Дело № 2а-748/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 28 августа 2019 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Латфуллин И.Г.,
при секретаре Сумароковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26-28 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Макарова А. Б. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и главе муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании ответа незаконным и возложении обязанности по определению границ красных линий, проходящих рядом с его земельным участком,
установил:
Макаров А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Вельский муниципальный район» и главе муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании ответа незаконным и возложении обязанности по определению границ красных линий, проходящих рядом с его земельным участком,
В обоснование заявленных требований указал, 21 марта 2019 года он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении сведений (информации) о нормативно-правовом акте, которым установлены границы «красных линий», проходящих через предоставленный ему в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с просьбой о предоставлении выкопировки. ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ, в котором (с приложением выкопировки ) указана граница «красной линии» Х:<данные изъяты> и Y:<данные изъяты>, которая проходит через его земельный участок. Основанием для установления границы «красной линии» служит постановление Главы МО «Вельский муниципальный район» № от 29 декабря 2016 года, которым утвержден «Проект планировки территории и проекта межевания территории для строительства линейного объекта «газопровода высокого, среднего и низкого давления МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области»». Считает полученный ответ административного ответчика в части установления «красных линий» через предоставленный ему земельный участок незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку основанием для установления границы «красной линии» служит постановление Главы МО «Вельский муниципальный район» № от 29 декабря 2016 года, которым утвержден «Проект планировки территории и проекта межевания территории для строительства линейного объекта «газопровода высокого, среднего и низкого давления МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области»». Считает полученный ответ административного ответчика в части установления «красных линий» через предоставленный ему земельный участок незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку в Проекте от 2016 года не установлены и не проектировались поворотные точки «красных линий», поэтому ссылка в ответе административного ответчика о том, что «Границы красных линий в МО «Аргуновское» установлены и входят в состав проекта безосновательна и незаконна. Кроме того, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Красная линия не может проходить через уже отведенный земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд. Изначально
ему на основании приказа ОПХ «Лодыгинское» №-п от 04.11.89 г. и Решения Муравьевского сельского совета народных депутатов № от 30.11.1989г. был выделен земельный участок для строительства жилого дома в д.Лучинской, согласование которого было произведено в установленном на тот момент порядке. Данный земельный участок поставлен им на кадастровый учет 26.11.2002 года, то есть на момент формирования вышеуказанного земельного участка в 2007 г. не были утверждены Правила землепользования и застройки МО «Аргуновское» (дата их утверждения 06.12.2017 года, решение Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» №). Схема размещения газопровода по <адрес> установлена посередине дороги. Согласно имеющегося в свободном доступе ПЗиЗ МО «Аргуновское» и карты зонирования территории (утвержденное решением сессии собрания депутатов
МО «Вельский муниципальный район» № от 06.12.2017 года) не содержат информации о расположении красных линий в <адрес>.
В судебном заседании административный истец Макаров А.Б. и его представитель Измайлов А.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно указав, что в своем ответе ответчики не вправе были указывать кардиналы красных линий, поскольку на территории МО «Аргуновское» они не установлены, Проектом планировки и межевания газопровода красные линии также не устанавливались.
Представитель административных ответчиков, главы МО «Вельский муниципальный район» и администрации МО «Вельский муниципальный район», в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, согласно отзыва иск не признал, указав, что Постановлением главы МО «Аргуновское» от 04 мая 2007 года № Макарову А.Б. предоставлен земельный участок площадью 0,3000га, по адресу: <адрес> на 11 (одиннадцать) месяцев с 01 мая 2007 года по 31 марта 2008 года, заключен договор аренды земельного участка №. Постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 30 декабря 2011 года № Макарову А.Б. предоставлен в аренду сроком на пять лет (с 22.04.2009 по 21.04.2014) земельный участок по адресу: <адрес>. Заключен договор аренды земельного участка от 21.02.2012 №, но договор аренды земельного участка не был зарегистрирован. Распоряжением главы МО «Вельский муниципальный район» от 17 апреля 2017 года № была назначена к проведению плановая выездная проверка органом муниципального земельного контроля в отношении Макарова А.Б., составлен акт проверки от 25 мая 2017 года. При осмотре и обмере земельного участка установлено, что площадь используемого земельного участка превышает площадь земельного участка, который стоит на государственном кадастровом учете на 994 кв.м. Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Макаров А.Б. использует земельный участок, площадью 3000 кв.м. в отсутствие оформленных прав и использует самовольно занятый земельный участок, площадью 994 кв.м. Макарову А.Б. выдано предписание об устранении выявленного нарушения. Он так же был привлечен к административной ответственности за нарушение земельного законодательства. Была назначена внеплановая проверка в отношении Макарова А.Б., установлено, что она продолжает использовать земельный участок, право на который не оформил, а также самовольно занятый земельный участок площадью 994 кв.м.. Было выдано предписание со сроком исполнения до 22 июля 2018 года. Макаров был привлечен к административной ответственности. 20 марта 2018 года от Макарова А.Б. поступило заявление о согласовании границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в котором ему было отказано, поскольку земельный участок выходит за границу красной линии застройки. Не согласившись с данным ответом, Макаров А.Б. обратился в Вельский районный суд, по решению которого и апелляционному определению Архангельского областного суда исковое заявление Макарова А.Б. было удовлетворено частично. Постановлением главы МО «Аргуновское» от 05.12.2016 № были назначены публичные слушания по проекту планировки территории, содержащий проект межевания территории для строительства линейного объекта «Газопровод высокого, среднего и низкого давления МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области. Публичные слушания проведены 29.12.2016. Согласно заключению по публичным слушаниям замечаний по проекту не поступали. Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от 29.12.2016 № проект был утвержден. В проекте межевания в составе проекта планировки территории координаты красных линий не указаны, отображены проектируемые красные линии. Кадастровый план земельного участка – это выписка из Единого государственного реестра недвижимости, которая изначально выдается в черно-белом формате.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 названного Федерального закона).
В соответствии с часть 1 статьи 19 Устава МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области (далее Устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и в соответствии с настоящим уставом наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании пп. «а, л» ч.1 ст. 20 Устава, определена компетенция главы муниципального образования в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности: осуществляет общее руководство деятельностью администрации, определяет основные направления деятельности администрации муниципального образования по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации муниципального образования; организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений.
Согласно чч.1 и 2 ст. 23 Устава, администрация муниципального образования - постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - в соответствии с настоящим Уставом наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области. Администрация муниципального образования состоит из главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, заместителей главы местной администрации, органов местной администрации, структурных подразделений органов местной администрации, внутриструктурных подразделений.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 42 Устава, граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального образования. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании п.4 ст.10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены сроки рассмотрения письменного обращения: Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
На основании постановления администрации МО «Вельский муниципальный район» от 03 октября 2018 года № Дорофеев Д.Ю. вступил в должность главы МО «Вельский муниципальный район» с 03 октября 2018 года в связи с избранием на эту должность, на основании решения Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» шестого созыва № от 12 сентября 2018 года «Об избрании главы МО «Вельский муниципальный район» Архангельской области.
26 марта 2019 года Макаров А.Б. обратился в администрацию МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о предоставлении информации о нормативно-правовом акте, согласно которому установлены границы «красных линий», проходящих через предоставленный ему в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и выкопировки.
15 апреля 2019 года главой МО «Вельский муниципальный район» Дорофеевым Д.Ю. дан ответ Макарову А.Б., согласно которому сообщено, что границы «красной линии» в МО «Аргуновское» установлены и входят в состав проекта планировки территории и проекта межевания территории для строительства линейного объекта «газопровода высокого, среднего и низкого давления МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области», утвержденных постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № от 29 декабря 2016 года. К ответу приложена выкопировка с указанием координат поворотных точек «красной линии» газопровода рядом с границами земельного участка №.
Основанием к удовлетворению административного иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В ходе судебного разбирательства установлено, что по решению Вельского районного суда Архангельской области от 08 августа 2018 года, с изменениями по апелляционному определению Архангельского областного суда от 21 февраля 2019 года иск Макарова А.Б. к администрации МО «Вельский муниципальный район» об установлении границ земельного участка удовлетворены частично, установлено местоположение границы земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>) и землями общего пользования в точках 1-3 в следующих координатах характерных точек: 1 – Координаты: <данные изъяты>. В остальной части исковых требований Макарову А.Б. отказано.
Основанием для установления данной границы для суда апелляционной инстанции послужила судебная землеустроительная экспертиза 04 февраля 2019 года, которая содержит общий план земельного участка с кадастровым номером № (<адрес>), в котором красным цветом (по характерным точкам 1,2,3) отражена граница между земельным участком с кадастровым номером № и землями общего пользования, желтым цветом отражены границы земельных участков для строительства линейного объекта «Газопровод высокого, среднего и низкого давления в МО «Аргуновское», которые друг от друга находятся на расстоянии, на плане указаны параллельно, земельный участок газопровода не пересекаются и не накладываются с земельным участком с кадастровым номером №.
В Правилах землеустройства и застройки МО «Аргуновское», в карте градостроительного зонирования <адрес>, кадастровом плане территории, плане координат характерных точек красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером № и выписок из планов отражены охранная зона системы газоснабжения (2 метра с каждой стороны газопровода), расположение земельного участка с кадастровым номером № и красных линий.
Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» от 29.12.2016 № утвержден проект планировки территории и проект межевания территории для строительства линейного объекта «Газопровод высокого, среднего и низкого давления МО «Аргуновское» Вельского района Архангельской области. В проекте координаты красных линий не указаны, отображены проектируемые красные линии.
Из анализа данных документов следует, что красные линии находятся за пределами границ земельного участка с кадастровым номером 29:01:150102:50, установленные решением суда.
При проверке законности данного главой МО «Вельский муниципальный район» Дорофеевым Д.Ю. ответа, суд приходит к выводу, что ответ дан в сроки, установленные законодательством, подписан уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных Уставом муниципального образования «Вельский муниципальный район» полномочий, с соблюдением установленного порядка рассмотрения обращений граждан и не нарушает права и законные интересы истца.
Несогласие Макарова А.Б. с содержанием ответа главы МО «Вельский муниципальный район» не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку в рамках рассмотрения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, юридически значимым обстоятельством является наличие нарушений со стороны органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, указанных в статье 218 КАС РФ.
Сам факт рассмотрения обращения Макарова А.Б. и направление письменного ответа заявителю по результатам такого рассмотрения свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления вышеприведенных требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).
При таких обстоятельствах, учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств, а также указанные нормы права, суд приходит к выводу, что достаточных и законных оснований для удовлетворения заявленных требований Макарова А.Б. не имеется, все приведенные доводы в их обоснование несостоятельны, действия административного ответчика совершены в рамках норм федерального законодательства, в пределах его компетенции и полномочий, права и свободы административного истца им не нарушены и не созданы препятствия к осуществлению административным истцом его прав и свобод, в связи с чем, в удовлетворении административного иска надлежит отказать полностью.
Требования административного истца о том, что административные ответчики должны указать точные координаты красной линии, проходящей возле его земельного участка не имеет правового значения к спорным правоотношениям, поскольку в отношении указанных обстоятельств истец вправе избрать иной способ защиты, если полагает свои права нарушенными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Макарова А. Б. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и главе муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании ответа незаконным и возложении обязанности по определению границ красных линий, проходящих рядом с его земельным участком, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельской областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий подпись И.Г. Латфуллин