Дело № 2-7983/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Н.В.

при секретаре Гороховской А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

16 ноября 2018 года гражданское дело по иску Горбуновой О.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии,

установил:

Горбунова О.А. обратилась в суд к ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с административным иском о признании решения незаконным и его отмене, обязании включить в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии. В обоснование заявленных требований указано, что в период с 27 по 29 декабря 2017 года с ведома и по поручению работодателя выезжала в служебную командировку в г. ... РК для изучения экономической целесообразности открытия торговой точки в г. ... В индивидуальных сведениях, сданных работодателем в Пенсионный фонд, данный период был указан как период работы в РКС, однако ответчиком отказано во включении оспариваемого периода в стаж работы в РКС со ссылкой на то обстоятельство, что ее работа в г. ... не носила постоянный (стабильный) характер. При изложенных обстоятельствах, обратилась в суд с административным иском.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Компания «Карнавал».

В судебном заседании истец не присутствует, направив для участия в деле своего представителя.

Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, приведенным в иске. Также указывает, что настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства, в связи с чем от обязанности доказывать обоснованность заявленных требований, его доверитель освобождена.

Представитель ответчика в суде с иском не согласна, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица, ООО «Компания «Карнавал» в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял. В ранее представленном суду письменном отзыве исковые требования поддерживал.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п. 2 ч. 2 этой же статьи суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Данная правовая позиция выражена в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

При этом правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, определяется процессуальный закон, подлежащий применению, между сторонами соответствующим образом распределяется бремя доказывания.

В этой связи, учитывая положения ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

Отсюда, суд вправе самостоятельно определить характер спорных правоотношений и рассмотреть дело в той гражданско-правовой процедуре, которая предусмотрена процессуальным законодательством для данной категории споров.

При изложенном, суд считает необходимым рассмотреть настоящее заявление по правилам гражданского процессуального законодательства РФ.

Материалами дела установлено, что с ** ** ** Горбунова О.А. работает ... ООО «Компания «Карнавал», является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно приказу № ** ** **, Горбунова О.А. направлялась в командировку в г. ..., сроком на 3 дня, с 27 по 29 декабря 2017 года.

23.02.2018 ООО «Карнавал» представлены в УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, в котором период работы истца с ** ** ** проставлен с кодом территориальных условий МКС (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), а период работы с ** ** ** – с кодом территориальных условий РКС (районы Крайнего Севера).

Актом ГУ УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) от ** ** ** сведения, представленные Обществом в отношении страхового стажа Горбуновой О.А., о работе в районах Крайнего Севера с ** ** ** признаны недостоверными, в индивидуальных лицевой счет истца не включены.

Решением ГУ УПФР в г. Сыктывкаре от ** ** ** ООО «Компания «Карнавал» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за предоставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Решением Арбитражного суда РК от 11.11.2018 по делу № А29-9518/2018 (в настоящее время в законную силу не вступило) ООО «Компания «Карнавал» отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения ГУ УПФР в г. Сыктывкаре от ** ** **

В то же время, 05.07.2018 Горбунова О.А. обратилась в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ФЗ «О страховых пенсиях» и перерасчете пенсии в связи с нахождением в командировке в районах Крайнего Севера.

Как следует из решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии № ... от ** ** **, в установлении повышенной фиксированной выплаты и перерасчете страховой пенсии Горбуновой отказано в связи с отсутствием стажа работы истца в районах Крайнего Севера.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Часть 6 статьи 17 Федерального закона устанавливает, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В силу ч. 8 ст. 18 Федерального закона в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пункт 2 ст. 23 Закона № 400-ФЗ гласит, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Одним из основных условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии является наличие стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера.

Следовательно, юридически значимым по настоящему делу обстоятельством является подтверждение работы истца в условиях Крайнего Севера, то есть характера работ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", определено, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

В целях настоящего Положения местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором (далее - командирующая организация).

Работники направляются в командировки по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку (далее - работник) по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, командировками не признаются.

Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Цель командировки работника определяется руководителем командирующей организации и указывается в служебном задании, которое утверждается работодателем (п. 4, 6 Постановления).

Согласно п. 9 Постановления, средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Горбунова О.А. в период с 27 по 29 декабря 2017 года была командирована работодателем в г. ..., за период нахождения в командировке за ней сохранялся средний заработок, с которого производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Между тем, в соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 16 ТК РФ).

Статьей 57 ТК РФ определено, что обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

Согласно ч. 1 ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, местом нахождения ООО «Компания «Карнавал» является Республика Коми, г. Сыктывкар.

Отсюда следует, что организация осуществляет деятельность на территории г. Сыктывкара, относящегося, согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983г. № 12, к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Таким образом, трудовые обязанности осуществлялись Горбуновой О.А. на постоянной основе на территории г. Сыктывкара РК, что не оспаривалось и ее представителем в настоящем судебном заседании.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что нахождение Горбуновой О.А. в командировке в спорный период носило временный характер, в то время как работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера.

Анализ норм части 4 и 6 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» свидетельствует о том, что в смешанном порядке стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районах Крайнего Севера) исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

То обстоятельство, что истец в период с 27 по 29 декабря 2017 года находилась в служебной командировке в г. ** ** **, относящемуся к районам Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы в отношении истца, в том числе в районах Крайнего Севера для увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку в таком порядке исчисляется стаж для назначения пенсии в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.

Отсюда, оснований для признания оспариваемого истцом решения ГУ УПФР в г. Сыктывкаре (межрайонное) от ... от ** ** ** суд не находит.

Соответственно, будучи производными от первоначального (отмена решения), не подлежат удовлетворению и заявленные Горбуновой требования об обязании включить в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о стаже работы в районах Крайнего Севера, произвести перерасчет пенсии.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 

2-7983/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбунова Ольга Анатольевна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в гг. Сыктывкаре РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее