УИД 57RS0023-01-2024-000158-19
Дело № 2-1137/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Доровых Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Городничевой К.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах Перелыгиной Л.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,
установил:
прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Перелыгиной Л.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование заявленных требований указав на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению Перелыгиной Л.И. по вопросу необеспечения её лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что Перелыгина Л.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «<данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты>», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение.
Несмотря на наличие медицинских показаний для приема лекарственных препаратов, в том числе и «<данные изъяты>», Перелыгина Л.И. обеспечивается им ненадлежащим образом.
В связи с несвоевременным обеспечением лекарственным препаратом «<данные изъяты>» и необходимостью беспрерывного лечения, Перелыгина Л.И. вынуждена была приобретать вышеуказанный лекарственный препарат за свой счет, затратив при этом денежные средства, на общую сумму 6 405,50 рублей.
Учитывая изложенные обстоятельства, процессуальный истец просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Перелыгину Л.И. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве, вплоть до отмены лечащим врачом, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Перелыгиной Л.И. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 6 405,50 рублей.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Советского района г. Орла Черненко В.П. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе <данные изъяты> (коды заболеваний по международной классификации болезней (<данные изъяты>).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 "Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Перелыгина Л.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «<данные изъяты>2» с диагнозом «<данные изъяты>», включена в региональный регистр лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение.
В связи с имеющимся у Перелыгиной Л.И. заболеванием «<данные изъяты>», последней лечащим врачом был назначен лекарственный препарат «<данные изъяты>», который включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 2406-р.
Вместе с тем, Перелыгина Л.И. ненадлежащим образом обеспечивалась вышеуказанным лекарственным препаратом, что подтверждается счетом на пациента, из которого следует, что Перелыгина Л.И. не была своевременно обеспечена лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по рецептам от 27.12.2022, от 10.10.2023, от 09.11.2023, от 12.12.2023, срок их действия истек.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности обеспечить Перелыгину Л.И. лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве, вплоть до отмены лечащим врачом.
При разрешении требований о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата суд приходит к следующему.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта в качестве представителя ответчика по искам к субъекту о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено указанным Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Судом установлено, что Перелыгина Л.И. по рецептам, выписанным лечащим врачом 27.12.2022, 10.10.2023, 09.11.2023, 12.12.2023, лекарственным препаратом «<данные изъяты>» не была обеспечена, при необходимости беспрерывного лечения.
В связи с чем, Перелыгина Л.И. была вынуждена приобрести лекарственный препарат «<данные изъяты>» (МНН «<данные изъяты>») самостоятельно за свой счет, затратив денежные средства в общей сумме 6 405,50 рублей, что подтверждается кассовыми чеками.
Принимая во внимание то, что несвоевременное обеспечение Перелыгиной Л.И. лекарственным препаратом создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её права на бесплатное получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания здоровья, суд приходит к выводу о наличии вины Департамента здравоохранения Орловской области в причинении истцу убытков, в виде затрат на приобретение лекарственного препарата, в связи с чем находит подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика за счет казны Орловской области в пользу Перелыгиной Л.И. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарат в размере 6 405,50 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г. Орла в интересах Перелыгиной Л.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата - удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) обеспечить Перелыгину Л.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) лекарственным препаратом «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве, вплоть до отмены лечащим врачом.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) за счет казны Орловской области в пользу Перелыгиной Л.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт: серия №*** №***) денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарат в размере 6 405,50 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 февраля 2024 г.
Председательствующий Е.А. Доровых