Решение по делу № 2-894/2024 от 31.01.2024

29RS0018-01-2023-005259-21

Дело № 2-894/2024 04 апреля 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Терентьевой А.А., при секретаре Кравец Т.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рубан Елены Владиславовны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделению судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, начальнику отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Меджидовой Юлии Мамедовне, судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тропникова А.А., судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Киселевой Екатерине Альбертовне, Федеральной службе судебных приставов России, судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тетеревлеву Алексею Сергеевичу о признании незаконными решении, действии (бездействия), взыскании ущерба, компенсации морального вреда,

    

установил:

Рубан Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, начальнику ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу-старший судебный пристав Меджидовой Ю.М., судебному приставу исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тропниковой А.А. о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, компенсации морального вреда в размере 630 000 руб., о взыскании ущерба в виде возврата списанных средств за ноябрь 2023 г. в сумме 6 465 руб. 89 коп.

В обоснование заявленных требований указала, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска Тетеревлевым А.С. в нарушение требований действующего законодательства производились удержания по исполнительному документу в размере 50 процентов, в том числе, с получаемой ею пенсии, величина которой менее установленного прожиточного минимума. Указывает также, что для разрешения данного вопроса она неоднократно обращалась как непосредственно к судебному приставу-исполнителю, так и в УФССП, но в нарушение установленных требований ее обращения должным образом разрешены не были. Из-за действий ответчиков она понесла убытки, в виде списанных сумм за ноябрь 2023 г.

Просит обязать ответчиков окончить исполнительное производство № 96180/22/29024-ИП от 24.11.2022, открытое судебным приставом – исполнителем Тетеревлевым А.С. и возобновленным после его закрытия приставом Тропниковой А.А., а также взыскать убытки в сумме 6 465 руб. 89 коп.

Также просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 630 000 руб.

По определению суда, к участию в дела в качестве соответчиков были привлечены судебный пристав исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Киселева Екатерина Альбертовна, Федеральная служба судебных приставов России, судебный пристав исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тетеревлев А.С., в качестве третьего лица МУП "Водоочистка".

Истец Рубан Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчиков ФССП России и УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Торопова Т.С. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, по доводам изложенным в письменных возражениях, полагает, что требования истца не основаны на законе. Возврат денежных средств за ноябрь 2023 г. истцу произведен, после ее устного заявления о сохранении прожиточного минимума и рассмотрения судом аналогичных требований истца по другим периодам. Пенсия истца ниже величины прожиточного минимума, что установлено судебным приставом-исполнителем. Исполнительное производство не окончено, поскольку весь комплекс мероприятий по оценки имущества судебным приставом-исполнителем еще не проведен.

Ответчики ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО, начальник ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО Меджидова Ю.М., СПИ ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО Тропникова А.А., СПИ ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО Киселева Е.А., СПИ ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО Тетеревлев А.С., третье лицо МУП «Водоочистка» о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в суд не явились.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее.

В ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска на исполнении находится исполнительное производство от 04.05.2023 № 61083/23/29024-ИП (судебный пристав Киселева Е.А.), возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист № ФС 031164400 от 07.07.2022, предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени в размере: 591 191 руб. 82 коп. в отношении должника Рубан Е.В. в пользу взыскателя МУП «Водоочистка».

04.05.2023 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 61083/23/29024-ИП.

22.05.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства в Тверском отделении № 8607 ПАО СБЕРБАНК. С банковского счета списаны денежные средства в размере 6 538 руб. 10 коп. и перечислены взыскателю.

18.08.2023 вынесено постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства должника.

20.08.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника.

С пенсии должника взысканы денежные средства в размере 25 863 руб. 56 коп., из них 6 465 руб. 89 коп. возвращены Рубан Е.В.

22.05.2023 поступили денежные средства в размере 6 530 руб. 59 коп., платежное поручение 997274, перечислены взыскателю № 66863 от 24.05.2023.

10.08.2023 поступили денежные средства в размере 07.51 руб., платежное поручение 999747, перечислены взыскателю № 101062 от 16.08.2023.

07.09.2023 поступили денежные средства в размере 6 465 руб. 89 коп., платежное поручение 13931, перечислены взыскателю № 109004 от 11.09.2023.

09.10.2023 поступили денежные средства в размере 6 465 руб. 89 коп., платежное поручение 79793, перечислены взыскателю № 119213 от 12.10.2023.

09.11.2023 поступили денежные средства в размере 6465 руб. 89 коп., платежное поручение 145873 перечислены взыскателю № 127952 от 14.11.2023.    

07.12.2023 поступили денежные средства в размере 6 465 руб. 89 коп., платежное поручение 205569, возвращены должнику №6822 от 11.12.2023, Тверское отделение №8607 ПАО СБЕРБАНК, счет 42306810063009387918, бик 042809679

07.12.2023 вынесено постановление о снятии обращения взыскания с пенсии должника.

24.01.2024 направлено поручение о проверке факта проживания и имущественного комплекса должника по адресу: <адрес> в ОСП по Вышневолоцкому, Спировскому и Фировскому районам. Исполнительное производство было приостановлено.

14.02.2024    исполнительное производство возобновлено ввиду исполнения поручения, установлено, что должник проживает по адресу только в летний период.

Согласно ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") возможность удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания, установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Исходя из буквального прочтения приведенной статьи, она не содержит запрета на установление размера удержания в максимальном пределе.

Ходатайств от должника по исполнительному производству Рубан Е.В. о снижении процента удержания или сохранении прожиточного минимума в отделение не поступало. Как пояснила представитель ответчика, Рубан Е.В. неоднократно обращалась в ОСП в устном порядке. Также она неоднократно обращалась в суд по аналогичным спорам за иной период.

Федеральным законом от 29.06.2021 №234-Ф3 внесены изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которым исполнительное производство осуществляется на принципах неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника- гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума.

Федеральным законом предусмотрен заявительный порядок сохранения прожиточного минимума. Должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода.

Удержанные денежные средства перечислены в адрес взыскателей по исполнительному производству в счет погашения задолженности, часть денежных средств возвращены Рубан Е.В., убытки на стороне истца отсутствуют.

Требование истца об обязании ответчиков окончить исполнительное производство № 61083/23/29024-ИП от 04.05.2023 удовлетворению не подлежит, поскольку обращение на доходы должника не производится, все действия в рамках исполнительного производства (оценка имущественного комплекса должника, проверка по месту жительства имущества) в рамках исполнительного производства № 61083/23/29024-ИП от 04.05.2023 еще не произведены в полном объеме.

Относительно требований истца о взыскании убытков суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (статья 75.1 Конституции Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 апреля 2022 г. N 15-П, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту прав и свобод, в том числе судебную, которая должна реализовываться на основе равенства всех перед законом и судом, быть полной, и эффективной, отвечать критериям соразмерности, обеспечивая равновесие, между правами и законными интересами всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников (статьи 8 и 19; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1). При определении баланса конституционно значимых интересов необходимо принимать во внимание характер этих интересов (пункт 2 названного постановления).

Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. N 9-П, от 10 февраля 2006 г. N 1-П и др.).

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В числе принципов, на которых осуществляется исполнительное производство, - уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

К мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (пункт 2 части 3 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Частью 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В статье 29 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания и определен порядок удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона "О страховых пенсиях" удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 340-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О, от 19 июля 2016 г. N 1713-О и др.).

До 1 января 2023 г. назначение и выплата страховых пенсий в Российской Федерации осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации через его региональные отделения.

С 1 января 2023 г. функции по назначению и выплате страховой пенсии возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации определялась Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)".

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утратило силу с 1 января 2023 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".

Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением, осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием средств Пенсионного фонда.

23 июня 2016 г. между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено Соглашение об информационном взаимодействии (далее - Соглашение), целью которого является организация защищенного электронного документооборота между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и определения общих принципов взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения к его предмету отнесено, в частности, направление территориальными органами Пенсионного фонда России в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России уведомлений об исполнении либо о невозможности исполнения постановления с указанием причин (абзац третий пункта 2.1 Соглашения); направление территориальными органами Пенсионного фонда России в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов России информации об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (абзац четвертый пункта 2.1 Соглашения).

В абзаце пятом пункта 2.1 Соглашения указано, что взаимодействие в рамках реализации абзацев второго - четвертого этого пункта осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Разделом III Соглашения установлены особенности взаимодействия территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами Пенсионного фонда России, в рамках которого:

- территориальные органы ФССП России получают от территориальных органов ПФР уведомления с указанием причин о невозможности исполнения постановлений, а также информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (пункт 3.1.3 Соглашения);

- территориальные органы ПФР получают от ФССП России постановления в форме электронного документа (пункт 3.2.1); уведомляют территориальные органы ФССП России посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о невозможности исполнения постановления с указанием причин, в числе которых поступление постановления на взыскание из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (подпункт "е" пункта 3.2.2 Соглашения), иные причины, определенные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (подпункт "к" пункта 3.2.2 Соглашения).

Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

До 1 января 2023 г. обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его региональных отделений (пенсионные органы), которые при исполнении названных обязанностей, в том числе при производстве удержаний из пенсии должника-гражданина на основании исполнительного документа, должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

По общему правилу, при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина, являющегося пенсионером, может быть удержано не более 50 процентов пенсии. При этом законодательство об исполнительном производстве и законодательство о пенсионном обеспечении прямо не предусматривают минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания. Вместе с тем, возможна ситуация, при которой пенсия является для должника-гражданина единственным источником средств существования. В таком случае необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего не только путем соблюдения стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником-гражданином своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, и реализацию их социально-экономических прав, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

С целью соблюдения названных целей и принципов пенсионному органу как исполняющему публичные функции в силу своей компетенции при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на пенсию должника-гражданина необходимо дать правовую оценку возможности удержания денежных средств из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и сделать вывод о возможности или о невозможности исполнения такого исполнительного документа.

Если размер пенсии должника-гражданина с учетом указанного в исполнительном документе размера удержаний будет менее установленной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионному органу необходимо уведомить соответствующий территориальный орган службы судебных приставов посредством системы межведомственного взаимодействия о невозможности удержаний из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и, соответственно, о невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку при его исполнении могут быть нарушены такие основные принципы исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для, существования должника-гражданина и членов его семьи. Пенсионному органу также необходимо уведомить должника-гражданина о поступлении такого исполнительного документа и о том, что при удержании из его пенсии денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, оставшаяся часть его пенсии будет менее прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Невыполнение пенсионным органом названных действий и последующее удержание пенсионным органом из пенсии должника-гражданина денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, приведшее к тому, что должник-гражданин и лица, находящиеся на его иждивении, лишаются необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, дает такому должнику-гражданину право ставить вопрос о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию денежных средств из его пенсии и в связи с этим о возврате незаконно удержанных из его пенсии денежных средств применительно к положениям главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из представленных доказательств, взысканные с истца денежные средства возращены, в том числе за ноябрь 2023 г. в размере 6 465 руб. 89 коп., удержаний с пенсии Рубан Е.В. более не проводится, в связи с чем не полежит компенсации какой-либо заявленный ущерб.

Изложенное, по мнению суда, подтверждает и определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2023 №71-КГ23-3-К3.

Вместе с тем, суд считает, что взыскание судебным приставом-исполнителем с Рубан Е.В. денежных средств, находящихся на счетах в банках, в силу изложенного выше, является правомерным.

Таким образом, по мнению суда, требования истца о взыскании с ответчиков убытков удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что рассматриваемая пенсия является для истца единственным источником существования, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Величина прожиточного минимума пенсионера в г. Архангельске на 2023 год установлена постановлением Правительства Архангельской области от 08.12.2022 № 1024-ПП в размере 13 881 руб. Размер пенсии истца составляет 11 780 руб. 84 коп. Представитель ответчика в судебном заседании не отрицала, что судебным приставом было установлено, что размер пенсии истца ниже прожиточного минимума.

В силу статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется, в том числе на принципе неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Как уже указывалось, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).

Следовательно, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и реализации социально-экономических прав.

При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основное содержание прав должника, в частности, с тем чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.

Таким образом, по мнению суда, вынесение судебным приставом-исполнителем постановление об обращении взыскания на доходы должника, в том числе на его пенсию, без предварительного установления ее размера являлось преждевременным и фактически не соответствовало требованиям действующего законодательства.

Данный вывод подтверждает и кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2019 по делу № 4-КА19-26.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Исходя из положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Установлено, что в результате рассматриваемой ситуации истец была вынуждена бороться за восстановление своего нарушенного права, в том числе путем обращения в суд.

По мнению суда, при данных обстоятельствах истец испытывала нравственные страдания, чувство несправедливости и незащищенности от неправомерных действий государственного органа, что негативно отражалось на ее психологическом состоянии.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства, касающиеся допущенного в отношении истца нарушения, повлекшего нарушение личных неимущественных прав Рубан Е.В., их последствия, индивидуальные особенности истца, степень ее нравственных страданий, степень вины ответчика, отсутствие для истца наступления тяжких последствий, а также, учитывая принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России за счет казны Российской Федерации в пользу Рубан Е.В., в сумме 7 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Рубан Е.В. необходимо отказать.

Доводы истца о необходимости проведения проверки все ответчиков (наличие лицензии у ответчиков, хищение денежных средств, мошенничество, оставление в опасности, геноцид), суд отклоняет, поскольку не являются полномочиями суда по данному делу. Истец не лишена возможности обратиться в органы внутренних дел с заявлением о проверке наличии факта совершенного преступления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Рубан Елены Владиславовны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, отделению судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, начальнику отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Меджидовой Юлии Мамедовне, судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тропникова А.А., судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Киселевой Екатерине Альбертовне, Федеральной службе судебных приставов России, судебному приставу исполнителю отделения судебных приставов по Исакогорскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тетеревлеву Алексею Сергеевичу о признании незаконными решении, действии (бездействия), взыскании ущерба, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов России (ИНН 7709576929) за счет казны Российской Федерации в пользу Рубан Елены Владиславовны (ИНН ) 7 000 руб. денежной компенсации морального вреда.

В удовлетворении остальной части исковых требований Рубан Елены Владиславовны - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 апреля 2024 г.

Председательствующий А.А. Терентьева

2-894/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рубан Елена Владиславовна
Ответчики
ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Судебный пристав исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП РФ по АО и НАО Тетеревлев Алексей Сергеевич
Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Судебный пристав исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Тропникова А.А.
Судебный пристав исполнитель ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Киселева Екатерина Альбертовна
Начальник ОСП по Исакогорскому округу г. Архангельска УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - старший судебный пристав Меджидова Юлия Мамедовна
Федеральная служба судебных приставов России
Другие
МУП "Водоочистка"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Терентьева А.А.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
31.01.2024Регистрация административного искового заявления
31.01.2024Передача материалов судье
02.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2024Предварительное судебное заседание
19.02.2024Предварительное судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Судебное заседание
11.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее