УИД 10RS0001-01-2024-000154-44
Дело № 2-193/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Каменевой А.А., |
с участием представителя истца прокурора | Журавлева Б.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия к администрации Беломорского муниципального округа, муниципальному общеобразовательному учреждению Беломорского муниципального района «Сумпосадская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность территории образовательного учреждения,
у с т а н о в и л:
прокурор Беломорского района Республики Карелия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Беломорского муниципального округа, муниципальному общеобразовательному учреждению Беломорского муниципального района «Сумпосадская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ БМР «Сумпосадская СОШ») о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность территории образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МОУ БМР «Сумпосадская СОШ» относится к четвертой категории объектов опасности по критерию антитеррористической защищенности, образовательная организация имеет на балансе два помещения, в которых осуществляется образовательная деятельность: здание школы, расположенное по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 4, здание интерната, расположенное по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 3. Территория вокруг каждого из зданий в нарушение п.п. «в», «и», «м» Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов» не имеет периметрального ограждения в виде забора, здания частично огорожены сеткой-рабицей, вход на территорию зданий свободный, в связи с чем школа и интернат не защищены от несанкционированного доступа третьих лиц. Требования к периметральному ограждению образовательной организации установлены ГОСТ Р 57278-2016, согласно положениям которого оно должно иметь высоту не менее 2,5 м. Учредителем образовательного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств применительно к его финансированию является администрация округа.
По указанным фактическим обстоятельствам прокурор просит:
1. обязать администрацию Беломорского муниципального округа в срок не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения территорий школы и территории интерната;
2. обязать МОУ БМР «Сумпосадская СОШ» в срок не позднее 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по установке периметрального ограждения территории школы, территории интерната, посредством возведения ограждающих конструкций с 4 сторон территории каждого здания, отвечающее требованиям ГОСТ Р 57278-2016, высотой не менее 2,5 м.
В судебном заседании помощник прокурора Журавлев Б.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что территория школы и территория интерната находятся на существенном отдалении друг от друга, разделены дорогой общего пользования, в связи с чем требуется установить два самостоятельных периметральных ограждения вокруг каждого здания (интерната – по ул. Школьная, д.3, школы – по ул. Школьная, д. 4). В настоящее время территория образовательных учреждений огорожена частично сеткой-рабицей, высота которой не превышает 1,5 метров.
Ответчики представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их личного участия. В письменных возражениях не оспаривают тот факт, что отсутствие забора существенно снижает требования антитеррористической защищенности, однако полагают установку такого забора нецелесообразной, поскольку по инициативе Правительства Республики Карелия ведется работа по реализации проекта строительства многофункционального социально-культурного комплекса в с. Сумский Посад, основанием проектирования объекта является государственное задание на плановые периоды 2023 - 2024 гг. Застройщиком и техническим заказчиком является Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры республики. В рамках данного проекта планируется строительство двух зданий: образовательного и административного. Строительство нового забора будет нерентабельно, поскольку здание школы по проекту пойдет под снос, а здание планируемого социально-культурного комплекса существенно больше.
Исследовав письменные материалы дела и заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу подп. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, а также юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1 Требований).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6 Требований).
Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий): объекты (территории) четвертой категории опасности, в том числе объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек (п.п. «г» п. 13 Требований).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (п. 43 Требований).
Как установлено подпунктами «и», «м» 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от территории.
Порядок реализации мероприятий, установленных в данных пунктах, конкретизируется в требованиях иных подзаконных нормативно-правовых актов, а также в методических рекомендациях относительно их применения.
Так, порядок реализации мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания посторонних лиц на территории образовательного учреждения установлен разделом «Безопасность территории образовательной организации» Методических рекомендаций для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности, направленных Письмом Минкомсвязи России от 10 апреля 2020 г. № ЛБ-С-088-8929. Методические рекомендации содержат указание на необходимость ограждения территории общеобразовательной организации по всему периметру. Общеобразовательным организациям рекомендуется: иметь ограждение высотой от 1,5 метров; иметь ограждение, оборудованное с запирающими устройствами (засов, замок) или запирающимися воротами (шлагбаумом) для въезда автотранспорта; иметь ограждение с калитками (воротами) для прохода обучающихся и посетителей.
Требования к минимальной высоте ограждений предусмотрены в ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения», распространяющем свое действие на ограждения, предназначенные для защиты периметра охраняемого объекта, установлено, что высота ограждения должна быть не менее 2,5 м.
Системное толкование приведенных подзаконных нормативно-правовых актов обуславливает вывод о том, что мероприятия по установлению ограждения по периметру территории образовательного учреждения, высотой не менее 2,5 м, являются обязательными. Выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Судом установлено, что МОУ БМР «Сумпосадская СОШ» является образовательной организацией, основным видом деятельности которой по ОКВЭД является 85.14 «образование среднее общее», имеет четыре лицензии на осуществление образовательной деятельности, в том числе № 10Л01 0006, № 10Л01 0007090 2512, 2512 бессрочная, Л035-01219-10/00226230, реализует различные образовательные программы, осуществляет образовательную деятельность, в том числе по двум адресам: в здании школы (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д.4), в здании интерната (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 3).
Здание школы и здание интерната находится в собственности администрации Беломорского округа, переданы в оперативное управление МОУ БМР «Сумпосадская СОШ», вещные права зарегистрированы во ФГИС ЕГРН.
Актуальными на дату рассмотрения дела паспортами безопасности здания школы и здания интерната, а также актами обследования и категорирования данных объектов от 2019 и 2022 г. подтверждается, что здания школы и интерната частично огорожены деревянными заборами с сеткой рабицей, которые требуют ремонта. Объектам присвоена 4 категория террористической опасности.
Из акта осмотра и фототаблицы к нему, а также объяснений прокурора, следует, что здания находятся на значительном удалении друг от друга, каждое из зданий имеет самостоятельную прилегающую территорию и контингент обучающихся, здания разделяет дорога общего пользования.
Из фототаблицы к акту осмотра усматриваются аналогичные обстоятельства. В связи с тем, что территории зданий огорожены лишь частично, при этом низкими (менее 1,5 метров) деревянными блоками, на которые натянута сетка-рабица, суд полагает установленным тот факт, что доступ на территорию образовательных организаций свободный.
Ответчики при рассмотрении дела не оспаривали факт отсутствия периметрального ограждения территории зданий.
В связи с отсутствием периметрального ограждения территории здания школы и здания интерната прокурором Беломорского района 30 ноября 2023 г. внесено представление в адрес директора МОУ БМР «Сумпосадская СОШ».
В ответ на внесенное преставление письмом директора МОУ БМР «Сумпосадская СОШ» от 26 декабря 2023 г. прокурору Беломорского района сообщено, что установка периметрального ограждения нерентабельна в связи с тем, что здание школы, вероятно, будет снесено в связи со строительством многофункционального социально-культурного комплекса.
Суд не может принять доводы ответчиков о планируемом сносе зданий школы и интерната как о достаточном основании для отказа в иске. Сведений о том, что уже утверждены конкретные сроки сноса зданий в материалы дела не представлено. В настоящее время школа осуществляет образовательную деятельность по заявленным адресам, в связи с чем требования антитеррористической защищенности объектов должны соблюдаться в целях исключения прав обучающихся.
По указанным основаниям суд полагает исковые требования прокурора о возложении на школу обязанности установить периметральное ограждение по четырем сторонам территории школы, а также по четырем сторонам территории здания интерната, высотой не менее 2,5 метров, отвечающее требованиям ГОСТ Р 57278-2016, обоснованными и удовлетворяет.
Между тем, на случай изменения фактических обстоятельств до момента исполнения судебного решения (прекращение образовательной деятельности в здании школы и здании интерната в связи с их подготовкой к сносу) ответчик вправе просить суд прекратить исполнительное производство в связи с утратой возможности исполнения требований исполнительного документа.
Разрешая требования о возложении на администрацию округа обязанность осуществить финансирование мероприятий по установке забора и наружного освещения, суд принимает во внимание то обстоятельство, что Уставом МОУ БМР «Сумпосадская СОШ», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», а также сведениям ФГИС ЕГРЮЛ, подтверждается, что финансирование деятельности школы осуществляет её учредитель Беломорский муниципальный округ в лице исполнительно-распорядительного органа администрации, учредитель является собственником здания школы и здания интерната, а также земельного участка, на которых они расположены. По указанным основаниям суд полагает обоснованными и удовлетворяет требования прокурора о возложении на администрацию Беломорского муниципального округа обязанности по осуществлению финансирования указанных выше мероприятий.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия по исполнению судебного решения могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Прокурор просит установить для администрации Беломорского муниципального округа срок для финансирования мероприятий по установке периметрального ограждения – 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а образовательной организации для реализации мероприятий по установке периметрального ограждения – 9 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание то обстоятельство, что иск инициирован прокурором для реализации прав несовершеннолетних обучающихся на безопасность образовательного процесса для их жизни и здоровья, суд приходит к выводу о том, что предложенные прокурором сроки являются адекватными указанному им предмету защиты.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчика муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Сумпосадская СОШ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в бюджет округа государственную пошлину в размере 300 руб.
С ответчика администрации Беломорского муниципального округа государственная пошлина не подлежит взысканию в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать администрацию Беломорского муниципального округа (ОГРН 1231000006775) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Сумпосадская СОШ» (ОГРН 1021000978668) по установке периметрального ограждения территории здания школы (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 4) и здания дошкольной группы (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 3), отвечающее установленным требованиям.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Сумпосадская СОШ» (ОГРН 1021000978668) в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по установке периметральных ограждений территории здания школы (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 4) и территории здания дошкольной группы (Республика Карелия, Беломорский район, с. Сумский Посад, ул. Школьная, д. 3), посредством возведения ограждающих конструкций с четырех сторон каждого из зданий, отвечающих требованиям ГОСТ Р 57278-2016, высотой не менее 2,5 метров.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения Беломорского муниципального района «Сумпосадская СОШ» (ОГРН 1021000978668) государственную пошлину в доход бюджета округа в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 25 апреля 2024 г.