ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
91RS0019-01-2023-003548-59 Дело № 2-2744/2023; 33-869/2024 | Председательствующий суда первой инстанции:судья-докладчик суда апелляционной инстанции: | Томащак А.С. Подобедова М.И. | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьисудей при секретаре | Подобедовой М.И. Белинчук Т.Г. Белоусовой В.В. Медовнике И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Бечкало Виталию Николаевичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, ОСП по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка путем принудительной продажи с публичных торгов,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года,
установила:
10 августа 2023 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось с Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Бечкало В.Н., в котором просило принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 51 747 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащий на праве собственности Бечкало В.Н., передав Бечкало В.Н. денежные средства вырученные от продажи земельного участка, за вычетом затрат на отчуждение имущества и обязательных расходов, связанных с проведением публичных торгов, определив начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что Бечкало В.Н. в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, является собственником вышеуказанного земельного участка, при этом он является гражданином иностранного государства. Учитывая нормы действующего законодательства, ответчик обязан был произвести отчуждение принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, однако в добровольном порядке до настоящего времени Ответчиком земельный участок не отчужден, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым просит решение суда изменить, исключив из его резолютивной части указание о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым как о лице, несущем затраты на отчуждение спорного земельного участка с публичных торгов.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, при указанной явке.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Заслушав доклад судьи Подобедовой М.И., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Бечкало В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 51 747 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Согласно сообщения ОМВД России по Симферопольскому району №68/36502 от 21 сентября 2023 года Бечкало В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспортом гражданина Российской Федерации не документирован, сведений о регистрации по месту жительства в отношении Бечкало В.Н. в учетах отдела отсутствует.
Удовлетворяя исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является иностранным гражданином, муниципальное образование Симферопольского района Республики Крым входит в перечень территорий, утверждённых Указом Президент РФ от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками», в соответствии с требованиями федерального закона, земельный участок, расположенный на территории муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, не может принадлежать Бечкало В.Н. на праве собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12 ноября 2019 года № 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № 26 от 09 января 2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 201 внесены изменения в Указ от 09 января 2011 года № 26, территория муниципального образования Симферопольского района Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п.1 ст.238 ГК РФ такое имущество с учётом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования Симферопольского района Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п.3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 201 внесены изменения в Указ от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками», муниципальное образование Симферопольского района Республики Крым, включено в п. 44.9 Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Ответчик Бечкало В.Н., являясь иностранным гражданином, не может обладать правом собственности на спорный земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений п. 3 ст. 15 ЗК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26, что является основанием для применения в установленном порядке положений ст. 238 ГК РФ о принудительной продаже земельного участка, с последующей передачей собственнику вырученной суммы.
Учитывая, что Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №201, которым внесены изменения в Указ от 09 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» вступил в силу 20 марта 2020 года, срок, установленный п. 1 ст. 238 ГК РФ, истек 21 марта 2021 года.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца в части исключения из резолютивной части решения указания о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, как о лице, несущем затраты на отчуждение спорного земельного участка с публичных торгов судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 данной статьи (п. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ).
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 87 Федерального закона № 229-ФЗ принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 229-ФЗ реализация на торгах имущества производится организацией или лицом, имеющим, в соответствии с законодательством Российской Федерации, право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Передача имущества должника на реализацию специализированной организации производится на основании постановления по акту приема-передачи (ч.ч. 6, 7 ст. 87 Федерального закона № 229-ФЗ).
К постановлению судебного пристава-исполнителя и акту приема-передачи прилагаются, в том числе копия акта о наложении ареста на имущество должника, правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости (ч. 8 ст. 89 названного Федерального закона).
Согласно ч. 2 ст. 90 Федерального закона № 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные ст. ст. 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
Суд, разрешая требования о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка, постановил: принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, площадью 51 747 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, принадлежащий на праве собственности Бечкало В.Н., с последующей передачей Бечкало В.Н. вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на отчуждение имущества.
Какие-либо требования о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым по проведению публичных торгов в настоящем деле не заявлялись, и не были предметом судебного разбирательства, в резолютивной части решения отсутствует вывод о возложении обязанности по организации торгов на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Само по себе указание, что отчуждение земельного участка осуществляется за вычетом затрат, понесенных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым на отчуждение имущества, не влечет для истца неблагоприятных последствий, не возлагает на него обязанность по организации торгов, поскольку законом строго регламентирован порядок публичных торгов. В случае несения Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым иных расходов, не связанных с публичными торгами, истец будет иметь право требования к должнику на возмещение понесенных расходов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, применил материальный закон, и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,-
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2023 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья: Подобедова М.И.
Судьи: Белинчук Т.Г.
Белоусова В.В.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16.01.2024.