УИД: 11RS0002-01-2023-000431-89
г. Сыктывкар Дело № 2-3666/2023 (№ 33-3000/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Перминовой Н.А., Никитенковой Е.В.
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2024 года дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, которым постановлено:
Иск Галлиуль ФИО7 к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о перерасчете заработной платы, выплате неполученных сумм с учетом денежной компенсации, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Галлиуль ФИО8 с 1 января 2022 г. тарифную ставку (оклад) в размере 18433,70руб., произвести перерасчёт заработной платы, оплаты дней отпуска с 1 января 2022г. и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату, по день фактического расчета включительно.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Галлиуль ФИО9 денежную компенсацию морального вреда в размере 5000,00руб.
В удовлетворении остальной части иска Галлиуль ФИО10 к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» – отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300,00 руб.
и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 января 2024 года, которым постановлено:
Дополнить резолютивную часть решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года по гражданскому делу №2-3666/2023 абзацами следующего содержания:
«Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Галлиуль ФИО11 недоплату заработной платы за период с 01.01.2022 по 30.11.2023 в общей сумме 875741,72 руб., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм по 14.12.2023 включительно – 171500,59 руб., а всего 1047242 (один миллион сорок семь тысяч двести сорок два) руб. 31 коп.
Взысканная сумма недоплаты заработной платы определена до удержания налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести самостоятельный расчёт и выплатить в пользу Галлиуль ФИО12 денежную компенсацию (проценты), предусмотренную статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с 15 декабря 2023 года по день фактического расчета включительно.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 20311 (двадцать тысяч триста одиннадцать) руб. 47 коп.».
Заслушав доклад судьи Никитенковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галлиуль Р.С. обратился в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» о возложении обязанности установить ему тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> в размере 19648,92 руб., с <Дата обезличена> – 21613,70 руб., с <Дата обезличена> – 22413,96 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных, с учетом установленных окладов, выплатить недополученную заработную плату с учетом компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что работает в МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» в должности дорожного рабочего 2 разряда. Работодателем в 2022 году ему установлен оклад 7791,00 руб. и 8571,00 руб. При этом не учтено, что <Дата обезличена> заключено отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, действовавшее с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда установлена в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На основании Положения об оплате труда тарифному разряду по его должности соответствует тарифный коэффициент 1,02, следовательно, с <Дата обезличена> работодатель был обязан производить начисление и выплату ему заработной платы исходя из оклада равного произведению 1,15 прожиточного минимума и тарифного коэффициента 1,02, установленного для рабочего 2 разряда Положением об оплате труда, то есть в размере 19648,92 руб., с <Дата обезличена> – 21613,70 руб. В связи с истечением срока действия Соглашения на 2020-2022 гг. с <Дата обезличена>, исходя из оклада равного произведению 1,15 величины МРОТ и тарифного коэффициента 1,20, установленного Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 гг. (далее региональное ОТС), то есть в размере 22413,96 руб.
Судом приняты указанные выше решение и дополнительное решение.
На согласившись с принятыми по делу судебными актами, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» обратилось с апелляционными жалобами, в которых просит отменить решение и дополнительное решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств дела, настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», оснований для изменения тарифной ставки не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых решения и дополнительного решения.
Судом установлено, что согласно трудовому договору и приказу о приеме на работу от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-к Галлиуль Р.С. принят на работу в МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» дорожный участок (город) на должность дорожного рабочего 2 разряда с тарифной ставкой (окладом) 2600,00 руб. в месяц.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от <Дата обезличена>, от <Дата обезличена> Галлиуль Р.С. с <Дата обезличена> установлен оклад в размере 7791,00 руб., с <Дата обезличена> – 8571,00 руб.
Правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения между работниками МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и работодателем, являются Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», утверждённый постановлением администрации городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Положение о системе оплаты труда МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», утверждённое приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно пункту 2.2.1 Положения о системе оплаты труда МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №<Номер обезличен>,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».
Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению <Номер обезличен>.
Как следует из Приложения <Номер обезличен> постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> для рабочих 2 разряда установлен тарифный коэффициент 1,02.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 45, ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ч.9 ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
<Дата обезличена> Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с <Дата обезличена>.
Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя от присоединения к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <Дата обезличена>.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в <Адрес обезличен> для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год, а также приложение <Номер обезличен> Постановления администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым установлен тарифный коэффициент и рассчитал тарифную ставку истца с <Дата обезличена> в размере 18433,70 руб. (15715,00 руб. х 1,15 х 1,02).
Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с <Дата обезличена>, возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, а также проценты по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и указал на последующее взыскание процентов по день фактического расчета включительно.
При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований в части установления истцу с <Дата обезличена> оклада в размере 21613,70 руб., указав, что в МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» отсутствует коллективный договор, локальные акты, устанавливающие обязанность работодателя осуществлять индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально.
Разрешая требование истца об установлении ему с <Дата обезличена> тарифной ставки (оклада) в соответствии с региональным ОТС, суд указал, что отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства (приложение <Номер обезличен> к региональному ОТС) носит рекомендованный характер, следовательно, обязанность ее применения не может быть возложена на работодателя при наличии у него локального акта, которым установлены тарифные коэффициенты.
<Дата обезличена> Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023 - 2025 годы».
<Дата обезличена> Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» от присоединения к Соглашению на 2023-2025 годы.
Положения ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают порядок присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне, следовательно, региональное ОТС, не распространяется на работодателей в порядке, предусмотренном данной нормой. Истечение срока действия Соглашения на 2020-2022 годы не влечет автоматического применения регионального ОТС, в связи с чем не имеется оснований для установления тарифной ставки (оклада) истцу с <Дата обезличена> в размере, установленном региональным ОТС.
Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключённым на региональном уровне отраслевым тарифным соглашениям, при этом положения ст. 48 и ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются только на отраслевые соглашения федерального уровня и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута» МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса РФ, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».
Следовательно, действие данного соглашения распространяется на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
Доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено <Дата обезличена>.