Решение по делу № 33-1048/2023 (33-11806/2022;) от 16.12.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-1048/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Петрова Ю.В.

УИД 91RS0001-01-2020-004880-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи          И.И. Мотиной

судей         Р.В. Бондарева, Н.О. Матвиенко

при секретаре                     М.С. Андрейченко

рассмотрела 16 февраля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТАО к Крымской таможне о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ТАО на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Истец ТАО обратился в суд с иском к Крымской таможне о признании незаконным и отмене приказа об увольнении от 23.09.2020 года -к, о восстановлении на работе в должности <данные изъяты>, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000,0 рублей.

В обоснование иска указал, что в период с 1995 года по 2014 год проходил службу в таможенных органах Украины. 01.08.2014 принят на государственную гражданскую службу в Крымскую таможню и назначен на должность <данные изъяты>, место дислокации - г. Керчь. 06.07.2020 года ему было вручено уведомление о сокращении и возможном увольнении от 26.06.2020 г. Приказом Крымской таможни от 23.09.2020 г. -к он был уволен с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». С данным приказом ознакомлен 29.09.2020 г.

Полагает, что была нарушена процедура увольнения, поскольку вакантные должности предлагались ответчиком лишь один раз - 25.08.2020 года, не были предложены все имеющиеся вакантные должности, в том числе не предложено вакансий в г.Керчи, где находилось место работы истца. Кроме того, по мнению истца, сокращение численности или штата работников в действительности не имело места, так как количество штатных единиц после проведения организационно-штатных мероприятий в Крымской таможне увеличилось, однако вновь введенные должности ответчик не предлагал.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13.04.2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с таким решением суда, ТАО подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает на то, что суд пришел к ошибочному выводу относительно того, что ему были предложены все имеющиеся вакансии, вакантные должности были предложены лишь один раз 25.08.2020 года, не было предложено ни одной вакансии в г. Керчи.

Апеллянт считает, что его должность была переименована, а суд не истребовал и не проанализировал должностные регламенты по этим должностям. В период проведения организационно-штатных мероприятий работодатель принял на должность ведущего инспектора других сотрудников, а также осуществлял прием на работу лиц, ранее не трудоустроенных в Крымской таможне, при этом лица, имеющие приоритетное право на занятие вакантной должности, не определялись. Так же апеллянт считает ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о желании истца прекратить трудовые отношения с ответчиком.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04.08.2021 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13.04.2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТАО – без удовлетворения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04.08.2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11.05.2022 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 13.04.2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТАО – без удовлетворения.

Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11.05.2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции - ТАО, представитель истца – ФИО6 настаивали на доводах апелляционной жалобы, просили решение суда отменить и принять новое.

Представитель ответчика Крымская таможня – ФИО7, ФИО8, ФИО9 возражали против доводов апелляционной жалобы истца, просили решение суда оставить без изменения.

Третье лицо - начальник Крымской таможни ФИО10 в судебном заседании участия не принимала, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.

Прокурор в судебном заседании полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, требования истца не подлежащие удовлетворению.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными; правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

Согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

В силу п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

Исходя из ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 ноября 2011 года N 25-П, Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.

Частью 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы уровня: его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).

Таким образом, представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. При этом, на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группе должностей гражданской службы.

Как следует из материалов и установлено судом, что ТАО с 1995 года до 18.03.2014 года проходил службу в таможенных органах Украины, затем 06.05.2014 года был принят на государственную службу в Крымскую таможню и назначен на должность <данные изъяты>, место дислокации <адрес>.

Затем 01.08.2014 года ТАО был принят на государственную службу в Крымскую таможню и назначен на должность <данные изъяты>, с ТАО был заключен служебный контракт на период с 01.08.2014 года до 01.01.2015 года.

С 01.01.2015 года ТАО исполнял должностные обязанности <данные изъяты> по служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

В период прохождения государственной гражданской службы 02.02.2015 года ТАО присвоен классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, 03.02.2016 года присвоен классный чин гражданской службы – референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Занимаемые истцом должности Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации отнесены к старшей группе должностей, категории специалисты.

Приказом Крымской таможни от 23.09.2020 -к в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в связи с проведением в Крымской таможне организационно - штатных мероприятий, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса ТАО с 30.09.2020 уволен с государственной гражданской службы <данные изъяты> (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Истец не являлся членом первичной профсоюзной организации Крымской таможни (т.2 л.д.114).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации установив, что работодателем процедура увольнения ТАО по п. 8.2. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 257.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, соблюдена, иных вакансий, учитывая фактические изменения в штатном расписании, не установлено, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании увольнения незаконным.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, считает ошибочным вышеуказанный вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.

Во исполнение приказов Федеральной таможенной службы России от 22.05.2020 № 455 «О внесении изменений в приложения к приказам ФТС России от 27.03.2020 и от 27.03.2020 », от 27.03.2020 «О реорганизации Миллеровской, Таганрогской и Ростовской таможен», от 27.03.2020 «О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможен», от 11.06.2020 «Об организационно-штатных вопросах», в соответствии с приказом ФТС России от 18.10.2005 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», письма ФТС России от 25.06.2020 «О согласовании предложений ЮТУ», Южное таможенное управление издало приказ от 25.06.2020 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Южного таможенного управления», в соответствии с которым предписано с 01.10.2020 перераспределить должности федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников и работников таможенных органов ЮТУ в соответствии с приложениями к приказу, внести изменения в штатные расписания таможен согласно приложениям к данному приказу.

Во исполнение вышеуказанного приказа Южного таможенного управления от 25.05.2020 приказом Крымской таможни от 26.06.2020 предписано перераспределить с ДД.ММ.ГГГГ должности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможни, внести с ДД.ММ.ГГГГ изменения в штатное расписание таможни в соответствии с приложениями к данному приказу, в который впоследствии приказом Крымской таможни от 14.07.2020 были внесены изменения.

В соответствии с указанными приказами по Керченскому таможенному посту (код 10321030) в отделе таможенного оформления и таможенного контроля (код ), где работал ТАО, из штатного расписания исключены штатные единицы:

- начальник отдела - советник государственной гражданской службы 2 класса - 1 штатная единица;

- главный государственный таможенный инспектор - советник государственной гражданской службы 3 класса - 6 штатных единиц;

- старший государственный таможенный инспектор - референт государственной гражданской службы - 8 штатных единиц;

- государственный таможенный инспектор - референт государственной гражданской службы - 12 штатных единиц;

В штатное расписание в отделе таможенного оформления и таможенного контроля (код 10321031) введены должности:

- начальник отдела-полковник таможенной службы - 1 штатная единица;

- ведущий инспектор - майор таможенной службы - 6 штатных единиц;

- старший инспектор - капитан таможенной службы - 8 штатных единиц;

- инспектор - старший лейтенант таможенной службы -12 штатных единиц.

Из вышеприведенных документов следует, что работодателем во исполнение приказа Таможенной службы Российской Федерации проведена реорганизация, в результате которой выведены (сокращены) должности государственных гражданских служащих и введены должности сотрудников таможенных органов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

В связи с проведением организационно-штатных мероприятий в подразделении, в котором истец проходил государственную гражданскую службу, была введена новая должность «инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни», которая не относится к должностям гражданской службы, а является должностью сотрудника таможенных органов.

Так же материалами дела подтверждается, что с 01.10.2020 года в штатное расписание Крымской таможни введены должности сотрудников таможенной службы в количестве 301 единица, при этом произошло уменьшение количества должностей федеральных государственных гражданских служащих на 298 единиц (т.2 л.д.31-37).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что сокращение штатов в действительности имело место.

В тоже время, выводы суда первой инстанции о соблюдении процедуры увольнения гражданского служащего ТАО с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, сделаны без учета особенностей, предусмотренных ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ.

Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределена кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов.

В соответствии с указанным принципом положения ч.ч. 1 - 3 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и, в конечном счете, направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственной органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессиональной образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Частью 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение 2-х месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственном органе может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (часть 6 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

В этих целях соблюдения вышеуказанной процедуры представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах, может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судебная коллегия считает, что ответчиком не соблюдена вышеуказанная процедура сокращения штатов и отклоняет довод ответчика о том, что наличие вакантных должностей, которые были предложены истцу, освобождает ответчика от обязанности предлагать ТАО вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах.

Так о проведении процедуры по сокращению штатов истец был ознакомлен под роспись 06.07.2020 года путем вручения письменного уведомления от 26.06.2020 года.

Согласно данному уведомлению до сведения ТАО было доведена информация о возможном увольнении в соответствии с п. 8.2 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращении должности гражданской службы в государственном органе) и п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

В период проведения процедуры сокращения штатов с истцом проведено собеседование 25.08.2020 года, в ходе которого ему были предложены вакантные должности в Крымской таможне, с которыми истец ознакомился и поставил свою подпись (т.1 л.д.185-186).

В соответствии с перечнем вакансий должностей Крымской таможни, на 25.08.2020 года были свободны должности старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга, должности главного государственного инспектора (советник государственной гражданской службы) и старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) в отделе таможенных процедур и таможенного контроля, две должности главного государственного таможенного инспектора (советник государственной гражданской службы) в отделе эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, должность заместителя начальника отдела таможенного контроля после выпуска товаров (советник государственной гражданской службы), должность начальника отделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (советник государственной гражданской службы), три должности в кинологическом отделе – государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы), старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы), специалист 1 разряда (секретарь государственной гражданской службы), три должности в таможенном посту Симферополь - Центральный ОТО и ТК№2 – главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы), главный государственный таможенный инспектор (советник государственной гражданской службы 3класса), государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы), а также пять должностей водителя автомобиля (рабочий 4 - 5 разряда), инженер по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (работник).

Согласно пояснениям сторон, данных в суде апелляционной инстанции, фактически на собеседовании истцу были предложены не все перечисленные в списке вакансии, а лишь по должностной категории референт государственной гражданской службы, секретарь и рабочие, пояснив это тем, что вакансии с должностной категорией советник не могут быть предложены истцу, так как они не соответствуют должностной категории ТАО

Таким образом, фактически истцу на выбор были предложены должность старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга, должность старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) в отделе таможенных процедур и таможенного контроля, три должности в кинологическом отделе – государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы), старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы), специалист 1 разряда (секретарь государственной гражданской службы), должность в таможенном посту Симферополь - Центральный ОТО и ТК№2 – государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы), пять должностей водителя автомобиля (рабочий 4 - 5 разряда), инженер по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (работник).

В тоже время, из этих вакансий четыре должности были заняты работниками, находящимися в декретных отпусках - должность старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) в отделе таможенных процедур и таможенного контроля занимала ФИО11 (д/отпуск до ДД.ММ.ГГГГ), должность инженера по эксплуатации ремонту зданий и сооружений (работник) занимала ШЮА (д/отпуск до ДД.ММ.ГГГГ), должность в кинологическом отделе – специалист 1 разряда (секретарь государственной гражданской службы) занимала КОА до ДД.ММ.ГГГГ, должность в таможенном посту Симферополь - Центральный ОТО и ТК – государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы) занимала ДАИ (д/отпуск до ДД.ММ.ГГГГ).

По смыслу действующего трудового законодательства должность, занимаемая временно отсутствующим работником и сохраняемая за ним в соответствии с законом, не считается вакантной, соответственно, предлагать сотруднику, подлежащему увольнению по сокращению численности или штата, временно свободные должности, в том числе в связи с нахождением основного работника в отпуске по уходу за ребенком, действующим законодательством не предусмотрено.

Учитывая, что вакансии по должностной категории «советник государственной гражданской службы» истцу фактически не были предложены, а ставки занятые работниками, находящимися в отпуске по уходу за ребенком, ответчик предлагал незаконно, из всего списка вакансий, с которым ТАО был ознакомлен на собеседовании 25.08.2020 года, на выбор остались должности: старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга, пять должностей водителя автомобиля в отделе тылового обеспечения (рабочий 4 - 5 разряда), две должности в кинологическом отделе – государственный таможенный инспектор (референт государственной гражданской службы), старший специалист 1 разряда (референт государственной гражданской службы).

Для исследования вопроса о соответствии предложенных истцу вакансий уровню его квалификации специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, уровню его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессиональной образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы той категории и группы замещаемой ТАО, судебная коллегия предложила ответчику предоставить должностные регламенты вакантных должностей.

При исследовании должностных регламентов, судебная коллегия пришла к выводу, что ответчик предложил ТАО вакантные должности без учета особенностей, предусмотренных ч.1 ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ к предлагаемым должностям, то есть без учета уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Положения статьи 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" устанавливают квалификационные требования к должностям гражданской службы. В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Под этими требованиями понимаются единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Более конкретные квалификационные требования к отдельным должностям государственной гражданской службы устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (ч. 6 ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ").

Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Регламентом могут быть также предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Данный вывод следует из ч. 7 ст. 12 Закона N 79-ФЗ.

Для оказания государственным органам методологической помощи Минтруд России разработал и утвердил справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Из личного дела ТАО следует, что истец имеет высшее образование по специальности инженер-судомеханик, обучался в Севастопольском приборостроительном институте на факультете «Эксплуатация судовых и силовых установок», окончил курсы повышения квалификации по программе «Законодательство Российской Федерации. Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза». Также повышал квалификацию в Российской таможенной академии по программе «Основы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов», а также по программе «Организация эксплуатации и применения технических средств таможенного контроля, используемых в таможенных органах» (т.4 л.д.73).

Согласно должностному регламенту старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга, данная должность предполагает регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности, наличие знания экономики предприятия и бухгалтерского учета, высшего образования в данном направлении.

Истец не имеет финансово-экономического образования, следовательно, предложенная истцу должность старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы Российской Федерации) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга не соответствовала профессиональному образованию ТАО и его квалификационным и профессиональным знаниям, функциональным знаниям и умениям государственного таможенного инспектора, указанным в должностном регламенте государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Крымской таможни (т.4 л.д.20-24).

В связи с этим судебная коллегия считает, что должность старшего государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы Российской Федерации) отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга была предложена истцу необоснованно.

Две должности в кинологическом отделе, предложенные истцу, так же не соответствовали уровню квалификации ТАО, его профессиональному образованию, направлению подготовки.

Ответчик не предоставил должностной регламент сотрудников данного отдела, в связи с этим судебная коллегия руководствовалась рекомендациями, содержащихся в подготовленном в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

В Справочнике указаны базовые квалификационные требования к служащим при осуществлении, в том числе, кинологической деятельности в таможенных органах.

В частности в Справочнике изложены требования к специальности (направлению подготовки) - "Биология", "Биоинженерия и биоинформатика", "Зоотехния", "Ветеринарно-санитарная экспертиза", "Ветеринария", "Зоотехния", "Кинология" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки. Также указаны требования к профессиональным знаниям Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 232 "Об утверждении Правил использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания", Приказа ФТС России от 3 июня 2008 г. N 687 "О создании Кинологической службы ФТС России", Приказа ФТС России от 7 апреля 2009 г. N 635 "Об утверждении наставления по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации». Так же в Справочнике изложены требования о наличии иных профессиональных знаний, таких как теоретические основы дрессировки служебных собак, методика и техника дрессировки служебных собак, практическая дрессировка служебных собак по приемам общего и специального курса, правила содержания и ветеринарно-санитарное обслуживание служебных собак.

Учитывая, что истец не имеет специальности и профессиональных знаний, предусмотренных для государственных гражданских служащих кинологической службы, следовательно, две должности в кинологическом отделе – государственного таможенного инспектора (референт государственной гражданской службы) и старшего специалиста 1 разряда (референт государственной гражданской службы) не соответствовали уровню квалификации ТАО, его профессиональному образованию, работы по специальности, направлению подготовки.

Предложенные истцу должности водителя автомобиля в отделе тылового обеспечения (рабочий 4 - 5 разряда) не относятся к должностям государственной гражданской службы, следовательно, они так же не соответствуют должностной категории, уровню квалификации ТАО, его профессиональному образованию, работы по специальности, направлению подготовки.

На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что в списке вакансий, предложенных истцу на собеседовании 25.08.2020 года, отсутствуют должности, соответствующие должностной категории, уровню квалификации ТАО, его профессиональному образованию, работы по специальности, направлению подготовки, в связи с этим работодатель должен был в соответствии со ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).

Ответчик полагает список вакансий, предложенных истцу 25.08.2020 года, исчерпывающим.

В этом случае, учитывая, что предложенные должности не отвечают требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть профессиональному образованию, работы по специальности, направлению подготовки ТАО, ответчик должен был в соответствии со ст.31 Федерального закона N 79-ФЗ предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указанная процедура ответчиком не была соблюдена, поиск вакансий, в том числе, посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой ТАО должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, ответчик не осуществлял. Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, работодатель истцу не вручал.

Кроме того, ответчик не предлагал истцу вакантные должности, которые имелись на дату увольнения истца - 30.09.2020 года, но не включенные в список вакансий.

Как было указано ранее, обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в редакции федеральных законов от 5 апреля 2013 года N 57-ФЗ, 2 июля 2013 года N 185-ФЗ и 30 июня 2016 года N 224-ФЗ). Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Согласно книгам учета движения трудовых книжек и вкладышей в них , , приказом от 30.09.2020 года в Крымскую таможню с 01.10.2020 года были приняты СИВ ведущим инспектором ОТО и ТК Керченского таможенного поста, ЕЕВ старшим инспектором ОТО и ТК Керченского таможенного поста, ТНВ инспектором ОТО и ТК Керченского таможенного поста, САА ведущим инспектором ОТО и ТК Керченского таможенного поста.

Учитывая, что организационно-штатные мероприятия в Крымской таможне продолжались до 01.10.2020 года и до указанной даты, имеющиеся в организации должности, даже с учетом наличия кандидатов, являлись вакантными, следовательно, в день увольнения истца – 30.09.2020 года ответчик должен был предложить их ТАО, однако этого сделано не было.

Доводы ответчика об отсутствии у него обязанности предлагать истцу вакантные должности, предполагающие наличие специального звания, а также того, что предельный возраст пребывания в звании капитан таможенный службы, которое с учетом всех обстоятельств могло быть присвоено истцу, составляет 55 лет, тогда как на момент увольнения истец достиг возраста 58 лет, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Стороной ответчика не оспаривалось, что всем принятым вновь 30.09.2020 года (СИВ, РВН, ЕЕВ, ТНВ), а также ранее работавшим гражданским служащим, приказом от 01.10.2020 года были присвоены воинские звания, в том числе и имевшим классные чины, приравненные к званию «капитан таможенной службы», присвоены звания майора, в том числе САА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящий в резерве у ответчика и имеющего аналогичные с ФИО6 квалификацию, приравниваемую к специальному званию «капитан таможенной службы».

Ответчик не представил в материалы дела доказательств наличия препятствий для проведения в таком же порядке (как назначение САА) назначения ТАО на вакантную должность с присвоением звания майора.

Кроме того, истец 07.09.2020 года обращался к ответчику с заявлением о приеме на службу в таможню на определенную вакантную должность - ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни, на которую с 01.10.2020 года был принят САА, следовательно, на одну должность было несколько претендентов (т.3 л.д.165).

Ответчик, получив данное заявление истца, вместо предложения истца данной должности либо проведения процедуры, предусмотренной ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы), направил ТАО письменный отказ в приеме на службу со ссылкой на ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", исходя из возрастных ограничений.

Возрастные ограничения установлены ст. 49 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Согласно ст. 49 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" установлены возрастные ограничения для службы в указанных органах, и в частности, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 49 сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 55 лет.

Ответчик полагая, что ТАО не может быть присвоено звание выше капитана таможенной службы, которое предусматривает возрастные ограничения -55лет, а на дату увольнения ТАО ему исполнилось 58 лет, отказал истцу в приеме на службу.

Однако, вопрос о наличие либо отсутствие возрастных ограничений, либо невозможности присвоения необходимого звания ТАО для занятия вакантной должности, должно было устанавливаться в процессе проведения процедуры, предусмотренной ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы).

Данная процедура при наличии нескольких претендентов на одну должность не была соблюдена ответчиком, что повлекло нарушение прав ТАО

То обстоятельство, что ТАО не проходил службу в таможенных органах в качестве сотрудника в соответствии с Федеральным законом N 114-ФЗ, а состоял в трудовых отношениях с Крымской таможней в качестве должностного лица занимавшего должность государственной гражданской службы, не освобождало нанимателя от выполнения обязанности соблюдения порядка и приведенной выше процедуры увольнения истца, поскольку в случае с ТАО рассматривался вопрос не о поступлении на гражданскую службу, а об увольнении его с гражданской службы, в связи сокращением штатов при отсутствии вакантных должностей у нанимателя.

Доводы ответчика о соблюдении Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ о преимущественном праве на замещение должности государственной гражданской службы со ссылкой на последовательное предложение вакантных должностей гражданским служащим, замещавшим вышестоящие по сравнению с истцом должности государственной гражданской службы и согласившимся на замещение предложенных должностей, а также необходимости первоочередного права предложения должностей гражданам, состоящим в резерве, являются ошибочными, также как и ошибочна ссылка на часть 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, об освобождении нанимателя от проведения конкурса при назначении на должность гражданского служащего включенного в кадровый резерв.

Исходя из положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ о равном доступе граждан к государственной гражданской службе и равных условиях ее прохождения при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа предложение представителем нанимателя по своему выбору вакантных должностей отдельным гражданским служащим, которые согласились на их замещение, не освобождает представителя нанимателя от исполнения установленной частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ обязанности предложить всем гражданским служащим, должности которых подлежат сокращению, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности, соответствующие группе и категории должности, замещаемой гражданским служащим, что в данном случае сделано не было.

При указанных обстоятельства, выводы суда первой инстанции о соблюдении ответчиком процедуры сокращения штатов в Крымской таможне и о том, что увольнение ТАО по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" произведено нанимателем в соответствии с действующим законодательством, неправомерны.

В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.

Поскольку ответчиком не был соблюден предусмотренный вышеназванными нормами порядок увольнения ТАО, следовательно, Приказ Крымской таможни от 23.09.2020года -к об увольнении ТАО является незаконным и подлежит отмене, истец подлежит восстановлению в должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Керченского таможенного поста Крымской таможни.

В связи с тем, что 30.09.2020 года являлся последним рабочим днем, ТАО подлежит восстановлению с 01.10.2020 года.

Согласно ст. 211 ГПК РФ, ст. 396 Трудового кодекса РФ, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению.

Поскольку истец был незаконно уволен со службы, требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула заявлено правомерно (ч.2 ст.394 Трудового кодекса Российской Федерации) орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В связи с восстановлением истца на службе взысканию в его пользу подлежит средний заработок за время вынужденного прогула.

Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном ст. 139 Трудового кодекса РФ и Положением "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" данный порядок установлен, согласно п. 4 указанного Постановления расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим устанавливается нормальная продолжительность служебного времени 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Из контракта, заключенного с ТАО 01.01.2015 года следует, что ему установлена нормальная продолжительность рабочего времени или сменный режим в соответствии с утвержденным графиком (т.1 л.д.31-34).

Статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени (часть 4).

Кроме того, при расчете заработной платы истца за время вынужденного прогула средний дневной заработок истца определяется в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922.

Учитывая установленный истцу режим рабочего времени (сменный режим с утвержденным графиком, суммированный учет рабочего времени) и требования пункта 13 Положения, в соответствии с которым при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Из представленных ответчиком графиков сменности следует, что они составлены с учетом выработки нормы часов рабочего времени, предусмотренного для 40 часовой рабочей недели, смены по 24 часа, соответственно, оплата производится почасовая, предусматривая суммированный учет рабочего времени (т.5 л.д.147-167).

При определении среднего заработка за время вынужденного прогула, судебная коллегия руководствуется справкой о расчете среднего заработка, представленной ответчиком, в соответствии с которой среднечасовой заработок истца составил 277,55 рублей (т.5 л.д.139).

С учетом производственного календаря в период вынужденного прогула с 01.10.2020 года по день вынесения апелляционного определения - 16.02.2023 года, с учетом нормальной продолжительности служебного времени, оплате подлежат 4690,50 часов.

В связи с этим сумма среднего заработка за время вынужденного прогула составила 1301820,52 рублей (277,55 рублей *4690,50 часов).

В силу ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абз.4 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

В ходе рассмотрения дела установлена неправомерность действий ответчика и нарушение трудовых прав ТАО, что в свою очередь является основанием для признания требования истца о взыскании компенсации морального вреда законным и обоснованным.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

На основании изложенного, судебная коллегия с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий исходя из требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу ТАО компенсацию морального вреда в размере 25000,0 рублей.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 13 апреля 2021 года отменить и принять новое об удовлетворении требований.

Признать незаконным и отменить приказ Крымской таможни Федеральной Таможенной службы Южного Таможенного Управления от 23 сентября 2020 года -к об увольнении ТАО.

Восстановить ТАО в должности <данные изъяты> Крымской таможни Федеральной Таможенной службы Южного Таможенного Управления с 01 октября 2020 года.

Взыскать с Крымской таможни Федеральной Таможенной службы Южного Таможенного Управления в пользу ТАО средний заработок за время вынужденного прогула с 01 октября 2020 года по 16 февраля 2023 года в размере 1301820 рублей 52 копейки.

Взыскать с Крымской таможни Федеральной Таможенной службы Южного Таможенного Управления в пользу ТАО компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий <данные изъяты> И.И. Мотина

Судьи <данные изъяты> Н.О. Матвиенко

     <данные изъяты> Р.В. Бондарев

33-1048/2023 (33-11806/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Толмазов Александр Олегович
прокуратура Железнодорожного района
Ответчики
Крымская таможня
Другие
Исполняющий обязанности начальника Крымской Таможни - Кравец Татьяна Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
16.12.2022Передача дела судье
28.12.2022Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2023Передано в экспедицию
16.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее