Судья Гельфенштейн В.П. |
№ 33-3952/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2017 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.
судей Гудковой Г.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2017 г. по иску Афанасьева А. В. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о включении периода учебы в стаж, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за непоследовательности записей в трудовой книжке ответчик не включил в его страховой стаж и общий трудовой стаж период обучения в СПТУ № 5 г. Костомукши с 02.10.1989 по 27.06.1990 за исключением периода с 02.04.1990 по 22.06.1990. Истец полагая, что спорный период обучения повлияет на размер его пенсии в сторону увеличения, просил обязать ответчика включить обозначенный период в стаж, произвести перерасчет пенсии.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГБПОУ РК «Костомукшский политехнический колледж».
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал ответчика включить истцу в страховой стаж периоды учебы с 03.10.1989 по 01.04.1990, с 23.06.1990 по 27.06.1990, произвести перерасчет страховой пенсии с учетом включенных в указанный стаж периодов. С ответчика в доход бюджета Костомукшского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С данным решением в части возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его в указанной части отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что истец с заявлением о перерасчете пенсии с пенсионный орган не обращался. При этом расчет пенсии истца произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который является более выгодным. Отмечает, что при перерасчете истцу страховой части пенсии по п. 4 ст. 30 Закона, размер пенсии будет более низким и невыгодным для истца.
В суд апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 09.03.2015 истец Афанасьев А.В., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости.
При назначении пенсии истцу в его страховой стаж и общий трудовой стаж ответчик не учел периоды обучения в Профессионально-техническом училище № 5 г. Костомукша с 03.10.1989 по 01.04.1990, с 23.06.1990 по 27.06.1990, при этом в общий трудовой стаж истца был учтен период учебы с 02.04.1990 по 22.06.1990 (производственная практика).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции принял решение о возложении на ответчика обязанности по включению в страховой стаж истца периодов учебы с 03.10.1989 по 01.04.1990 и с 23.06.1990 по 27.06.1990.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем его законность в данной части не является в силу п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ предметом проверки апелляционной инстанции.
Между тем, не изменяя решение суда по существу, судебная коллегия полагает необходимым, с учетом положений ст. ст. 89, 91 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указать на включение указанных периодов в общий трудовой стаж Афанасьева А.В., поскольку данные периоды не являются страховыми периодами работы истца.
Удовлетворяя заявленные истцом требования в части возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчет страховой пенсии по старости с учетом спорных периодов, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении пенсии у истца имелось право на зачет данных периодов в страховой стаж.
Вместе с тем с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии с 01.01.2002 определялись в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшим до 01.01.2015.
В связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п. 1 ст. 30).
В соответствии с п. 2 ст. 30 названного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, то есть в порядке, аналогичном исчислению размера пенсии по нормам ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» с применением и без применения индивидуального коэффициента пенсионера, соответственно.
При этом к расчетному размеру трудовой пенсии, исчисляемому по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяются определенные ограничения.
Формулы, по которым происходит расчет размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приведены в соответствующих п. п. 3 и 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрена возможность застрахованному лицу в целях увеличения размера трудовой пенсии выбрать наиболее выгодный вариант определения расчетного размера трудовой пенсии при осуществлении оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002.
Возлагая на ответчика обязанность по перерасчету истцу пенсии, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 23 ФЗ «О страховых пенсиях» и обстоятельства того, что истец к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости не обращался, в связи с чем у ответчика отсутствовала возможность дать истцу необходимые разъяснения о возможных вариантах расчета пенсии, соответственно, у истца отсутствовала возможность определиться для с наиболее выгодным для себя вариантом расчета пенсии.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что права истца на перерасчет пенсии ответчиком нарушены не были, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика являются заслуживающими внимания, решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности произвести Афанасьеву А.В. перерасчет пенсии, с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 05 сентября 2017 г. по настоящему делу отменить в части возложения на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) обязанности произвести Афанасьеву А.В. перерасчет пенсии с учетом включенных в страховой стаж периодов учебы. Принять в указанной части новое решение об отказе Афанасьеву А.В. в иске.
В остальной части решение суда по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Абзац 2 резолютивной части решения изложить в следующей редакции.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) включить Афанасьеву А.В. в общий трудовой стаж периоды учебы в Профессионально-техническом училище № 5 г. Костомукша с 03.10.1989 по 01.04.1990, с 23.06.1990 по 27.06.1990.
Председательствующий
Судьи