Дело № 2-391/2019 (55RS0011-01-2019-000480-47)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
р.п. Горьковское Омской области 18 июля 2019 года
Горьковский районный СЃСѓРґ РћРјСЃРєРѕР№ области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Блохина Рћ.Р’., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Быковой Рќ.Р., РїСЂРё секретаре судебного заседания Кулишовой Рњ.Р’., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Горьковского района РћРјСЃРєРѕР№ области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Суховская РЎРћРЁВ» Рѕ возложении обязанности разработать Рё согласовать положение Рѕ ситуационной помощи инвалидам Рё лицам СЃ ограниченными возможностями Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Суховская СОШ» о возложении обязанности разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка исполнения законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Суховская СОШ». В ходе проверки было установлено, что в учреждение не обеспечен доступ инвалидов по зрению, а именно отсутствует информационная мнемосхема и тактильные направляющие полосы.
При этом в учреждении не разработано положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, содержащее порядок организации и алгоритма оказания такой помощи. Какие-либо иные меры, направленные на обеспечение доступа инвалидов по зрению в МБОУ «Суховская СОШ» и согласованные с Горьковским обществом инвалидов, не приняты.
Просил обязать МБОУ «Суховская СОШ» разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в котором установить порядок организации и алгоритма оказания помощи указанным лицам в целях обеспечения их беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора района иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представители МБОУ «Суховская СОШ», комитета по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, будучи надлежаще уведомленными о дате и времени судебного заседания в последнее не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьями 117, 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав прокурора, представителя третьего лица без самостоятельных требований, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующему.
Согласно п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как следует из ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной инфраструктуры; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309.
На основании пп.пп. «а», «г», «е» п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе, таких условий доступности объектов как возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; а также надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 14.11.2016 принят Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», предназначенный для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Как следует из п. 8.1.6 данного свода правил, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов (в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов)» положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В ходе проведенной в мае 2019 года прокуратурой района проверки установлено, что беспрепятственный доступ в здание МБОУ «Суховская СОШ», построенное до 2016 года, для инвалидов по зрению не обеспечен: отсутствуют информационная мнемосхемама и тактильные направляющие полосы.
Также в учреждении не разработано положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, содержащее порядок организации и алгоритма оказания такой помощи. Какие-либо иные меры, направленные на обеспечение доступа инвалидов по зрению в МБОУ «Суховская СОШ» и согласованные с Горьковским обществом инвалидов, не приняты.
На основании выявленных нарушений действующего законодательства прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района внесено соответствующее представление, которое рассмотрено и признано обоснованным.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела нарушения, допущенные МБОУ «Суховская СОШ», не устранены, что сторонами не оспаривается.
В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, поскольку бездействие МБОУ «Суховская СОШ» влекут нарушения законодательства в области защиты социальных прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, исковые требования прокурора Горьковского района Омской области являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
В силу положений ч. 2 ст. 333.19 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание представленные образовательным учреждением сведения о состоянии лицевых счетов, свидетельствующих об отсутствии у образовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, судья полагает возможным освободить образовательное учреждение от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Горьковского района РћРјСЃРєРѕР№ области РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Суховская РЎРћРЁВ» удовлетворить.
Обязать МБОУ «Суховская СОШ» разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в котором установить порядок организации и алгоритма оказания помощи указанным лицам в целях обеспечения их беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения.
От уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области.
Председательствующий О.В. Блохин
В окончательной форме решение изготовлено 18.07.2019