Дело №2-5313/2020
50RS0052-01-2020-006440-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г. о. Щелково
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой ФИО6 к МУП ГОЩ «ДЭЗ ЖКУ» об обязании подготовить документы,
УСТАНОВИЛ:
Абрамова В.А., уточнив исковые требования, обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с иском к МУП ГОЩ «ДЭЗ ЖКУ» об обязании подготовить документы к капитальному ремонту многоквартирного дома ( далее по тексту МКД) по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указала, является нанимателем по договору найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
25 февраля 2020 года в адрес ответчика истцом направлен запрос-претензия по вопросу проведения капитального ремонта в связи с истечением срока эксплуатации всех систем и коммуникаций МКД, на которую 08 апреля 2020 года получен отказ.
Просит суд, с учетом уточнения исковых требований, обязать ответчика подготовить документы к капитальному ремонту МКД в течение 1 месяца.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МУП ГОЩ «ДЭЗ ЖКУ», действующий на основании доверенности Ляпин В.А., возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации городского округа Щелково Московской области, действующий на основании доверенности Лычагин А.Н., разрешение спора оставил на усмотрение суда, поскольку данным иском не затрагиваются права и законные интересы муниципального образования.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданское законодательство основывается в том числе, на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности. При этом, согласно положений указанной правовой нормы действующего гражданского законодательства РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). При этом, согласно положений указанной правовой нормы добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В силу положений части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При этом, положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права лежит на истце.
При этом, суд в силу положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу указанной правовой нормы действующего гражданского процессуального законодательства Российской Федерации суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец является нанимателем по договору найма жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
Управляющей компанией, осуществляющей управление домом по адресу <адрес>, является МУП ГОЩ «ДЕЗ ЖКУ».
25 февраля 2020 года в адрес ответчика направлено заявление о предоставлении документов (л.д.9).
08 апреля 2020 года ответчиком направлен ответ на обращение, согласно которому Абрамовой В.А. разъяснен порядок подготовки предложений о проведении капитального ремонта, оценки состояния коммуникаций и конструктивных элементов, подача теплоносителя на МКД (л.д.10).
Оценив предмет и основания заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовое регулирование общественных отношений в области "проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме", которые на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - капитальный ремонт общего имущества).
В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу предписаний части 5 названной статьи в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме должны быть определены или утверждены перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 этого кодекса; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (пункты 1 - 3).
В соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 названной статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Московской области регулируются Законом Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 05.03.2020) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 N 9/57-П) (далее по тексту Закон №66/2013-ОЗ)
В соответствии со статьей 1 Закон №66/2013-ОЗ настоящий Закон в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, обеспечивающего безопасные и благоприятные условия проживания граждан в таких многоквартирных домах в соответствии с нормативными требованиями, а также порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области (далее - региональная программа), и требования к этой программе, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области.
Обязанность по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии со статьей 18 Закона №66/2013-ОЗ Законом возложена на регионального оператора.
Согласно части 3 статьи 18 Закона №66/2013-ОЗ к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 18.1. Закона №66/2013-ОЗ собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в пункте 1 части 2 статьи 18 настоящего Закона, обязаны рассмотреть указанные предложения, принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Собственники помещений в многоквартирном доме должны направить копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено решение, указанное в части 1 настоящей статьи, в органы местного самоуправления Московской области и региональному оператору в течение 15 дней после принятия такого решения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, региональный оператор-специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, приступает к подготовке МКД к проведению капитального ремонта, только после принятия решения на общем собрании собственниками жилых и нежилых помещений МКД.
Вместе с тем, доказательств о принятии такого решения, материалы дела не содержат, протокол № от 06 февраля 2019 года, представленный истцом (л.д.36-40) таким документом не является, поскольку не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Порядку оформления протокола общего собрания собственников и приложений к нему, регламентированые Приказом Минстроя от 25 декабря 2015 г. N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
В силу пункта 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Таким образом, протокол общего собрания является единственным документом, который порождает определенные юридические последствия, и может считаться легитимным и выражать волю собственников помещений многоквартирного дома в случае, если он составлен и оформлен в соответствии с установленными требованиями жилищного законодательства РФ.
Из представленного протокола усматривается повестка дня :
-выборы Совета Дома;
-председателя Совета Дома для решения острых вопросов управления МКД;
Таким образом, представленный протокол не подтверждает с достоверностью тот факт, что на общем собрании собственников помещений МКД принято решение о проведении капитального ремонта.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Абрамовой ФИО7 к МУП ГОЩ «ДЭЗ ЖКУ» об обязании подготовить документы к капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу-отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий:
Судья И.Ю.Кулагина.