Дело № 2-154/2024
25RS0017-01-2024-000234-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года пгт. Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Гидрович О.В.,
при секретаре Фадеевой Е.М.,
с участием старшего помощника прокурора Кавалеровского района Приморского края Петрова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО6 края в защиту прав ФИО3, ФИО4, ФИО5 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края, Министерству труда и социальной политики ФИО6 края, ФИО1 края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи,
установил:
<адрес> ФИО6 края обратился в суд в защиту прав ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края, Министерству труда и социальной политики ФИО6 края, ФИО1 края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории <адрес> ФИО6 края в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> на основании обращения ФИО2 С.Ф. проведена проверка соблюдения прав граждан на получение установленной законом единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлены факты нарушения прав ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А., которые зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В результате снегопада на территории <адрес> ФИО6 края в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ были нарушены условия их жизнедеятельности. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО10, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2 М.А., обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера. Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в выплате единовременной помощи им было отказано. Истец полагает, что указанными решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. лишены права на получение государственной помощи, гарантированной государством.
Истцы ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., законный ФИО1 ФИО2 М.А. – ФИО10, ФИО1 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края, Министерства труда и социальной политики ФИО6 края и ФИО1 края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истцы, ФИО1 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края», администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края, ФИО1 края письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, ФИО1 Министерства труда и социальной политики ФИО6 края об уважительных причинах неявки не сообщил.
ФИО1 края представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен, в связи с чем основания для включения их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной помощи в соответствии с п. п. «з» п. 4 порядка №-пп и возложении соответствующей обязанности, отсутствуют. При отсутствии требования истцов об оспаривании заключения комиссии, суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, установление которых отнесено к полномочиям комиссии.
ФИО1 КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» представил письменное возражение, в котором также просил в удовлетворении иска отказать. Считает, что поскольку одним из условий назначения единовременной материальной помощи является нарушение условий жизнедеятельности гражданина, которое комиссией не установлено, у истцов отсутствует право на данную выплату. Доказательств того, что в связи с невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами не представлено. Полагают, что суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления при разрешении вопроса о нарушении условий жизнедеятельности, которые влияют на наличие права граждан на единовременную материальную помощь.
ФИО1 администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края в своем письменном отзыве не возражала против удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 края ФИО9 поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты, имеющие юридическое значение.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 1, 2 ст. 14 закона ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите населения и территории ФИО6 края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа, в числе прочего, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального городского округа.
Постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Согласно п. 1.4, п. п. «а» п. 2.1 Порядка, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 000 руб. при условии проживания гражданина в зоне ЧС и нарушении условий его жизнедеятельности в результате поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» при предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены Административным регламентом Министерства труда и социальной политики ФИО6 края по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденным приказом Министерства груда и социальной политики ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 11.2 указанного административного регламента установлено, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является, в частности, неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.2 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований ФИО6 края.
В силу п. 2.3. указанного порядка, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, покоторым устанавливается указанный факт».
В силу с п. п. 4.5 - 4.7 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ, которое формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики ФИО6 края.
В связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения постановлением Губернатора ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Кавалеровского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Как установлено, прокуратурой <адрес> ФИО6 края, на основании обращения ФИО2 С.Ф., проведена проверка соблюдения прав граждан на получение установленной законом единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренной порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
В ходе проверки установлены факты нарушения прав ФИО2 С.Ф., зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>; ФИО2 А.С., зарегистрированного по адресу: <адрес> фактически проживающего по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>; ФИО2 М.А., зарегистрированного по адресу: <адрес> фактически проживающего по адресу: <адрес>, пгт. Кавалерово, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., законный ФИО1 несовершеннолетнего ФИО2 М.А.. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – ФИО10 обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» с заявлениями о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванной прохождением в декабре 2022 на территории Кавалеровского муниципального округа сильного снегопада.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в выплате единовременной помощи им отказано в связи с тем, что факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, хотя бы по одному критерию, не был установлен.
Согласно п. 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (далее – Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности).
На основании п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности, факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается исходя из следующих критериев: невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта. Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (п. 6).
В соответствии с п. 4 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий.
Согласно заключениям комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации муниципального характера и факта нарушения жизнедеятельности гражданина в результате чрезвычайной ситуации, комиссией с целью установления факта проживания и нарушения условий жизнедеятельности были проведены обследования ДД.ММ.ГГГГ условий жизнедеятельности несовершеннолетнего ФИО2 М.А. по месту жительства: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - условий жизнедеятельности ФИО2 С.Ф. по месту жительства: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - условий жизнедеятельности ФИО2 А.С. по месту жительства: <адрес>.
По выводам указанных заключений, факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 М.А., ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С. не установлен.
Между тем, такой вывод противоречит содержащимся в заключениях комиссии сведениям.
По результатам обследования указанных выше жилых помещений комиссией установлена недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей (отсутствие общественного транспорта в районе проживания заявителей, невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к гражданам остановочного пункта).
Указанный критерий прямо предусмотрен действующим законодательством в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности при чрезвычайной ситуации (п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт»).
Любой из критериев, предусмотренных п. 3 указанного Порядка, является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности. При этом факт обращения заявителей с просьбой об эвакуации в качестве критерия нарушения условий жизнедеятельности в данном Порядке не приведен.
Таким образом, выводы комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о том, что нарушение условий жизнедеятельности ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. не установлено, противоречат действующему законодательству и установленным в ходе судебного разбирательства фактам.
В этой связи, доводы ФИО1 края о том, что суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности заявителей, поскольку ими заключения комиссии не оспорены, не состоятельны. Само обращение истцов к прокурору за восстановлением нарушенного права свидетельствует о несогласии с заключениями комиссии администрации Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края и влечет оспаривание её выводов.
Учитывая, что транспортное сообщение на территории <адрес> в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ было нарушено, что ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, вопреки доводам ответчиков, представление каких-либо дополнительных доказательств нарушения условия её жизнедеятельности, не требуется.
Необращение истцов в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, которые были организованы на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края, нарушение условий жизнедеятельности ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. не исключает, не свидетельствует о том, что в период снегопада они не находились в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью, какой-либо ущерб ей не причинен, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является, поскольку нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и в дополнительном доказывании, не нуждается.
При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> ФИО6 края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности ФИО2 С.Ф., ФИО2 А.С., ФИО2 М.А. в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением на территории Кавалеровского муниципального округа снежного циклона и признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В этой связи требования прокурора <адрес> ФИО6 края о возложении на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» обязанности по включению истцов в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Иск прокурора <адрес> ФИО6 края удовлетворить.
ФИО2 установленным факт нарушения условий жизнедеятельности ФИО3 Фёдоровича (паспорт серии № №), ФИО4 (паспорт серии № №), ФИО5 (СНИЛС №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 Фёдоровича (паспорт серии № №), ФИО4 (паспорт серии № №), ФИО5 (СНИЛС №) пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Кавалеровского муниципального округа ФИО6 края в период времени с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения ФИО6 края» (ИНН 2537108468) обязанность включить ФИО3 Фёдоровича (паспорт серии № №), ФИО4 (паспорт серии № №), ФИО5 (СНИЛС №) в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы или представления через Кавалеровский районный суд Приморского края.
И.о. судьи О.В. Гидрович
Мотивированное решение изготовлено 29.03.2024 года