Дело № 2-1251/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 13 мая 2019 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Дружинина И.А.,
при секретаре Савицкой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Давыдова Александра Витальевича к Игнатьеву Николаю Павловичу о регистрации перехода права собственности на земельные участки,
установил:
Давыдов А.В. в лице представителя по доверенности Мулина А.Г. обратился в суд с иском к Игнатьевой З.А. о регистрации перехода права собственности на земельные участки. В обоснование заявленных требований указано, что по договору купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года Давыдов А.В. приобрел у Игнатьевой З.А. земельные участки со следующим кадастровыми номерами: ....., площадью 130 кв.м.; ....., площадью 77,5 кв.м.; ....., площадью 77,5 кв.м.; ....., площадью 28,5 кв.м., ....., площадью 130,5 кв.м. 21 декабря 2018 года истец известил ответчика телеграммой о необходимости зарегистрировать переход права собственности на приобретенные по договору купли-продажи земельные участки, назначив время государственной регистрации перехода права собственности на 26 декабря 2018 года. В назначенное время Игнатьева З.А. на регистрацию не явилась. С учетом изложенного, истец просил суд вынести решение о регистрации перехода к нему права собственности на указанные земельные участки (л.д. 3).
По ходатайству представителя истца ненадлежащий ответчик Игнатьева З.А. заменен на надлежащего ответчика Игнатьева Н.П.
Истец Давыдов А.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель истца по доверенности Мулин А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд иск удовлетворить.
Ответчик Игнатьев Н.П. в судебное заседание не явился. Извещался судом о дате, времени и месте рассмотрения дела по известным суду адресам. Конверты с судебными повестками вернулись в адрес суда в связи с истечением срока хранения судебной корреспонденции в органе почтовой связи.
Третье лицо – администрация муниципального образования «Северодвинск», извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ, статьей 167 ГПК РФ, с учетом положений пунктов 63, 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», дело рассмотрено при данной явке, в отсутствие истца, ответчика и представителя третьего лица, считающихся надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на землю от 09 октября 1992 года № 24-162 Игнатьевой З.А. на праве собственности принадлежали 5 земельных участков, площадью 130 кв.м., 77,5 кв.м., 77,5 кв.м., 28,5 кв.м. и 130,5 кв.м. соответственно, расположенные по адресу: <адрес> (далее – спорные земельные участки) (л.д. 6).
09 октября 1992 года указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением земельным участкам следующих кадастровых номеров: ....., ....., ....., ..... и ...... Сведения об указанных объектах недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Границы земельных участков не установлены (л.д. 27-31).
По договору купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года Давыдов А.В. приобрел спорные земельные участки у Игнатьевой З.А. в лице представителя Давыдовой Н.А., действующей по нотариально удостоверенной доверенности, выданной Игнатьевым Н.П. в порядке передоверия, согласно нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 5).
В установленном законом порядке переход права собственности на земельные участки между продавцом и покупателем зарегистрирован не был.
ДД.ММ.ГГГГ Игнатьева З.А. умерла. Наследником имущества умершей по закону является супруг умершей – Игнатьев Н.П. (л.д. 32).
Изложенные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Статья 1110 ГК РФ гласит, что в случае смерти гражданина его имущество в порядке универсального правопреемства переходит к наследникам. В состав наследства входят не только вещи и иное имущество, но и имущественные права и обязанности, принадлежащие наследодателю на момент смерти. Наследство открывается со смертью гражданина (пункт 1 статьи 1112, статья 1113 Кодекса).
Следовательно, совокупность имущественных прав и обязанностей умершего лица признается наследством – имуществом, предназначенным для приобретения правопреемниками умершего – его наследниками. Они замещают выбывшего из гражданских правоотношений умершего субъекта и становятся вместо него носителями гражданских прав и обязанностей, составивших в совокупности определенное наследство.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Игнатьева З.А. умерла. Наследником имущества умершей по закону является супруг умершей – Игнатьев Н.П.
Следовательно, в силу приведенных выше положений действующего законодательства, Игнатьев Н.П. является стороной в споре о регистрации перехода права собственности на спорные земельные участки, принадлежащие ранее наследодателю Игнатьевой З.А.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
В соответствие с пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Таким образом, по смыслу закона для регистрации сделки по правилам пункта 3 статьи 165 ГК РФ необходимо три условия: соблюдение формы договора; уклонение стороны от регистрации сделки; соответствие сделки закону.
Согласно статье 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации, и если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, фактический переход имущества от Игнатьевой З.А. к Давыдову А.В. по договору купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года состоялся. В пункте 7 договора указано, что действующий на основании нотариальной доверенности представитель продавца фактически передал земельные участки и относящиеся к ним документы в момент подписания договора, который по взаимному соглашению сторон одновременно имеет силу акта приема-передачи.
Договором также подтверждается, что оплата стоимости спорных земельных участков произведена полностью до подписания сторонами договора (пункт 3 договора).
На момент отчуждения земельные участки находилась в собственности продавца, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от 09 октября 1992 года № 24-162.
Договор купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года не был оспорен, недействительным в установленном законом порядке не признан. Сведений о том, что договор является ничтожным или не заключенным, материалы дела не содержат.
Игнатьев Н.П., являющий правопреемником Игнатьевой З.А., знал о том, что в производстве суда находится настоящее гражданское дела, однако действий, направленных на осуществление регистрации перехода права собственности на спорные земельные участки Давыдову А.В. не предпринимал, что расценивается судом как уклонение ответчика от регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац первый).
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ), предусматривающего специальный порядок регистрации прав и перехода прав на недвижимое имущество, указанный федеральный закон введен в действие на всей территории Российской Федерации с января 1998 года.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, поскольку право собственности у Игнатьевой З.А. на спорные земельные участки возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от 09 октября 1992 года, т.е. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, это право признается юридически действительным. Как собственник, Игнатьева З.А. имела право совершать в отношении спорных земельных участков любые сделки, не запрещенные законом.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ (действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Поскольку на момент заключения договора купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года право собственности на земельные участки не было зарегистрировано за продавцом в ЕГРН, в настоящее время правопреемник продавца уклоняется от регистрации сделки, у истца отсутствует реальная возможность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на указанные земельные участки.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и вынесения решения о государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки без государственной регистрации ранее возникших прав наследника продавца по договору купли-продажи – Игнатьева Н.П.
По мнению суда, иным образом имущественные права истца не могут быть восстановлены.
При обращении в суд с настоящим иском Давыдовым А.В. была уплачена государственная пошлина в размере 800 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Между тем, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» установлено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
По мнению суда, разъяснения, содержащиеся в пункте 19 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подлежат применению также в части возмещения расходов на уплату государственной пошлины.
Принимая во внимание, что ответчиком по настоящему делу права истца не оспаривались, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца уплаченной им при подаче иска государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Давыдова Александра Витальевича к Игнатьеву Николаю Павловичу о регистрации перехода права собственности на земельные участки удовлетворить.
Зарегистрировать переход права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: ....., площадью 130 кв.м.; ....., площадью 77,5 кв.м.; ....., площадью 77,5 кв.м.; ....., площадью 28,5 кв.м.: ....., площадью 130,5 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садово-огородного участка, местоположение установлено относительно расположенного за пределами участков ориентира: <адрес> к Давыдову Александру Витальевичу по договору купли-продажи земельных участков от 18 июля 2012 года, заключенному между Игнатьевой Зоей Алексеевной в лице представителя по доверенности Давыдовой Натальи Александровны и Давыдовым Александром Витальевичем без государственной регистрации ранее возникших прав на указанные земельные участки и без обращения Игнатьева Николая Павловича, являющегося наследником Игнатьевой Зои Алексеевны, в орган регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанные земельные участки.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Дружинин
Мотивированное решение по делу изготовлено 20 мая 2019 года.