справки, поскольку в ней указаны с ошибкой инициалы имени истца, не указаны полностью имя и отчество, иные документы, подтверждающие факт работы, она предоставить не имеет возможности.

Согласно паспорту серии 92 18 № 466081 фамилия, имя и отчество истца Еникеева Ильмира Флюровна, 4 ноября 1969 года рождения. В трудовой книжке истца отражены периоды работы с 1989 по 1996 года, с 1996 по 1999 года, с 2001 по 2013 года в школах. На основании свидетельства о заключении брака от 14 октября 1989 года Кутлыева И.Ф. сменила фамилию на Еникеева.

Судом в данной части требования удовлетворены, установлен факт принадлежности истцу указанной архивной справки.

Доводы о несогласии с решением в данной части апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Период работы в должности воспитателя группы продленного дня с 1 января 1991 года по 2 января 1996 года, как правильно указано судом, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, учитывая установленное приказом Министерства здравоохранения и соцразвития Российской Федерации от 5 июля 2005 года № 440 тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» и «воспитатель».

Приняв во внимание представленные доказательства и установленные обстоятельства, руководствуясь частью 2 статьи 11, пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года, учитывая, что наименование занимаемой истцом в спорный период должности тождественно наименованию должности, содержащейся в Списке, должность учителя также предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о зачете спорных периодов, в ее специальный стаж.

При этом, как правильно учел суд первой инстанции, граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства – участника Соглашения, могут претендовать на назначение такого вида пенсии, который предусмотрен на территории Российской Федерации.

Доводы пенсионного органа о том, что пенсионным законодательством Республики Узбекистан право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования, в том числе за выслугу лет не предусмотрено, не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в этой части, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Обращаясь к доводам апелляционной жалобы о неправомерности постановленного по делу решения в части возложения на ответчика обязанности по возмещению понесенных истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления и признавая эти доводы необоснованными, судебная коллегия отмечает следующее.

Так, согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 10 упомянутого выше Закона бюджет Фонда относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Средства бюджета Фонда являются собственностью Российской Федерации, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления от 25 июня 2001 года № 9-П, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При подаче органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, апелляционных и кассационных жалоб государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а при подаче указанными органами надзорных жалоб – в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подпункты 4 и 9 пункта 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

Данный пункт признан утратившим силу постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 25).

Таким образом, исходя из приведенного выше участие Социального фонда России в рассмотрении упомянутой категории споров в качестве ответчика, а также последующее обжалование вынесенных по делу судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке обусловлено осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем при подаче соответствующих жалоб Социальный фонд России в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Вместе с этим данный вывод не свидетельствует о наличии правовых оснований для освобождения Социального фонда России от обязанности по возмещению судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в его пользу, поскольку данные отношения возникают между сторонами судебного спора, а не между стороной и государством по поводу уплаты государственной пошлины в бюджет (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).

С учетом приведенной мотивации решение суда в части взыскания с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан, как с проигравшей спор стороны, в пользу Еникеевой И.Ф. расходов по уплате госпошлины в размере 300 рублей нормам действующего законодательства не противоречит.

Таким образом, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.

Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 31 января 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Мухаметовой Г.Ф. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 6 июня 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-9018/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Еникеева Ильмира Флюровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
28.04.2023Передача дела судье
05.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Передано в экспедицию
05.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее