Дело № 2-5282/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 21 сентября 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Копытовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибирцева МА, Римша МА, Баталова МА к Министерству здравоохранения Челябинской области о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Сибирцев М.А., Римша И.В., Баталов П.А. обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с протоколом Консилиума НИИ пульмонологии ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, постоянно, до отмены указанного препарата.
В обоснование иска указано, что в соответствии с протоколом Консилиума НИИ пульмонологии ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, истцам Сибирцеву М.А., Римше И.В., Баталову П.А. в связи с имеющимися заболеваниями назначен лекарственный препарат <данные изъяты> постоянно, пожизненным показаниям. Однако на сегодняшний день вопрос об обеспечении жизненно важным и необходимым препаратом не решен.
Истец Баталов П.А. и представитель истцов Лазутина М.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме. Просили обеспечить лекарственными препаратами в соответствии с решениями консилиумов ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России.
Истцы Сибирцев М.А., Римша И.В. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения, просили о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области - Косенко И.В. в судебном заседании пояснила, что рекомендованные лекарственные препараты не зарегистрированы в реестре лекарственных средств Российской Федерации, в связи с чем, на льготных условиях не представляется возможным обеспечить истцов указанными препаратами.
Представители третьих лиц ГАУЗ ОТКЗ «Городская клиническая больница № <адрес>», ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № <адрес>», ГАУЗ «Городская больница № <адрес>», привлеченные к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.
Представитель третьего лица ФГБУ «НИИ пульмонологии» ФМБА России, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, согласно представленным медицинским документам Сибирцеву М.А. установлен диагноз - <данные изъяты>.
Согласно справке серии МСЭ-2020 № от ДД.ММ.ГГГГ Сибирцеву М.А. установлена <данные изъяты>
Согласно протоколу Консилиума НИИ пульмонологии ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, Сибирцев М.А. по жизненным показаниям нуждается длительно на постоянной основе в медикаментозной терапии лекарственным препаратом <данные изъяты>
Согласно представленным медицинским документам Римше И.В. установлен диагноз - <данные изъяты>.
Согласно справке серии МСЭ-2012 № от ДД.ММ.ГГГГ Римше И.В. установлена <данные изъяты>
Согласно протоколу Консилиума НИИ пульмонологии ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, Римша И.В. по жизненным показаниям нуждается длительно на постоянной основе в медикаментозной терапии лекарственным препаратом <данные изъяты>
Согласно представленным медицинским документам Баталову П.А. установлен диагноз - <данные изъяты>.
Согласно справке серии МСЭ-2015 № от ДД.ММ.ГГГГ Баталову П.А. установлена <данные изъяты>
Согласно протоколу Консилиума НИИ пульмонологии ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, Баталов П.А. по жизненным показаниям нуждается длительно на постоянной основе в медикаментозной терапии лекарственным препаратом <данные изъяты>
Необходимость в обеспечении истцов по жизненным показаниям указанными лекарственными препаратами подтверждена также протоколами заседания врачебных комиссий ГАУЗ ОТКЗ «Городская клиническая больница № <адрес>», ГАУЗ ОЗП «Городская клиническая больница № <адрес>», ГАУЗ «Городская больница № <адрес>».
Обеспечение истцов лекарственными препаратами не производится в связи с тем, что препараты «<данные изъяты>» не зарегистрированы в реестре лекарственных средств Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39, 41 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; каждый имеет право на жизнь; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу ст.10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и др.
Согласно ст. 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение инвалидов, лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее-Порядок).
При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1.-2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствие со стандартами медицинской помощи и по смыслу п. 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно.
Пунктом 4 данного постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим разработку и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383, является Министерство здравоохранения Челябинской области.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обеспечение инвалида необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия лекарственного препарата в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи. Также обеспечение лекарственными препаратами инвалида должно происходить в соответствии с назначениями врача, постоянно и в необходимом объеме.
В соответствии с п. 7 Постановления Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года № 383 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства здравоохранения Челябинской области» Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения; организует размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения; заключает по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организует обеспечение населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение данными лекарственными препаратами истцов Сибирцева М.А., Римша И.В., Баталова П.А. должно происходить за счет средств бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, то есть Министерством здравоохранения Челябинской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действующее законодательство не предполагает установления каких-либо ограничений для обеспечения больных необходимыми медицинскими препаратами по медицинским (жизненным) показаниям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на Министерство здравоохранения Челябинской области подлежит возложению обязанность бесплатно обеспечивать истцов Сибирцева М.А., Римша И.В., Баталова П.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями постоянно до отмены препарата.
Разрешая ходатайство истцов относительно обращения решения к немедленному исполнению, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку лекарственные препараты необходимы истцам по жизненным показаниям с учетом характера заболеваний истцов, что подтверждается медицинскими документами, суд полагает возможным возложения на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанности по совершению организационных мероприятий (сбор, оформление необходимых документов), направленных на обеспечение Сибирцева М.А., Римша И.В., Баталова П.А. лекарственным препаратом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453135827) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453135827) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453135827) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7453135827) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
2-5282/2022
74RS0002-01-2022-004247-48
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░