дело №5-84/2020
24RS0024-01-2020-000859-79
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 марта 2020 года г. Канск
Судья Канского городского суда Красноярского края Бузина Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Лес» (ОГРН 1172468016544), привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края при проведении проверки общества с ограниченной ответственностью «Ангара-Лес» (далее ООО «Ангара-Лес»), выявлены в деятельности последнего нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно, что «Ангара-Лес» по адресу: <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность на земельных участках, которые арендует, с кадастровыми номерами №, №, а также арендует железнодорожные пути общего пользования №, сушильные комплексы, лесопильное оборудование, срок аренды до 31.12.2020г., в северном направлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> расположен на почве навал опилок, площадью 50 кв.м. опилки накапливается навалом открытым способом (не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветра). Также, в южной части земельного участка с кадастровым номером № расположен на почве навал твердых бытовых отходов, площадью 40 кв.м. Твердые бытовые отходы накапливаются навалом открытым способом (не укрыты от воздействия атмосферных осадков и ветра), то есть места накопления (временного хранения) отходов оборудованы без учета требований природоохранного законодательства и отходы расположены на почве. Экологическая безопасность при накоплении (временном хранении) отходов не обеспечивается. ООО «Ангара-Лес» осуществляет хозяйственную деятельность по лесозаготовке при этом, в нарушение требований Федерального Закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» складируют отходы лесопиления (опилки) а также твердые бытовые отходы непосредственно на почве без площадок временного накопления отходов. Таким образом, в деятельности ООО «Ангара-Лес» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления: накопление отходов вне специализированной площадки навалами на почве. Данное нарушение в области обращения с отходами производства и потребления возникло в действии (бездействии) юридического лица - ООО «Ангара-Лес». Указанные факты являются нарушениями ст.34, 39, 51 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», что влечет административную ответственность по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Цветкова С.С. пояснила, что на земельных участках, арендуемых ООО «Ангара-Лес», непосредственно на почве хранятся опилки и твердые бытовые отходы, что не соответствует требованиям действующего законодательства, причиняет вред окружающей среде, а также создает угрозу жизни и здоровью населения, в том числе и возникновению пожара. Общество с 2019 года указанным способом осуществляет хранение отходов лесопиления.
В судебном заседании защитник ООО «Ангара-Лес» вину в совершении указанного правонарушения не признал, пояснил, что вина общества не доказана. Опилки и твердые бытовые отходы действительно хранятся на почве, однако, это не несет никакого вреда, также при проведении проверки не установлен класс опасности опилок. Общество имеет специализированную площадку, но в результате деятельности общества ее размеры не позволяют хранить все опилки. По результатам проверки выдано предписание, общество будет устранять указанные в нем нарушения.
В судебное заседание законный представитель юридического лица Кулаков Д.Н. не явился, направил для участия в рассмотрении дела защитника, поэтому полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие, надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного заседания.
Заслушав защитника юридического лица и представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Вина ООО «Ангара-Лес» в совершении правонарушения подтверждается следующей совокупностью доказательств: протоколом по делу об административном правонарушении от 19.03.2020г., содержащим и объяснение законного представителя ООО «Ангара-Лес» Кулакова Д.Н. о том, что навал отходов образуется в результате деятельности общества, при эксплуатации деревообрабатывающих станков; актом проверки Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края №77-119 от 04 марта 2020 года, фотографиями, подтверждающими накопление отходов вне специализированной площадки навалами на почве. Копией устава ООО «Ангара-Лес», выпиской из ЕГРЮЛ, копиями договоров аренды, подтверждающих хозяйственную деятельность по лесозаготовке ООО «Ангара-Лес» по адресу: <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, №.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу п.п.1,2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается их сброс на почву.
Согласно подпунктам 1, 2, 3 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу положений ч.3 ст.76 Земельного кодекса РФ загрязнение является одним из видов порчи земли. Порчей земель является ухудшение в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, качества земель, характеризующееся появлением (увеличением количества) химических веществ по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми).
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При установленных обстоятельствах, квалифицирую действия ООО «Ангара-Лес» по ч.1 статье 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы защитника юридического лица в судебном заседании о том, что вина общества не доказана, а также то, что накопление опилок и твердых бытовых отходов непосредственно на почве, не влекут причинение какого-либо вреда, являются несостоятельными, поскольку защитником не предоставлено каких-либо доказательств в подтверждение своих доводов, а также не опровергнуты доводы представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, о том, что общество складируют отходы лесопиления (опилки), а также твердые бытовые отходы непосредственно на почве без площадок временного накопления отходов, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью работающих и проживающих на территории муниципального образования граждан, поскольку выделяет вредные вещества, а также возможно возникновение пожара и его распространение на территорию города. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены предписании, выданном обществу, с которым общество согласилось, что свидетельствует о фактическом признании вины.
При назначении наказания ООО «Ангара-Лес» учитываю характер совершенного административного правонарушения, выразившееся в несоблюдении природоохранного законодательства, что влечет причинение вреда состоянию и качеству окружающей среды, материальное положение юридического лица, цели наказания, в соответствии с которым наказание должно быть, в том числе исполнимым, смягчающее обстоятельство, фактическое признание вины и отсутствие отягчающих обстоятельств, и считаю необходимым подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности производственных участков по адресам: <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, сроком на 60 суток, иной же вид наказания не обеспечит достижение целей административного наказания, установленных ст.3.1 КоАП РФ, в частности, предупреждению совершения новых правонарушений самим правонарушителем.
При этом приостановление касается только эксплуатации указанного пункта, без ограничения деятельности Общества, связанной с устранением нарушений правил обращения с отходами производства, а также по техническо-эксплуатационному обслуживанию объектов по указанному адресу. В связи с чем, следует не препятствовать доступу работников административно-хозяйственных и производственных служб, связанных как с устранением нарушений правил обращения с отходами производства, а также с техническо-эксплуатационным обслуживанием этих объектов и их охраной.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать виновным общество с ограниченной ответственностью «Ангара-Лес» (ОГРН 1172468016544), в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «Ангара-Лес» сроком на 60 суток производственных участков на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, с запретом осуществлять на данных земельных участках эксплуатацию производственного деревообрабатывающего оборудования предназначенного для распиловки и строгания древесины, а также с запретом осуществлять на этих территориях накопление и складирование отходов лесопиления, без ограничения деятельности административно-хозяйственных служб, связанной с устранением нарушений правил обращения с отходами производства, а также с техническо-эксплуатационным обслуживанием этих объектов и их охране.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности ООО «Ангара-Лес» по эксплуатации указанных производственных участков, а также эксплуатации соответствующего производственного деревообрабатывающего оборудования предназначенного для распиловки и строгания древесины.
Постановление в части приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения или вручения через Канский городской суд.
Судья Е.В. Бузина