Решение по делу № 2-236/2020 от 05.08.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    Дело № 2-236/2020

     УИД:26RS0006-01-2020-000497-32

«22» сентября 2020 года           село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышевой В.В.

с участием помощника прокурора Арзгирского района Пахомовой А.В.

представителя ответчика Лисовиной И.И.

при секретаре Головко Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Арзгирского района Ставропольского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Арзгирского района обратился в Арзгирский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования к администрации Арзгирского муниципального района Ставропольского края о признании бездействия незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Пахомова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме и суду показала, что прокуратурой <адрес> проведена проверка органов и учреждений системы профилактики по защите прав и законных интересов ФИО1.

19.06.2020 установлен факт кражи из а/м ФИО4, которую совершил несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий <адрес>. ФИО1 на учете в ОДН и врача психиатра не состоит, не учится.

Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 поступил в
МБОУ СОШ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в первый класс. За время обучения в
начальной школе им были неоднократно совершены общественно-опасные деяния (кражи), ребенок состоял на внутришкольном профилактическом учете, относился к группе детей с девиантным поведением. Семья, в которой, проживает ребенок, - многодетная (семеро детей), мать воспитанию сына должного внимания не уделяет, свободное время ребенка не контролирует, кругом его общения не интересуется.

На основании постановления Арзгирского районного суда от 30.07.2015
ФИО1 был определен в государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение «Горнозаводская Специальная общеобразовательная школа закрытого типа» <адрес> на 2 года, в последующем неоднократно срок пребывания в указанном образовательном учреждении решением суда
продлялся.

По окончании 9 классов обучения, мать забрала документы сына и
больше не подавала в образовательные учреждения, пояснив, что ребенок
собирался поступать в колледж, но не поступил. До настоящего времени документы несовершеннолетнего ФИО1 в общеобразовательные организации района не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ в отношении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ с утвержденным обвинительным заключением направлено в Арзгирский районный суд для рассмотрения по сушеству.

В феврале 2020 года в ходе рейдового мероприятия «Социального патруля» при посещении семьи ФИО1 на дому, выявлен последний, который нигде не учится и не работает.

В отношении матери ФИО1 составлен административный протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

В силу закона комиссии по делам несовершеннолетних администрации района принимают непосредственное участие в решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет в органы по делам несовершеннолетних отдела МВД России. В нарушение федерального законодательства ФИО1 поставлен на учет в органы по делам несовершеннолетних отдела МВД России по <адрес> не был, программа индивидуальной профилактической работы не составлялась, несмотря на наличие фактов 6ecпризорности несовершеннолетнего, характеристики личности, неоднократное продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении. Указанное способствовало совершению преступления ФИО1.

Фактически 4 месяца несовершеннолетний находился без надзора органов системы профилактики правонарушений и непосредственно комиссии по делам несовершеннолетних.

В связи с выявленными нарушениями закона главе Арзгирского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении представления безосновательно отказано. В информации указано о проведении комиссией по делам несовершеннолетних определенной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего ФИО1, которая не дала положительного результата.

Просит суд признать бездействие администрации Арзгирского муниципального района, выразившееся в непринятии мер профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении ФИО1, отказе в удовлетворении представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.

Представитель административного ответчика администрации Арзгирского муниципального района <адрес> ФИО5 действующая на основании доверенности исковые требования признала и суду пояснила, что в 2015 г. несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., учащийся 4 класса МБОУ СОШ <адрес> был направлен в ГКСУВУ «Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» на основании постановления Арзгирского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 2 года за неоднократное совершение общественно опасных деяний.

Срок содержания в ГКСУВУ «Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» ФИО1 неоднократно продлевался. Так постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ срок содержания был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, а постановлением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ до 20.06.2019г.

Согласно характеристики ГКСУВУ «Горнозаводская специальная общеобразовательная школа закрытого типа» ФИО1 за время пребывания в вышеуказанном учреждении закончил 9 классов по общеобразовательным программам и характеризуется положительно.

В феврале 2020 г. в ходе рейдового мероприятия «Социальный патруль» при посещении семьи ФИО9 было установлено, что ФИО1 в период с июня 2019г. по февраль 2020г. нигде не был трудоустроен и не учился, в связи с чем, на законного представителя ФИО6 был составлен административный протокол по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по обучению несовершеннолетнего ФИО1

При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Арзгирского муниципального района материалов данного административного дела 28.02.2020г. в отношении ФИО6, членами комиссии была проведена с несовершеннолетним ФИО1 и его матерью профилактическая беседа о недопущении совершений правонарушений.

Однако, ФИО1 в нарушение требований на учет в органы по делам несовершеннолетних отдела МВД России по <адрес> поставлен не был, решение о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним не принималось.

Согласно п. 12 ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, которые находятся в социально опасном положении.

В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленными письмом Минобрнауки от 01.12.2015г. № ВК - 2969/07 одним из оснований признания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении является нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.

Согласно методическим рекомендациям привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию является одним из оснований признания семей находящимися в социально опасном положении

Из вышеуказанных норм следует, что КДНиЗП следовало поставить на учет ФИО1 и назначить проведение индивидуальной профилактической работы с ним в целях предупреждения и профилактики правонарушений и антиобщественных действий.За совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ несовершеннолетний ФИО1 25.06.2020г. поставлен на профилактический учет в ПДН ОМВД России по <адрес>.

Постановлением комиссии от 31.07.2020г. ФИО1 был признан находящимся в социально опасном положении.

При рассмотрении материалов уголовного дела 07.08.2020г. в отношении несовершеннолетнего ФИО1 Арзгирским районным судом был вынесен приговор о признании его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 158 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на (один) год. Также в соответствии с ч.2 ст. 92 УК РФ ФИО1 от наказания освобожден с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием до достижения им 18 лет.

До получения путевки в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием ФИО1 помещен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей <адрес> на срок до 30 суток с ДД.ММ.ГГГГ г

В связи с тем, что КДНиЗП была проведена не в полном объеме работа, направленная на предупреждение и профилактику правонарушений и антиобщественных действий, а также профилактику безнадзорности, беспризорности в отношении несовершеннолетнего ФИО1, секретарю КДНиЗП ФИО7 (распоряжение от 31.08.2020г.) вынесено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В настоящее время указанные прокурором нарушения устранены.

Выслушав стороны по делу и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

<адрес> района проведена проверка органов и учреждений системы профилактики по защите прав и законных интересов ФИО1

Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 поступил в МБОУ СОШ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в первый класс. За время обучения в начальной школе им были неоднократно совершены общественно-опасные деяния (кражи), ребенок состоял на внутришкольном профилактическом учете, относился к группе детей с девиапгным поведением. Семья, в которой, проживает ребенок, - многодетная (семеро детей), мать воспитанию сына должного внимания не уделяет, свободное время ребенка не контролирует,
кругом его общения не интересуется.

На основании постановления Арзгирского районного суда от 30.07.2015
ФИО1 был определен в государственное казенное специальное учебно-воспитательное учреждение «Горнозаводская Специальная общеобразовательная школа закрытого типа» <адрес> на 2 года, в последующем неоднократно срок пребывания в указанном образовательном учреждении решением суда
продлялся.

По окончании 9 классов обучения, мать забрала документы сына и
больше не подавала в образовательные учреждения, пояснив, что ребенок
собирался поступать в колледж, но не поступил. До настоящего времени
документы несовершеннолетнего ФИО1 в общеобразовательные организации района не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ в отношении несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ с утвержденным обвинительным заключением уголовное дело направлено в Арзгирский районный суд для рассмотрения по сушеству.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенйй несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний, находяшийся в социально опасном положении, лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

В п. 7 ч. 2 ст. 11 указанного Федерального закона № 120-ФЗ установлено, что комиссии субъектов РФ и территориальные (муниципальные) комиссии: - утверждают межведомственные программы и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение.

В феврале 2020 года в ходе рейдового мероприятия «Социального патруля» при посещении семьи ФИО1 на дому, выявлен последний, который нигде не учится и не работает.

В отношении матери ФИО1 составлен административный протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

В силу закона комиссии по делам несовершеннолетних администрации района принимают непосредственное участие в решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет в органы по делам несовершеннолетних отдела МВД России. В нарушение федерального законодательства ФИО1 поставлен на учет в органы по делам несовершеннолетних отдела МВД России по <адрес> не был, программа индивидуальной профилактической работы не составлялась, несмотря на наличие фактов 6ecпризорности несовершеннолетнего, характеристики личности, неоднократное продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении. Указанное способствовало совершению преступления ФИО1.

Фактически 4 месяца несовершеннолетний находился без надзора органов системы профилактики правонарушений и непосредственно комиссии по делам несовершеннолетних.

В связи с выявленными нарушениями закона главе Арзгирского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении представления отказано. В информации указано о проведении комиссией по делам несовершеннолетних определенной профилактической работы с семьей несовершеннолетнего ФИО1, которая не дала положительного результата.

Согласно п. 12 ст. 5 Федерального закона № 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, которые находятся в социально опасном положении.

В соответствии с Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, направленными письмом Минобрнауки от 01.12.2015г. № ВК - 2969/07 одним из оснований признания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении является нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.

Согласно методическим рекомендациям привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию является одним из оснований признания семей находящимися в социально опасном положении

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит, что иск обоснован, принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Арзгирского муниципального района, выразившееся в непринятии мер профилактики безнадзорности и правонарушений в отношении ФИО1, отказе в удовлетворении представления прокуратуры Арзгирского района от 25.06.2020 №21-27-2020 - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в месячный срок со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 29 сентября 2020 года (с учетом выходных дней 26 и 27 сентября).

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-236/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Арзгирского муниципального района
Суд
Арзгирский районный суд Ставропольского края
Судья
Чернышева Валентина Васильевна
Дело на странице суда
arzgirsky.stv.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
22.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее