2а-4958/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Киров 21 ноября 2018 г.
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Федяева С.В.,
при секретаре судебного заседания Араслановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова А. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области, Управлению Роскомнадзора по Кировской области о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Семенов А.В. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области, Управлению Роскомнадзора по Кировской области о признании действий незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что административными ответчиками нарушаются его права, распространяются сведения о персональных данных без его согласия, что подтверждается выписками из ЕГРН, ЕГРП. Истец обращался в Управление Роскомнадзора с заявлением о нарушении его прав, однако согласно ответу последнего, нарушений в действиях ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области не установлено. На основании изложенного, с учетом уточнений, административный истец просит обязать ФГБУ ФКП Росреестра удалить все сведения и персональные данные истца как субъекта, удалить все сведения из ЕГРП и договоров заключенных с Управлением Росреестра по Кировской области. Запретить без согласия истца собирать, использовать, обрабатывать, хранить, передавать, распространять сведения и персональные данные истца. Запретить выдавать выписки из ЕГРП и ЕГРН ха исключением выписки об основных характеристиках объекта без указаний сведений об истце и из договоров, выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРП и ЕГРН. Обязать Управление Росреестра по Кировской области все сведения и персональные данные истца, за исключением фамилии, имени, отчества, серии, номера паспорта, уничтожить. Запретить без согласия истца собирать, использовать, хранить, обрабатывать, передавать, распространять сведения и персональные данные истца. Запретить выдачу выписок из ЕГРН и ЕГРП за исключением выписки об основных характеристиках объекта без указания сведений и данных истца и выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН и ЕГРП. Обязать ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области и Управление Росреестра по Кировской области принимать документы лично от истца при обращении и выдавать лично истцу и сторонам по сделкам в ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области и Управлении Росреестра по Кировской области и филиалах по Кировской области. Обязать Управление Роскомнадзора по Кировской области предоставить истцу отказ в рассмотрении обращения от {Дата изъята}.
В судебном заседание административный истец Семенов А.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Кировской области по доверенности Жукова С.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявлении, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель административного ответчика ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области по доверенности Ившина А.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, на основании доводов, изложенных в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Кировской области по доверенности Замятина Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Доводы, изложенные в письменных возражениях поддержала.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
В судебном заседании установлено, что {Дата изъята} в адрес Управления Роскомнадзора по Кировской области поступило обращение Семенова А.В. за вх. {Номер изъят} по факту возможного нарушения филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области) и администрацией Восточного городского поселения Омутнинского района Кировской области положений Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» при обработке его персональных данных. К обращению была приложена копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от {Дата изъята}. Из доступных к прочтению персональных данных, выписка содержала только фамилию, имя и отчество Семенова А.В. В своем обращении Семенов А.В. указал, что в приложенной к обращению выписке ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области незаконно указан номер СНИЛС, а также незаконно распространяются его персональные данные, содержащиеся в данной выписке. Кроме того, незаконно, без его согласия ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области осуществляло сбор, использование, обработку, хранение и распространение №СНИЛС Семенова А.В. Просил привлечь виновных лиц ФГБУ ФКП Росреестра по Кировской области к ответственности.
Согласно ответу Управления Роскомнадзора по Кировской области {Номер изъят} от 20.08.2018 признаков нарушений требований Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Управлением Роскомнадзора по Кировской области не выявлено.
Рассматривая требования Семенова А.В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области, Управлению Роскомнадзора по Кировской области об обязании ФГБУ «ФКП Росреестр» удалить все сведения и персональные данные истца как субъекта, удалить все сведения из ЕГРП, из договоров, заключенных Управлением Росреестра по Кировской области, запретить без согласия истца собирать, использовать, обрабатывать, хранить, передавать, распространять сведения и персональные данные истца. Запретить выдавать выписки из ЕГРП и ЕГРН, за исключением выписки об основных характеристиках объекта без указания сведений об истце как субъекте, и сведений из договоров, выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН и ЕГРП. Об обязании Управление Росреестра по Кировской области удалить все сведения и персональные данные истца как субъекта за исключением фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта суд приходит к выводу об их необоснованности.
В соответствии с ч.1 ст. 23 от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, на который возложено осуществление функций по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
В соответствии с Положением "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, на территории Кировской области таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области.
Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство относит сведения о частной жизни лица, в том числе персональные данные, к конфиденциальной информации, то есть их обработка (сбор, систематизация, распространение и т.д.) возможна только с согласия лица, к которому они относятся или при наличии иного законного основания.
При этом персональными данными в соответствии со ст. 3 ФЗ "О персональных данных" является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Под распространением персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ "О персональных данных" понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" согласие субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ "О персональных данных" согласие субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) установлены ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулирован ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 6 ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Формы выписок из ЕГРН, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения установлены приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, от 25.12.2015 № 975.
Согласно п. 1 ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.
Содержащиеся в ЕГРН обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости предоставляются лицам, поименованным в ч. 13, 14 ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе руководителям, заместителям руководителей органов местного самоуправления, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий указанных органов в установленной сфере деятельности, в том числе для оказания государственных или муниципальных услуг.
При этом в случае если с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН обратилось лицо, поименованное в ч.ч. 13 и 14 ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то в соответствии с п. 42 приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 в реквизите "правообладатель" выписки из ЕГРН отражаются полные сведения о нем.
В соответствии с п.42 Приказа Минэкономразвития России от 20.06.2016 №378 в реквизите «правообладатель» выписки из ЕГРН отражаются полные сведения о правообладателе, включая ФИО, дату рождения, место рождения, гражданство и СНИЛС. В иных случаях в выписке из ЕГРН указывается только ФИО правообладателя.
Кроме того, в реестр прав на недвижимость вносятся в т.ч. сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке (п. 2 ч. 2 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Условия и порядок предоставления информации, содержащейся в ЕГРН определены ст. 62 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой сведения содержащиеся в ЕГРН, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются по запросам любых лиц в виде выписок из ЕГРН по запросам, составленным по форме.
Приказом Росреестра от 18.10.2016 №П/0515 полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области. Исключение составляют сведения о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, которые уполномочено представлять Управление.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, формы запросов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968, формы выписок из ЕГРН утверждены приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 №378, от 25.12.2015 №975. Следовательно, сведения из ЕГРН предоставляются в объеме, установленном данными приказами.
Из приложенной к обращению Выписки следует, что она была выдана Администрации Восточного городского поселения Омутнинского района Кировской области на основании запроса от {Дата изъята}.
Таким образом, ФГБУ "ФКР Росреестра" по Кировской области вправе обрабатывать без согласия субъекта персональных данных сведения о СНИЛС Семенова А.В. Передача персональных данных (№ СНИЛС Семенова А.В.), содержащихся в Выписке, предоставленной по запросу Администрации Восточного городского поселения Омутнинского района Кировской области не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в случаях установленных ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не является нарушением законодательства о персональных данных, соответственно суд приходит к выводу, что действия работников ФГБУ «ФКП Росреестра» по предоставлению выписок из ЕГРН осуществлены в рамках полномочий оператора по обработке персональных данных.
В соответствии с ч.2 ст. 9 ФЗ №152 «О персональных данных» согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, предусмотренных законом.
Согласно ч.6 ст. 7 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в ЕГРН, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в ЕГРН, ранее внесенные сведения сохраняются.
Согласно пп.4 п.1 ст.6, п.2 ст.9 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных необходима для для исполнения Управлением Росреестра своих полномочий и оказания государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Представителем Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание предоставлены копии двух заявлений от Семенова А.В. в которых он дает согласие на сбор и обработку персональных данных. В судебном заседании Семенов А.В., указанные выше обстоятельства не оспаривал, что так же оценивается судом в качестве доказательств, подтверждающих доводы административного ответчика.
Рассматривая требования административного истца к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области, Управлению Роскомнадзора по Кировской о запрете без согласия истца собирать, использовать, обрабатывать, хранить, передавать, распространять сведения и персональные данные истца; запрете выдавать выписки из ЕГРП и ЕГРН, за исключением выписки об основных характеристиках объекта без указания сведений об истце как субъекте, и сведений из договоров, выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН и ЕГРП. Об обязании ФГБУ «ФКП Росреестр» и Управление Росреестра по Кировской области принимать документы лично от истца при обращении за предоставлением госуслуг и выдавать документы лично истцу и сторонам участникам по сделкам с истцом. Об обязании Управление Роскомнадзора по Кировской области предоставить истцу отказ в рассмотрении обращения от {Дата изъята}, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку обработка персональных данных осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ в императивной форме устанавливающем порядок и способ обработки персональных данных уполномоченными субъектами суд приходит к выводу об их необоснованости.
Факт согласия Семенов А.В. на сбор, обработку его персональных данных подтверждается представленными в судебное заседание надлежащим образом заверенными копиями заявлений административного истца.
Несогласие Семенова А.В. с содержанием ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентирующего действия административных ответчиков в части обработки персональных данных в пределах их компетенции не может быть оценено судом в качестве безусловного основания для удовлетворения требований административного искового заявления.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в части 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что в судебное заседание административным истцом не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения действиями ответчиков прав, свобод и законных интересов административного истца, а так же нарушения действиями административных ответчиков норм ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» и ФЗ N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Семенова А. В. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области», Управлению Росреестра по Кировской области, Управлению Роскомнадзора по Кировской области об обязании ФГБУ «ФКП Росреестр» удалить все сведения и персональные данные истца как субъекта, удалить все сведения из ЕГРП, из договоров, заключенных Управлением Росреестра по Кировской области, запретить без согласия истца собирать, использовать, обрабатывать, хранить, передавать, распространять сведения и персональные данные истца. Запретить выдавать выписки из ЕГРП и ЕГРН, за исключением выписки об основных характеристиках объекта без указания сведений об истце как субъекте, и сведений из договоров, выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН и ЕГРП. Об обязании Управление Росреестра по Кировской области удалить все сведения и персональные данные истца как субъекта за исключением фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта; Запретить без согласия истца собирать, использовать, обрабатывать, хранить, передавать, распространять сведения и персональные данные истца. Запретить выдавать выписки из ЕГРП и ЕГРН, за исключением выписки об основных характеристиках объекта без указания сведений об истце как субъекте, и сведений из договоров, выписки об отказе в предоставлении сведений из ЕГРН и ЕГРП. Об обязании ФГБУ «ФКП Росреестр» и Управление Росреестра по Кировской области принимать документы лично от истца при обращении за предоставлением госуслуг и выдавать документы лично истцу и сторонам участникам по сделкам с истцом. Об обязании Управление Роскомнадзора по Кировской области предоставить истцу отказ в рассмотрении обращения от {Дата изъята} – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.В.Федяев