Докладчик Комиссарова Л.К. Апелляционное дело № 33-5301/2019
Судья Селендеева М.В. УИД 21RS0024-01-2019-002944-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2019 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Комиссаровой Л.К.,
судей Нестеровой Л.В., Уряднова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной службы исполнения наказаний России к Маркелову Льву Геннадьевичу о взыскании неосновательного обогащения, поступившее по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года,
установила:
Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) обратилась в суд с иском к Маркелову Л.Г. о взыскании 905 341 руб. 17 коп в качестве неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указано, что Маркелов Л.Г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 23 октября 1996 года по 22 июня 2015 года В период прохождения службы 29 ноября 2013 года Маркеловым Л.Г. в Подкомиссию УФСИН были поданы документы в соответствии с п.5 Правил, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты. В рапорте от 29 ноября 2013 года Маркелов Л.Г. указал, что ранее ему и членам его семьи субсидия в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась. В последующем рапортом (заявлением) от 15 сентября 2014 года Маркелов Л.Г. подтвердил, что изменения в учетном деле на получение единовременной социальной выплаты отсутствуют. Согласно выписке из протокола №7 от 18 декабря 2013 года Подкомиссией УФСИН России по ЧР принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке на учет и предоставлении единовременной социальной выплаты Маркелову Л.Г. Согласно выписке из протокола №2 от 03 апреля 2014 года Маркелов Л.Г. с составом семьи из 4 человек (Маркелов Л.Г., ФИО1, ФИО2, ФИО3.) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29 ноября 2013 года. Приказом ФСИН России от 7 ноября 2014 года №604 Маркелову Л.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 905 341 руб. 17 коп, указанные денежные средства перечислены ответчику платежным поручением. В ходе проведенных в 2019 году проверочных мероприятий УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии было выявлено, что постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 25 октября 2005 года №1075 семье ФИО1, из 4 человек (ФИО1, Маркелов Л.Г., ФИО2, ФИО2,., ФИО3.), состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 26 июня 2000 года, была предоставлена субсидия за счет средств местного бюджета в размере 177 660 руб. для строительства двухкомнатной квартиры площадью 56,4 кв.м., под условным номером ФИО38 на втором этаже в блок - секции «В» жилого дома в позиции 12Б в II микрорайоне ... части города Чебоксары. После получения указанной выплаты семья ФИО1, была исключена из списков очередности нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление супруге ФИО1, субсидии на приобретение жилья осуществлялось, в том числе, в соответствии с Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 №937, пунктом 9 которого было предусмотрено, что лицам, получившим субсидию в соответствии с Положением, иные формы льготного финансирования (кредитовании) строительства или приобретения жилья не предоставляются. Таким образом, у сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, ранее получивших субсидию на приобретение (строительство) жилья, правовых оснований для повторного улучшения жилищных условий путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имеется. Полученные Маркеловым Л.Г. денежные суммы в силу ст. 1102 ГК РФ являются его неосновательным обогащением, в связи с чем истец просил взыскать указанную сумму с ответчика.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований Федеральной службы исполнения наказания России к Маркелову Л.Г. о взыскании 905341 руб. 17 коп отказано в полном объеме.
На указанное решение Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике по Чувашской Республике – Чувашии, представляющим также ФСИН России, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В жалобе оспаривается вывод суда о попуске срока исковой давности для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, поскольку о предоставлении супруге ответчика субсидии на приобретение жилья в соответствии с постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 25 октября 2005 года истцу стало известно только 11 февраля 2019 года из сообщения администрации, в связи с чем срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен. Также считают необоснованными выводы суда в части наличия у истца обязанности направить запросы в целях избежания необоснованных выплат из федерального бюджета до выплаты субсидии либо в течение трех лет после ее выплаты, поскольку срок проверки представленных документов для получения единовременной выплаты составляет 15 рабочих дней, проверка производится лишь в отношении документов, которые приложены к рапорту, сотрудник сам несет ответственность за достоверность представленных сведений.
В жалобе приводится довод о том, что вывод суда о том, что Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья» не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, является несостоятельным, поскольку указанное Постановление №937 действовало на момент предоставления субсидии семье ФИО1, из 4 человек (ФИО1, Маркелов Л.Г., ФИО2,, ФИО3.) и соответственно и пункт 9 Постановления №937 распространялся на ФИО1, с членами ее семьи. Воспользовавшись правом на предоставление субсидии в соответствии с Постановлением №937, правом на получение иных субсидий в последующем ФИО1, и члены ее семьи обладать не могли.
В жалобе указано также, что вывод суда о том, что безвозмездная субсидия на строительство квартиры была предоставлена в 2005 году за счет средств местного бюджета, средства из федерального и регионального бюджетов не выделялись, а из смысла правовых норм, установленных ст.4 ФЗ от 30.12.2012 №283 и п.5 Правил улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, основан на неправильном понимании и толковании норм материального права, поскольку вопреки требованиям п. 5 Правил Маркелов Л.Г. при написании и подаче рапортов от 29.11.2013 и от 15.09.2014 не указал информацию о полученных ранее единовременных выплатах (субсидиях) в целях приобретения (строительства) жилого помещения, тогда как исключений при указании данных сведений в зависимости от источника получения указанных субсидий (за счет средств федерального, муниципального и иного бюджета) Правилами не предусмотрено.
Представителем Маркелова Л.Г. – Николаевой Т.В. подан отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Шульга Н.В. апелляционную жалобу поддержала, представила письменные пояснения.
Представитель ответчика Маркелова Л.Г. Николаева Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на интернет-сайте суда апелляционной инстанции, а также в занимаемых судом апелляционной инстанции помещениях, судебная коллегия не усмотрела препятствий для рассмотрения дела при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, представленных представителем истца, отзыва на апелляционную жалобу, проверив решение согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах приведенных доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркелов Л.Г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с 23 октября 1996 года по 22 июня 2015 года.
Из материалов дела также следует, что 29 ноября 2013 года Маркелов Л.Г. обратился в Подкомиссию УФСИН с рапортом и необходимыми документами о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369. В рапорте сообщил, что ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не представлялась. Предоставив названные сведения в рапорте, дал согласие на проведение проверки представленных сведений (л.д.19-20).
Согласно выписке из протокола №7 заседания Подкомиссии УФСИН по ЧР от 18 декабря 2013 года вынесено решение о принятии Маркелова Л.Г. на учет на получение единовременной социальной выплаты и постановлено ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 831447,85 руб. При этом Подкомиссией было установлено, что Маркелов Л.Г. имеет выслугу лет 21 год 03 месяца 21 день; за время службы субсидии на строительство и приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не получал; единовременная социальная выплата за время службы ему не предоставлялась; относится к категории сотрудников, являющихся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно выписке из протокола №2 от 3 февраля 2014 года решением ФСИН России Маркелов Л.Г. составом семьи 4 человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 ноября 2013 года.
Приказом ФСИН России от 7 ноября 2014 года №604 «О предоставлении, доплате сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внесении изменений в приказ ФСИН России от 30 сентября 2014 года №508» Маркелову Л.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 905 341,17 коп, которая была перечислена Маркелову Л.Г. платежным поручением №640343 от 13 ноября 2014 года.
В последующем в ходе проведения в 2019 году проверочных мероприятий УФСИН России по Чувашской Республики стало известно о недостоверности предоставленных Маркеловым Л.Г. сведений в части непредоставления ранее единовременной выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Разрешая настоящий спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369, ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку ранее предоставленная семье Маркелова Л.Г. субсидия за счет средств местного бюджета не является препятствием в предоставлении ему единовременной социальной выплаты из федерального бюджета.
Кроме того, в суде первой инстанции представителем ответчика было заявлено о применении исковой давности, указывалось, что срок исковой давности истек, в связи с чем в силу ст.199 ГК РФ это является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Суд первой инстанции установил, что с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья Маркелов Л.Г. обратился в Подкомиссию УФСИН России по Чувашской Республики 29 ноября 2013 года, денежные средства были перечислены ответчику платежным поручением 13 ноября 2014 года.
Из дела видно, что исковое заявление поступило в суд 12.07.2019 г. Разрешая вопрос о сроке исковой давности, суд первой инстанции исходил из того, что истец о нарушении права должен был узнать в ходе процедуры принятия решения по рапорту Маркелова Л.Г., не позднее 13.11.2014 г., когда на основании решения истца ответчику была перечислена единовременная социальная выплата. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу о том, что трехлетний срок исковой давности для взыскания выплаченной суммы истек 13.11.2017 г.
Судебная коллегия полагает, что с выводами суда первой инстанции следует согласиться, исходя из следующего.
Действительно, из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 25 октября 2005 года №1075 семье ФИО1, на состав семьи из четырех человек, состоящей в списках очередности на предоставление жилья «Общий», «Сотрудники правоохранительных органов» с 26 июня 2000 года, была предоставлена субсидия за счет средств местного бюджета для строительства двухкомнатной квартиры в размере 177 660 руб. Названная субсидия была предоставлена ФИО1, в том числе в соответствии с Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №937, согласно которому лицам, получившим субсидию в соответствии с данным Положением иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются.
В соответствии с названным постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 25 октября 2005 года №1075 семья ФИО1, исключена из списков очередности на предоставление жилья.
Согласно сообщению администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2019 года безвозмездная субсидия на строительство квартиры предоставлена за счет средств местного бюджета, средства из федерального, республиканского бюджетов на приобретение жилья администрацией района семье ФИО1, не предоставлялись.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий. Лицам, получившим субсидию в соответствии с настоящим Положением, иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются.
Данное Постановление утратило свою силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу ст.4 ГК РФ вышеуказанное постановление не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по предоставлению единовременной социальной выплаты на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369.
Судебная коллегия находит правомерным неприменение судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям положений утратившего силу Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья".
При разрешении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно учитывал, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены дополнительные социальные гарантии сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, в частности, предусмотрены более льготные условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Так, в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.6 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п.1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п.4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п.5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Исходя из смысла правовых норм, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369, следует, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 N 2384-О указано, что принятые в порядке реализации конституционных требований статьи 40 Конституции Российской Федерации положения статей 4 и 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливают для сотрудников, имеющих общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, новый вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты. Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 обеспечивают реализацию права на получение дополнительного вида жилищной гарантии для определенной категории граждан.
Таким образом, вышеуказанным Федеральным законом и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрен новый вид жилищной гарантии, условия ее предоставления и источник финансирования. При этом в ряде случаев предусмотрена возможность предоставления указанной единовременной социальной выплаты без учета условий, предусмотренных частями 3 и 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона (на еще более льготных условиях).
В указанных правовых актах отсутствует прямое указание на возможность отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты в случае предоставления ранее мер социальной поддержки, в частности, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (утратило силу).
В этой связи судебная коллегия находит безосновательным довод апелляционной жалобы о том, что воспользовавшись правом на предоставление субсидии в соответствии с Постановлением №937, правом на получение иных субсидий в последующем Маркелов Л.Г. и члены его семьи обладать не могли.
Судебная коллегия находит несостоятельными также доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом первой инстанции порядка исчисления срока исковой давности.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства, необходимые для определения момента начала течения срока исковой давности.
Определяя начало течения срока исковой давности по заявленному требованию, суд первой инстанции в качестве точки отсчета давностного срока определил дату выплаты (13 ноября 2014 г.) единовременной социальной выплаты.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должен приниматься во внимание не только день, когда истец узнал о нарушении своего права, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.
По смыслу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязательства по возврату неосновательного обогащения устанавливается совокупность следующих условий: наличие обогащения приобретателя, то есть получение им имущественной выгоды, обогащение за счет другого лица, отсутствие правового основания для такого обогащения, а также отсутствие обстоятельств, установленных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, при которых неосновательное обогащение не подлежит возврату.
К искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности, установленный ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, который в силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
При применении общих правил исчисления срока исковой давности к заявленному в порядке главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации требованию истца о взыскании с денежных средств, полученных ответчиком в качестве единовременной социальной выплаты, следует учитывать специфику соответствующих правоотношений, имеющих - несмотря на вынужденное использование гражданско-правовых средств защиты имущественных прав публичного субъекта - публично-правовую природу. Иное приводило бы к недопустимому игнорированию лежащего в основе организации этих правоотношений принципа баланса частных и публичных интересов, поскольку позволяло бы возлагать на ответчика, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерное бремя негативных последствий, спустя значительное время с момента предоставления ему единовременной социальной выплаты.
Суд первой инстанции правомерно учитывал то, что Правилами предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрен порядок принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, перечень документов, которые должны быть предоставлены в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с п.7 вышеуказанных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет либо об отказе в постановке на указанный учет. Изложенное предполагает проверку наличия оснований для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что Маркелов Л.Г. при обращении за предоставлением единовременной социальной выплаты предоставил документы об имеющемся жилом помещении и дал согласие на проведение проверки представленных сведений.
На момент возникновения рассматриваемых правоотношений действовал Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденный Приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496.
В соответствии с пунктом 10.1. указанного Порядка Территориальные подкомиссии и Подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В пункте 10.2. названного Порядка предусмотрено, что в целях выполнения возложенных на них функций подкомиссии осуществляют в том числе проверку представленных документов для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления.
Из материалов дела следует, что 29.11.2013 г. Маркелов Л.Г., обратившись с рапортом в Подкомиссию УФСИН сообщил в рапорте, что не получал ранее субсидий в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
На основании исследования материалов дела, объяснений представителя истца в судебном заседании суд первой инстанции установил, что Подкомиссией не проводилась проверка достоверности сведений, представленных сотрудником, поскольку оснований не доверять ему не имелось.
Таким образом, из материалов дела следует, что в отсутствие каких-либо препятствий со стороны ответчика проверка предоставленных ответчиком сведений по вопросу получения им ранее субсидий в целях приобретения (строительства) жилого помещения истцом не проводилась.
Комиссией ФСИН России 03.04.2014 г. было принято решение о постановке ответчика на учет для получения единовременной социальной выплаты с 29.11.2013 г., затем приказом ФСИН России от 7 ноября 2014 года №604 «О предоставлении, доплате сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внесении изменений в приказ ФСИН России от 30 сентября 2014 года №508» Маркелову Л.Г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 905 341,17 коп, которая была перечислена Маркелову Л.Г. платежным поручением №640343 от 13 ноября 2014 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод истца о том, что о постановлении главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 25.10.2005 г. истцу стало известно лишь 11.02.2019 г. Суд правильно указал, что обстоятельств, объективно препятствующих направлению данного запроса в ходе принятия решения о предоставлении субсидии Маркелову Л.Г., истцом суду не было представлено, в связи с чем указанная дата не может влиять на течение срока исковой давности. Начало течения срока исковой давности суд правильно определил с даты предоставления ответчику единовременной социальной выплаты (13.11.2014 г.), с указанной даты до обращения в суд с иском срок исковой давности истек.
Поскольку в силу п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием для отказа в иске, а истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении требований истца по этим основаниям.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе истца доводам не имеется. Выводы суда в решении соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела, они сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложена на стороны. Представленным доказательствам судом дана правильная правовая оценка, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.К. Комиссарова
Судьи Л.В.Нестерова
С.Н. Уряднов