Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 июля 2018 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Арсеньевой Н.В.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административных истцов Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. – адвоката Чистякова В.М., представителей Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В. и Татаринцева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1037/18 по административному иску Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. о признании недействующими в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, и «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647,
У С Т А Н О В И Л :
Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. обратились в Самарский областной суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что Музыка В.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Кроме того, до 31 июля 2017 года Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. на праве общей совместной собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год». В указанный выше «Перечень…» (в редакции приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 25 декабря 2015 года № 3265) включены принадлежащие административным истцам на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>:
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м.;
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м.
Кроме того, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год». В указанный выше «Перечень…» включены принадлежащие Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>:
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м.;
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м.
Также, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год». В указанный выше «Перечень…» включено под пунктом № принадлежащее Музыка В.А. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Административные истцы полагают, что включение указанных выше объектов недвижимости в «Перечни…», утвержденные приказами Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, является необоснованным, поскольку принадлежащее им нежилые помещения не могут быть отнесены к объектам бытового обслуживания в связи с тем, что в них не осуществляется оказание услуг населению. В названных выше нежилых помещениях размещается медицинская клиника «Центр стоматологии доктора Музыка». Данные нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, административные объекты, гаражи, ранее предоставленном ЖСК «<данные изъяты>» для строительства десятиэтажного жилого дома и подземного гаража по адресу: <адрес>.
20 февраля 2018 года административные истцы обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами № и №, в целях исключения данных объектов недвижимости из указанных выше «Перечней…». Однако, в удовлетворении заявления было отказано.
На основании изложенного, Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. просят суд признать недействующими:
- пункты № и № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033;
- пункты № и № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;
- пункт № «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, со дня их принятия.
В судебном заседании представитель административных истцов Чистяков В.М., действующий на основании доверенности от 7 мая 2018 года № и ордера от 20 апреля 2018 года №, заявленные административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше, и дополнил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты без фактического осмотра указанных выше объекта недвижимости, что привело к необоснованному отнесению их к объектам, подпадающим под положения ст. 378.2 НК РФ.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2017 года №, и Татаринцев С.А., действующий на основании доверенности от 26 декабря 2017 года №, административные исковые требования не признали, пояснили, что включение спорных объектов недвижимости в «Перечни…», утвержденные приказами Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа. Так, согласно полученным сведениям объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № являются нежилыми помещениями в нежилом здании общественно-торгового центра с кадастровым номером №.
В связи с этим, руководствуясь пунктами 1, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 12 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года № 402, министерством имущественных отношений Самарской области было принято решение об определении вида фактического использования нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № как объектов, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица Гринько Е.А. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просит суд рассмотреть дело без ее участия, заявленные административные исковые требования полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Прокурор Валюткина С.Ш. полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативно-правовые акты не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административных истцов в части налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, свидетелей ФИО1 и ФИО2, заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы…
…Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта…
Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 372 этого же Кодекса).
Статей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно статье 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области», налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год». Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» 30 ноября 2015 года.
В указанный выше «Перечень…» включены:
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Музыка В.А.;
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, до 31 июля 2017 года принадлежавшее Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. на праве общей совместной собственности.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год». Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» 24 ноября 2015 года, а также в газете «Волжская коммуна» от 24 ноября 2016 года № 313 (29859), от 29 ноября 2016 года № 316 (29862) и от 30 ноября 2016 года № 318 (29864).
В указанный выше «Перечень…» включены:
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Музыка В.А.;
- под пунктом № – нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, до 31 июля 2017 года принадлежавшее Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. на праве общей совместной собственности.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», который опубликован в газете «Волжская коммуна» от 31 октября 2017 года, № 218 (30176), от 1 ноября 2017 года № 283 (30178), от 2 ноября 2017 года № 285 (30180) и от 16 ноября 2017 года № 297 (30192), а также на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru».
В указанный выше «Перечень…» включено под пунктом № принадлежащее Музыка В.А. на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Автозаводского районного суда г.Тольятти от 18 февраля 2005 года, свидетельствам о государственной регистрации права от 23 мая 2005 года и от 9 ноября 2006 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 7 марта 2018 года № и №, от 21 марта 2017 года №, от 14 марта 2018 года № и №, договором мены от 24 октября 2006 года, а также договором купли-продажи от 19 июля 2017 года.
Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административных истцов, Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. не оспаривают соблюдение министерством имущественных отношений Самарской области порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативных правовых актов, к процедуре их принятия, правил введения нормативных правовых актов в действие, порядка их опубликования и вступления в силу.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами нормативные правовые акты приняты министерством имущественных отношений Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме приказов министерства имущественных отношений Самарской области, подписаны уполномоченным лицом, опубликованы на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области «www.mio.samregion.ru» и в газете «Волжская коммуна» до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов настоящего административного дела, нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № включены в «Перечни…», утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Административным ответчиком были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Акты фактического использования объектов недвижимости, на момент внесения указанных выше нежилых помещений в «Перечни…», не составлялись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;…
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № входят в состав нежилого здания – общественно-торговый центр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, которое включено в качестве самостоятельного объекта недвижимости в «Перечни…», утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, под пунктами №, № и № соответственно.
В техническом паспорте нежилого здания с кадастровым номером № содержатся сведения о том, что названный объект недвижимости является общественно-торговым центром с подземными гаражами.
Данное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 10 326 кв.м., по указанному выше адресу, который имеет виды разрешенного использования: магазины, административные объекты, гаражи.
Согласно представленному административными истцами заключению кадастрового инженера от 24 мая 2018 года №, нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, используются:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м. – под размещение медицинской стоматологической клиники;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м. – под размещение логопедического кабинета.
Процентное отношение площади офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади указанных выше нежилых помещений установить невозможно в связи с неиспользованием данных объектов недвижимости для целей, указанных в ст. 378.2 НК РФ.
Общая площадь помещений, которые могут быть использованы для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером № составляет 2 245,30 кв.м., что соответствует 12% от общей площади объекта.
Допрошенная в судебном заседании кадастровый инженер ФИО1 подтвердила, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № фактически не используются для целей, указанных в ст. 378.2 НК РФ. Пояснила, что приведенный выше вывод о том, что в нежилом здании с кадастровым номером № могут быть использованы для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания помещения площадью 2 245,30 кв.м., что соответствует 12% от общей площади объекта, был сделан ею на основании сведений технической документации.
В процессе рассмотрения настоящем административного дела судом, на основании определения от 25 мая 2018 года, было поручено ГКУ «Региональный центр недвижимости» провести осмотр объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и № на предмет установления вида их фактического использования.
Согласно актам осмотра объекта недвижимого имущества от 13 июля 2018 года, нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 46 кв.м. используется под размещение: логопедического класса площадью 25,3 кв.м., медицинского кабинета площадью 12,1 кв.м., коридора и тамбура площадью 8,6 кв.м.; а нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 128,7 кв.м. используется под размещение: офиса площадью 12,6 кв.м., централизованного приемного помещения площадью 32,5 кв.м., медицинский кабинетов площадью 52,6 кв.м., стерилизационной площадью 9,4 кв.м., ординаторской площадью 14,1 кв.м., санузлов площадью 37 кв.м. и технического помещения (компрессорной) площадью 2 кв.м.
Вместе с тем, из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 13 июля 2018 года следует, что установить вид фактического использования нежилого здания – общественно-торговый центр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не представилось возможным, в связи с непредставлением доступа в него.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля специалист ГКУ «Региональный центр недвижимости» ФИО2 также подтвердил, что спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № фактически не используются для целей, указанных в ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, из материалов настоящего административного дела усматривается, что нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 128,7 кв.м. фактически используется под размещение ООО «<данные изъяты>», осуществляющего медицинскую деятельность в области стоматологии, а нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 46 кв.м. фактически используется под размещение логопедического кабинета, осуществляющего деятельность в области логопедии. Следовательно, спорные нежилые помещения не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
С учетом изложенного, суд полагает, что административным ответчиком не доказан факт соответствия спорных нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса российской Федерации.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>: с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., и с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., не соответствуют критериям нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и(или) объектов бытового обслуживания по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации, в связи с чем требования административных истцов подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что спорные нежилые помещения входят в состав нежилого здания общественно-торгового центра с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем виды разрешенного использования: магазины, административные объекты, гаражи, не имеет правового значения по настоящему административному делу и не может быть принято судом во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что нежилые помещения с кадастровыми номерами № и № являются самостоятельными объектами права. В связи с этим, в соответствии с п. 2 ч. 1 и ч. 5 ст. 378.2 НК РФ, для отнесения данных нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, следовало установить факт размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Однако, таких доказательств суду представлено не было.
При вынесении настоящего решения суд учитывает и то обстоятельство, что нежилое здание – общественно-торговый центр, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, до настоящего времени не сдано в эксплуатацию в установленном законом порядке, сведения о правах кого-либо на него в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Суд также полагает обоснованными требования Музыки В.А. и Музыки Ю.Г. о признании недействующими оспариваемых нормативных правовых актов со дня их принятия.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет в соответствии со статьей 382 настоящего Кодекса по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Из решения Думы городского округа Тольятти от 12 ноября 2014 года № 50 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» следует, что в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога составляет 2% от кадастровой стоимости объекта налогообложения, а в отношении иных объектов – 0,5%.
Следовательно, необоснованным включением спорных нежилых помещений в «Перечни…», утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, нарушены права административных истцов.
В данном случае, включение нежилых помещений с кадастровыми номерами № и № в «Перечни…», утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, от 14 ноября 2016 года № 1907 и от 18 октября 2017 года № 1647, произведено в целях налогообложения на 2016, 2017 и 2018 годы соответственно.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2016 год, на 2017 год и на 2018 год), признание их отдельных положений не действующими с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Музыка В.А. и Музыка Ю.Г. удовлетворить.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033, в части включения в него:
- под пунктом № – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом № – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него:
- под пунктом № – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- под пунктом № – нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 46 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 128,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июля 2018 года
Председательствующий: Непопалов Г.Г.