Дело №2а-555/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орехово-Зуево Московской области 12 февраля 2020 года
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волковой Т.Ю., при секретаре Илюхиной Д.В.,
с участием представителя административного истца Басилая Э.В., представившей доверенность и документ о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Селезневой Т.В., представившей доверенность и документ о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Гаврилова Дмитрия Анатольевича к административным ответчикам администрации Орехово-Зуевского городского округа, Министерству имущественных отношений Московской области об оспаривании решения органа местного самоуправления о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гаврилов Д.А. обратился в Орехово-Зуевский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 25 ноября 2019 года об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. В обоснование своих требований Гаврилов Д.А. ссылается на то, что 28 декабря 2017 года был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. 09 января 2018 года между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево и Гавриловым Д.А. был заключен договор №644-Т аренды земельного участка по результатам проведения торгов. 19 марта 2018 года был получен градостроительный план земельного участка, 12 апреля 2018 г. заключен договор на выдачу схемы планировочной организации земельного участка под строительство жилого дома по указанному адресу. 25 апреля 2018 года получено разрешение на строительство, в котором указаны краткие проектные характеристики для строительства, в том числе площадь застройки 26,48 кв.м., общая площадь 25,2 кв.м., количество этажей – 1; иные показатели материал стен – деревянно-щитовые. 14 мая 2019 года с ПАО «Мосэнергосбыт» был заключен договор энергоснабжения. 09 октября 2018 года Гавриловым Д.А. получена выписка из ЕГРН, в котором указана общая площадь жилого дома 25,4 кв.м. 18 октября 2018 года представитель истца подал в администрацию городского округа Орехово-Зуево заявление о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов указанного выше земельного участка. 28 ноября 2019 года получен ответ «Об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов указанного земельного участка. Просит признать незаконным данное решение администрации и устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании административный истец Гаврилов Д.А. не участвовал, его интересы защищал представитель Басилая Э.В., которая поддержала иск и настаивала на его удовлетворении, считая, что у Администрации не было законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, так как на арендованном Гавриловым Д.А. земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, принадлежащий Гаврилову Д.А. на праве собственности, которая прошла государственную регистрацию. Дом возведен с разрешения администрации в соответствии с нормами градостроительного законодательства.
Представитель административного ответчика администрации Орехово-Зуевского городского округа Пономарев А.Е. в судебном заседании не участвовал просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В письменном отзыве указал, что административный ответчик иск не признает. Решение администрации основано на решении Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, так как на испрашиваемом земельном участке расположено строение, не обладающее признаками объекта капитального строительства.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области ФИО6 в судебном заседании не участвовала, просила административное дело рассмотреть в свое отсутствие. В письменном отзыве указала, что административное исковое заявление Гаврилова Д.А. не обоснованно и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Поскольку испрашиваемый земельный участок был предоставлен административному истцу с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», а согласно Акту осмотра земельного участка от 31.10.2019 на земельном участке располагается объект недвижимого имущества, не отвечающий признакам индивидуального объекта и согласно сведениям ЕГРН общая площадь указанного объекта составляет 25,2 кв.м., то административный истец не обосновал необходимость использования земельного участка площадью почти в 60 раз (1500 кв.м.) превышающую площадь расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области ФИО7 в судебном заседании пояснила, что административным истцом на земельном участке возведена пристройка, которая не отвечает признакам объекта капитального строительства. Поскольку испрашиваемый земельный участок был предоставлен административному истцу с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», а согласно Акту осмотра земельного участка от 31.10.2019 на земельном участке располагается объект недвижимого имущества, не отвечающий признакам индивидуального жилого дома, площадь указанного объекта составляет 25,2 кв.м. административный истец не обосновал необходимость использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Поскольку административным истцом решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений не оспорено, в связи с чем у администрации Орехово-Зуевского городского округа отсутствуют правовые основания для заключения договора купли-продажи спорного земельного участка без согласования с уполномоченным органом.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
П.5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно п.п.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Ст. 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено в судебном заседании, орган местного самоуправления, в пределах полномочий, предоставленных земельным законодательством, отказал Гаврилову Д.А., владеющему земельным участком площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 50:24:0010601:884, расположенным по адресу: <адрес> на праве аренды сроком на 20 лет с 09 января 2018 г. по 08 января 2038 г. Вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с разрешением на строительство от 25 апреля 2018 года администрация городского округа Орехово-Зуево разрешает строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 25,2 кв.м., площадью застройки 26,48 кв.м. материалы стен – деревянно-щитовые.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 09.10.2019 следует, что Гаврилов Д.А. является правообладателем индивидуального жилого дома, количеством этажей – 1; год завершения строительства 2018, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Информации о том, что испрашиваемый участок имеет пересечение с другими участками либо о том, что в их границах находятся красные линии, отображающие земли общего пользования муниципального образования, не имеется.
Администрацией ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство деревянно-щитового индивидуального жилого дома площадью застройки 25,2 кв.м.
Жилой дом находится в собственности Гаврилова Д.А. и это право зарегистрировано в установленном законом порядке.
Участок и здание используются в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
С учетом того, что на испрашиваемом административным истцом земельном участке расположен индивидуальный жилой дом - объект капитального строительства - принадлежащий арендатору Гаврилову Д.А. земельного участка на праве собственности, у администрации не имелось достаточных оснований, предусмотренных действующим законодательством для отказа Гаврилову Д.А. в предоставлении за плату в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
Таким образом, оспариваемое решение административного ответчика не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца, которые подлежат восстановлению посредством повторного рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0010601:884 в собственность за плату без проведения торгов.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Заявленные требования административного истца Гаврилова Д.А. удовлетворить.
Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям Московской области от 19.11.2019 №180-О в части отказа в согласовании проекта постановления о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка «земли населенных пунктов» (п.153), а также отказ № Р001-0942150997-29932039 администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №
Обязать администрацию городского округа Орехово-Зуево Московской области повторно рассмотреть заявление Гаврилова Дмитрия Анатольевича о предоставлении в собственность земельного участка за плату площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка «земли населенных пунктов».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд Московской области.
Председательствующий судья Т.Ю. Волкова
Решение в окончательной форме принято 05.03.2020.