Решение по делу № 2-169/2024 (2-3494/2023;) от 09.10.2023

Дело № 2-169/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                      город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего - судьи Струковой П.С., при помощнике судьи Дышлевской Т.Ю.

с участием представителя истцов – Подкина Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюленевой ФИО11, Тюленева ФИО12 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, ГУПС «Бюро технической инвентаризации», о сохранении жилого помещения в перепланированном, переустроенном, реконструированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском, в котором просят сохранить в перепланированном/переустроенном и реконструированном виде <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что Тюленева Е.Н. является нанимателем жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес>, по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, а ее сын – Тюленев П.В. вселен в указанное жилое помещение как член семьи нанимателя. Первоначально, спорная квартира была предоставлена в пользование супругу истца – Тюленеву О.Н. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, ее площадь составляла 30,8 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Тюленевым О.Н. получено разрешение Ленинской районной государственной администрации города Севастополя на присоединения к квартире нежилого помещения, разработан и согласован рабочий проект на переоборудование квартиры. В результате реконструкции квартира стала двухкомнатной, ее площадью увеличилась до 42,9 кв.м. С целью сохранения выполненных в жилом помещении работ в декабре 2022 года истцом в Департамент архитектуры и градостроительства город Севастополя подано заявление о согласовании произведенной перепланировки, которое оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что работы по реконструкции и переоборудованию квартиры проведены без соответствующего разрешения. С решением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя истцы не согласны. Более того, отказ ответчика является препятствием для Тюленевой Е.Н.. и Тюленева П.О., проживающих в спорном жилом помещения с 1986 и 2002 года соответственно, в получении его в собственность в порядке приватизации, а потому последние вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.

Представитель истцов в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее от представителя ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя через приемную суда поданы письменные возражения на исковое заявление, в которых в удовлетворении исковых требований просит отказать. Указывает, что в спорной квартире произведена реконструкция без соответствующего разрешения и в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома. Относительно сохранения жилого помещения в перепланированном, переустроенном состоянии представитель ответчика полагает, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, строительных норм и правил, отсутствие угрозы жизни и здоровью иных жильцов.

Через приемную суда заместителем ГУПС «БТИ» в адрес суда направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истцов, исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ч.4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ.

В соответствии с положениями ст.25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170 перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.

Однако в соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.

Как следует из ст.2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п. 14 ст.1 Градостроительного кодекса под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в состав общего имущества, в том числе включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Севастопольского городского Совета народных депутатов на имя Тюленева О.Н. с семьей из четырех человек выдан ордер на право занятия жилого помещения жилой площадью 16,36 кв.м в квартире по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ году Ленинская районная госадминистрация на обращение Тюленева О.Н. сообщила, что не возражает против присоединения самовольно занятого помещения, переданного ранее в аренду горбольнице при условии разработки проекта перепланировки квартиры предприятием «Укрпроектреконструкция», согласования его с Управлением жилищного хозяйства, горСЭС и Госпожнадзором. Также указано на необходимость предоставления согласованного проекта на рассмотрении в районную госадминистрацию.

Государственным проектно-изыскательским институтом «Укрпроектреконструкция» по заказу Тюленва О.Н разработан рабочий проект перепланировки квартиры по адресу: <адрес>. Острякова, <адрес>.

Согласно отметка на проекте, он согласован с директором РЭП-7, архитектором Ленинского района, отделом пожарной охраны УВД, главным государственным врачом Ленинского района города Севастополя.

Как усматривается из технического паспорта на спорную квартиру, составленного ГУПС «БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что она состояла из жилой комнаты 17,2 кв., кухни 6,8 кв.м, коридора – 4,1 кв.м,, санузла в размере 2,7 кв.м., общая площадь квартиры составила 30,8 кв.м.

ГУПС «БТИ» по запросу суда представлены архивные документы, согласно которым спорная квартира после реконструкции состоит за двух жилых комнат площадью по 12,4 кв.м, коридора 4,1 кв.м, санузла 2,7 кв.м, кухни 17,2 кв.м, общая площадь составила 43,2 кв.м.

В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ обозначено, что площадь исследуемой квартиры увеличилась за счет присоединения части нежилого помещения аптеки. Согласно экспликации, площадь квартиры составила 43,2 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ на заявление Тюленевой Е.Н. о согласовании перепланировки, выполненной в спорном жилом помещении, Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> отказано в выдаче документов, позволяющих сохранить жилое помещение в перепланированном виде, по причине отсутствия соответствующего решения об их проведении.

В последующем квартира по адресу: <адрес>, распоряжением Департамента по имущественным земельным отношениям города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ -РДИ, включена в реестр собственности города Севастополя, что также подтверждается выпиской из реестра собственности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

В ЕГРН содержатся сведения о площади жилого помещения – 30,8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ между Тюленевой Е.Н. и Департаментом капитального строительства заключен договор социального найма жилого помещения в отношении квартиры площадью 30,8 кв.м. по адресу: <адрес> указанием совместно вселяемого члена семьи – Тюленева П.О.,

В сентябре 2023 года истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги «Передача в собственность граждан, занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда)».

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ .1-50/02/23, истцу в предоставления испрашиваемой услуги отказано по тем основаниям, что в квартире проведена реконструкция (площадь квартиры увеличилась за счет присоединения части жилого помещения: аптеки).

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, расположенной на первом этаже жилого <адрес>. Острякова в <адрес>, проведены работы по реконструкции, перепланировке и переустройству.

В результате проведенных работ, реконструированная перепланированная и переустроенная квартира стала двухкомнатной общей площадью 43,2 кв.м, которая включает в себя следующие помещения: коридор 4,1 кв.м, санузел площадью 2,7 кв.м, кухню площадью 6,8 кв.м, жилую комнату площадью 17,2 кв.м и жилую комнату площадью 12,4 кв.м.

Как установлено экспертом при проведении работ по реконструкции, перепланировке и переустройству <адрес> по адресу: <адрес>, общедомовое имущество жилого дома затронуто не было.

Согласно экспертному заключению, проводились работы по реконструкции и перепланировке, а именно:

- выполнены работы по закладке дверного проема в помещении аптеки с придомовой территории,

- выполнен демонтаж ненесущей перегородки в помещении аптеки, устройство дверного проема в ненесущей перегородке между помещением жилой комнаты пл. 17.2 кв.м и смежным с ним помещением аптеки пл. 12.4 кв.м.

По завершению таких работ помещение аптеки было переоборудовано в жилую комнату пл. 12.4 кв.м и присоединено к квартире.

Перепланировка, произведенная в квартире истца, соответствует требованиям строительных норм, экологическим и противопожарным требованиям, санитарно-эпидемиологическим правилам, квартира имеет работоспособные несущие конструкции, инженерные сети. Помещение не является ветхим и аварийный, не имеет признаков значительно физического износа основных несущих конструкций, не нуждается в проведении капитального ремонта, соответствует параметрам микроклимата помещений здания, не несет и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Также эксперт пришел к выводу, что объект исследования после проведенных работ по реконструкции, перепланировке и переустройству соответствует градостроительным нормам и правилам, а именно – в предоставленных на исследование материалах имеется проект, кроме того, установлено, что проведенные работы по реконструкции, перепланировке и переустройству не привели к нарушению прочностных характеристик конструкций квартиры и жилого дома в целом. что согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ, допускает отсутствие разрешения на строительство.

Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым законом к его содержанию и существу. Эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. Вышеуказанное заключение эксперта оценивается судом по правилам ст. 86 ГПК РФ, установленным в статье 67 ГПК РФ, наравне с доказательствами, представленными сторонами по делу. У суда сомнений оно не вызывает.

Истцы, обращаясь с настоящим иском, указывают, что завершенная реконструкция не была узаконена, однако ее проведение было согласовано в 1994 году с государственными органами исполнительной власти Украины, истцы проживают в квартире на протяжении длительного времени, являются нанимателями жилого помещения – двухкомнатной квартиры по договору социального найма, а потому полагают, что этого достаточно для сохранения квартиры в реконструированном виде.

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что реконструкция объекта недвижимости произведена в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины. Между тем, начатая истцами процедура оформления выполненных работ по реконструкции жилого помещения завершена не была.

В силу статьи 5 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 2780-XII "Об основах градостроительства", статьи 9 Закона Украины ДД.ММ.ГГГГ N 687-XIV "Об архитектурной деятельности" строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами в порядке, установленным действующим законодательством.

Порядком предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденным Министерством Украины по делам строительства и архитектуры 1993 года, установлен порядок и условия предоставления разрешения на выполнение работ по новому строительству, расширению, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту объектов строительства.

Частью 2 указанного Порядка предусмотрено, что для регистрации объекта и получения разрешения на выполнение строительных работ застройщик (заказчик) должен представить ряд документов, в том числе решение о согласовании строительства или государственного исполнительного органа в случае делегирования ему Советом своих полномочий в этом вопросе.

Как установлено судом, в результате проведенной реконструкции создан новый объект недвижимого имущества, поскольку присоединение к квартире иного нежилого помещения изменило первоначальный объект.

В соответствии с Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными Приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ДД.ММ.ГГГГ N 76, перепланировка жилых помещений многоквартирных домов разрешается после получения разрешения исполнительного комитета местного совета народных депутатов (пункт 1.4.1 Правил).

После проведения перепланировки заказчику необходимо обратиться в бюро технической инвентаризации для получения нового технического паспорта объекта (Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденная Приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от ДД.ММ.ГГГГ N 127).

В соответствии с частью 2 статьи 382 Гражданского кодекса Украины собственникам квартиры в двух- или многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей совместной собственности помещения общего пользования, опорные конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и прочие оснащения за пределами или внутри квартиры, которое обслуживает больше одной квартиры, а также сооружения, здания, которые предназначенные для обеспечения потребностей всех собственников квартир, а также собственников нежилых помещений, которые расположены в жилом доме.

Частью 2 статьи 383 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что собственник квартиры может на свое усмотрение осуществлять ремонт и изменения в квартире, предоставленной ему для использования как единого целого, при условии, что эти изменения не приведут к нарушениям прав собственников других квартир в многоквартирном жилом доме и не нарушат санитарно-технических требований и правил эксплуатации дома.

Аналогичные положения содержатся и в законодательстве Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

Пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ предусмотрено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.

Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 40 ЖК РФ).

Исходя из положений указанных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции жилого помещения в многоквартирном доме, влекущей уменьшение размера общего имущества. В его отсутствие нельзя признать такую реконструкцию проведенной в соответствии с требованиями закона. Надлежащим подтверждением наличия согласия всех собственников на реконструкцию жилого помещения в многоквартирном доме является соответствующее решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Как установлено судом в отношении спорного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Ленинская районная государственная администрация города Севастополя согласовала присоединение самовольно занятого нежилого помещения аптеки при условии разработки проекта перепланировки в «Укрпроектреконструкция», его согласования с управлением Жилищного хозяйства, горСЭС и Госпожнадзором, указав на необходимость предоставления на рассмотрение согласованного проекта в районную госадминистрацию.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательства того, что истцами после согласования в 1994 году рабочего проекта с надзорными органами были получены соответствующие документы и разрешения на реконструкцию жилого помещения либо предпринимались для этого необходимые меры, вышеуказанные требования законодательства исполнены не были.

Суд также обращает внимание, что в результате произведенной реконструкции помещение аптеки фактически было присоединено к спорной квартире в качестве жилой комнаты.

Порядок перевода нежилого помещения в жилое установлен главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Решением суда не может быть подменена соответствующая процедура и решения, отнесенные к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, отсутствие доказательств обращения истцов в органы местного самоуправления с заявлением об изменении статуса присоединенного ими помещения на «жилое», также является основанием для оставления заявленных исковых требований без удовлетворения.

Более того, строительные работы по присоединению к квартире иного помещения, повлекли изменение параметров, как квартиры, так и многоквартирного дома в целом, а потому для их проведения требовалось соответствующее согласие всех собственников помещений этого дома, однако такое согласие отсутствует.

Тот факт, что спорная квартира после проведения реконструкции соответствует требованиям строительно-технических, градостроительных, санитарных норм и правил, пожарной безопасности, не создает угрозы жизни и здоровья для граждан, в отсутствие доказательств соблюдения истцами административной процедуры по получению разрешения на выполнение строительных работ и согласия собственников многоквартирного дома на изменение его параметров, не может являться достаточным основанием для сохранения жилого помещения в реконструированном виде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Тюленевой ФИО13, Тюленева ФИО14 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, ГУПС «Бюро технической инвентаризации», о сохранении жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, в перепланированном, переустроенном, реконструированном состоянии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                 П.С. Струкова

2-169/2024 (2-3494/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тюленев Павел Олегович
Тюленева Елена Николаевна
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Другие
ГУПС "БТИ"
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Департамент капитального строительства города Севастополя
Подкин Егор Геннадьевич
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
28.06.2024Производство по делу возобновлено
04.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
06.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее