Решение по делу № 2-1143/2022 от 02.08.2022

Дело № 2-1143/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    01 сентября 2022 года                                                                       г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                                 Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                              Батоболотовой А.Б.,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора                                                                                     Галекбарова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах ЕВТ к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Шилкинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственным препаратом, а также средствами диагностики диабета,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведения проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами, было выявлено, что ЕВТ, имеющая заболевание «сахарный диабет 2 тип» до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющегося у нее заболевания, не обеспечивается и бесперебойно не обеспечивалась в течение 2021 года. Просит суд возложить на ГАУЗ «Шилкинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ЕВТ лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, а также средствами диагностики диабета.

В судебном заседании представитель процессуального истца Галекбаров Г.В. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Материальный истец ЕВТ в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена должным образом.

Представитель ответчика ГАУЗ «Шилкинская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с карточной пациента, ЕВТ имеет диагноз «Сахарный диабет 2 тип», не имеет инвалидности, относится к категории региональных льготников, нуждается в лекарственных препаратах «<данные изъяты>».

Из предоставленного ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» списка от 13.05.2022 следует, что истец не обеспечен в 2021 году препаратом «<данные изъяты>».

Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323).

В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона № 323, органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 10 Закона № 323 определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Статьей 29 Закона № 323 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями частей 1 и 2 статьи 37 Закона № 323 установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Закона № 323, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Из положений статьи 81 Закона № 323 следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 43 Закона № 323, перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е 10-Е 14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Согласно пункта 14 части 1 статьи 16 Закона № 323, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Во исполнение указанных положений Закона № 323 и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-33K «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 433-33K).

В силу статьи 2 Закона № 433-33K, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 5 Закона № 433-33K, установленные данным законом меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.

К полномочиям Министерства, в том числе, отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

    Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан - при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Диагностированное у ЕВТ заболевание относится к социально значимым, право последнего на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323, Законом № 433- ЗЗК, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.

В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2021 году истец фактически не обеспечивался необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать ежемесячное обеспечение истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения диабета, а также средствами диагностики.

Министерство здравоохранения Забайкальского края, как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

Суд считает доказанным факт недостаточного финансирования со стороны Министерства для приобретения лекарственных препаратов региональным льготникам, в связи с чем, требование заместителя прокурора к Министерству здравоохранения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, полномочия ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» в указанной сфере сводятся к тому, что ежегодно ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» составляет заявку на пациентов, состоящих на учете с «Сахарным диабетом», получающих лекарственные препараты по региональной льготе.

Как установлено в судебном заседании, истец включена в заявку на 2022 год, денежных средств на этот год выделено больше, заявка составлена с учетом таблетированных препаратов.

Таким образом, обязанность ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» по лекарственному обеспечению истца на 2022 год в рамках имеющихся полномочий выполнена в полном объёме.

С учетом изложенного, требования заместителя Шилкинского межрайоного прокурора подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ЕВТ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, а также средствами диагностики диабета.

В удовлетворении требований к ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Судья                                                                                  Терновая Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2022 года

Судья                                                                                  Терновая Ю.В.

2-1143/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Емельянцева Валентина Тимофеевна
Шилкинская межрайонная прокуратура
Ответчики
ГУЗ Шилкинская центральная районная больница
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальский края
Судья
Терновая Юлия Владимировна
Дело на странице суда
shilka.cht.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее