УИД 41RS0001-01-2022-004780-06
Дело № 2-3596/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2022 г. г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск - Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Барышевой Т.В.,
при секретаре Коробкове В.Р.,
с участием истца ФИО9,
представителя ответчиков ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голованёвой ФИО6 к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
Голованёва Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее администрации ПКГО) Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Управление КХиЖФ АПКГО) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование требования указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Истец является пенсионером по старости, состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, указанная квартира является единственным местом жительства. На основании распоряжения администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р г. спорный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу, дано указание на расторжение договоров социального найма в срок до ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени другое жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
В судебном заседании истец ФИО9 требования иска уточнила: просила предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом интересов членов семьи: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5
Представитель ответчиков Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО8, действующая на основании доверенностей, требования иска не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, в котором указала, что спорный многоквартирный дом включен в программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно указанной программе срок расселения граждан из указанного многоквартирного дома, признанного аварийными и подлежащим сносу, установлен до ДД.ММ.ГГГГ Указывая на то, что истцом не предоставлено доказательств наличия реальной угрозы жизни при проживании в спорном жилом помещении, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
Третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 участия в рассмотрении дела не принимали.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (п. п. 1, 3).
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 указанной выше статьи).
Из разъяснений, данных в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что установлено частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу п. 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условия с точки зрения безопасности.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, ФИО9 на состав семьи, включающий: ФИО10, ФИО3, ФИО5, ФИО2 по договору социального найма от йДД.ММ.ГГГГ предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, общей жилой площадью 17,8 кв.м.
Распоряжением администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском признан аварийным и подлежащим сносу; на Комитет по управлению жилым фондом администрации ПКГО возложена обязанность в срок до 31 декабря 219 г. принять меры к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда по указанному многоквартирному дому.
На основании распоряжения администрации ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ №-р, срок принятия мер по расторжению договоров социального найма по спорному жилому помещению продлен до ДД.ММ.ГГГГ
В письме от ДД.ММ.ГГГГ Управление КХиЖФ АПКГО доводит до сведения ФИО9, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, признан аварийным, подлежащим сносу, включен в раздел 1 адресного перечня Подпрограммы 1 Муниципальной программы – перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; срок реализации программы установлен до ДД.ММ.ГГГГ
В представленном письме содержится информация, что ФИО9 стоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер очереди – 2476.
Вместе с тем, в силу разъяснений, изложенных в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как указано в техническом заключении №-ТО по состоянию обследования многоквартирного жилого <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, выполненном ООО «АктивПроект», по заданию Комитета по управлению жилым фондом администрации ПКГО, в ходе обследования были зафиксированы дефекты и повреждения: увлажнение фундамента в цокольном помещении здания; причиной послужило значительное увлажнение и биоповреждение по фасаду в осях 6-1 и разрушение отмостки; зафиксирован значительный скол бетона подпорной стойки; зафиксировано искривление горизонтальности линии стен, перекос крылец, оконных и дверных проемов, данные факт свидетельствует о неравномерной осадке фундаментов.
По результатам осмотра прилегающей территории выявлено, что здание стоит на площадке, с значительным перепадов высот.
Вместе с тем, происходит замачивание грунтов основания в результате интенсивного снеготаяния и обильного выпадения осадков, причиной служит нарушение вертикальной планировки вокруг здания.
Кроме того в ходе обследования выявлены: искривление горизонтальных линий фасадов; повреждение отделочного слоя обшивки стен в виде отслоения краски и щели между досками; по фасадам здания выявлены следы увлажнения, биоповреждения, выпучивание, гниения, и повсеместное отсутствие досок обшивки несущих стен; зафиксированы повреждения отделочного слоя в виде отслоения краски, сколов штукатурки и сеток трещин; внутри здания зафиксировано увлажнение стен по причине промочек; внутри здания зафиксированы многочисленные трещины по отделочному слою здания.
По результатам инструментального обследования установлено, что среднее значение влажности древесины—14,8 %, что значительно превышает требования к влажности древесины (14%) в изделиях в соответствие с ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов I для строительства».
Исходя из выявленных дефектов, учитывая общее состояние здания, а также наличие деформаций и дефектов древесины обшивки, и несущих стен сделан вывод о техническом состоянии стен здания, согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», - аварийное.
В ходе осмотра установлены дефекты перекрытий: перекрытие цокольного этажа имеет дефекты в виде разрушения несущих балок; перекрытие над цокольных этажом повреждено гнилью; выявлены многочисленные трещины по потолочной поверхности перекрытий; зафиксировано увлажнение чердачного перекрытия; балки чердачного перекрытия повреждены трещинами вдоль волокон древесины. Исходя из выявленных дефектов, учитывая общее состояние здания, а также наличие деформаций, сделан вывод об аварийном состоянии перекрытий.
В заключении указано, что техническое состояние междуэтажных лестниц оценивается как неудовлетворительное.
Как следует из заключения, в процессе обследования стропильной конструкции и кровли были зафиксированы следующие дефекты и повреждения: элементы стропильной системы увлажнены и повреждены гнилью, что может привести к их надлому; зафиксированы прогибы стропильных ног; выявлены глубокие трещины в узлах примыкания подкосов; отсутствуют элементы наружного организованного водоотвода; местами чердачные помещения захламлены.
По результатам инструментального обследования установлено, что среднее значение влажности стропильной системы W-15,6 %, что значительно превышает требования к влажности древесины (14%) в изделиях в соответствие с ГОСТ 8242-88 «Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства».
Техническое состояние стропильной системы, на момент обследования оценивается как аварийное; установлено, что в <адрес> отопительные приборы демонтированы.
Кровельное покрытие на момент обследования находится в удовлетворительном техническом состоянии.
На основании обследования спорного многоквартирного дома эксперт пришел к заключению о том, что несущие конструкции жилого здания находятся в аварийном состоянии имеют следы гниения, участки разрушения, повреждения, приводящие к их деформации. Наибольшее количество дефектов влияют на снижение несущей способности и могут привести к внезапному обрушению конструкций; общее техническое состояние строительных конструкций обследуемого здания на момент обследования оценивается как аварийное.
В заключении указано, что физический износ составляет 67%, техническое состояние оценено как ветхое, стоимость ремонта здания установлена в размере 93-120 % от восстановительной стоимости, указано на то, что проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно.
С учетом полученных выводов о техническом состоянии конструкций эксперт пришел к выводу о том, что здание является признано не пригодным для проживания, дальнейшая эксплуатация помещений не рекомендована.
Проанализировав представленные в материалы дела заключения по результатам обследования технического состояния строительных конструкций дома, с учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу о том, что дальнейшая эксплуатация квартиры категорически опасна для жизни и здоровья проживающих в ней людей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что дальнейшее проживание в спорном жилом помещении до установленного срока расселения дома- ДД.ММ.ГГГГ представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с проживанием в доме.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно представленным из ЕГРН выпискам от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО9 на праве собственности не владеют жилыми помещениями на территории Камчатского края.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, правовое регулирование спорного вопроса, с учетом того, что ответчик никаких мер в данной ситуации по выполнению требований, предусмотренных ст. 86 Жилищного кодекса РФ, по отселению истца и членов его семьи из многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, не предпринимает, заявленные требования к ответчикам по отселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению по договору социального найма в г. Петропавловске-Камчатском, по договору социального найма на состав семьи из чтырех человек, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Голованёвой Е.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010) предоставить Голованёвой ФИО6 (паспорт 30 10 452556) на состав семьи, включая ФИО2 (паспорт 30 15 541151), ФИО3 (паспорт 30 17 585425), ФИО4 (паспорт 30 13 511688), Голованёва ФИО5 (паспорт 30 09 427121), вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Петропавловска-Камчатского, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Т.В. Барышева
Подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края №