Решение по делу № 33-175/2022 (33-4333/2021;) от 16.12.2021

Председательствующий по делу              Дело № 33-175/2022 (№33-4333/2021)

судья Щеглова О.Ю.                              (№ дела в суде 1-й инст. № 2-361/2021)

УИД 75RS0004-01-2021-000529-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего Подшиваловой Н.С.

    судей     Погореловой Е.А. и Малолыченко С.В.

    при секретаре Балагуровой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 12 января 2022г. гражданское дело по иску Балейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Смоленского В. М., к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, понуждению к совершению действий

    по апелляционной жалобе представителя Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края Ж. Т.А.

        на решение Балейского городского суда Забайкальского края                     от 8 сентября 2021 г., которым постановлено:

Исковые требования Балейского межрайонного прокурора удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Смоленского В. М. <Дата> рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК «О Резервном фонде Забайкальского края» с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Признать за Смоленским В. М. право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК «О Резервном фонде Забайкальского края» с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Смоленскому В. М. финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей при поступлении средств, выделенных за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК «О Резервном фонде Забайкальского края» с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Отнести судебные издержки по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. за счет средств федерального бюджета.

    Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

Балейский межрайонный прокурор 26 июля 2021 г. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в период с 18 по 19 июня 2021 г. во время паводка, произошедшего на территории г. Балей, полностью уничтожены дом, баня, гараж, зимовье, которые находились на территории домовладения по адресу: ул. Заречная, д. 5, г. Балей, Забайкальского края. Смоленский В.М. не имеет регистрации по месту жительства в данном доме, право собственности на дом в установленном законом порядке им не оформлено. В связи с отсутствием регистрации в указанном жилом помещении, Смоленскому В.М. не выплачивается единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации. Прокурор просил установить факт постоянного проживания Смоленского В.М. на момент чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Балейского района Забайкальского края в результате наводнения с 18 по 19 июня 2021 г. по адресу: <адрес>, для получения единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий наводнения, вызванного паводками в июне 2021 года на территории Забайкальского края. Признать за Смоленским В.М. право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на человека, за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий наводнения, вызванного обильными осадками в июне 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края выплатить Смоленскому В.М. финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на человека, за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий наводнения, вызванного обильными осадками.

Определениями суда от 13 августа 2021 г. и 23 августа 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Администрация городского поселения «Город Балей», Министерство финансов Российской Федерации, в качестве соответчика Правительство Забайкальского края.

Судом постановлено приведенное выше решение.

    С решением суда не согласилось Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Представитель Министерства Живаева Т.А. в апелляционной жалобе просит решение суда в части немедленного исполнения решения суда отменить, в удовлетворении требований прокурора в этой части отказать. Со ссылкой на положения ст. 211 ГПК РФ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» указывает, что в исковом заявлении прокурора отсутствуют ссылки на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность его исполнения. Не приведены мотивы, по которым оно обращено к немедленному исполнению, отсутствуют какие-либо выводы, обосновывающие необходимость таких действий и подтвержденные соответствующими доказательствами. Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный ст. 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не установлено, то оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению в данном случае у суда первой инстанции не имелось. Ссылается на аналогичную позицию Верховного Суда Российской Федерации.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. Смоленский В.М. просил рассмотреть дело без его участия.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора прокуратуры Забайкальского края Дъячкову Ж.В. об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с               п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) «Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году» в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 248-ЗЗК «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.

В силу п.2 Порядка, под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);

в) предметы мебели для сна - кровать (диван);

г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:

1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:

1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;

2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.

В соответствии с п.5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:

1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).

В соответствии с п.7 данного Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.

В соответствии с п.12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК «О Резервном фонде Забайкальского края» с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Таким образом, право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:

1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение финансовой помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Губернатора Забайкальского края № 47 от 21 июня 2021 г. с 22 июня 2021 г. границах МР «Балейский район» введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно материалам дела, что жилой дом по адресу: <адрес>, в котором проживал Смоленский В.М. находился в зоне затопления 18-19 июня 2021 г.

Администрацией МР «Балейский район» Смоленский В.М. включен в список граждан нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2021 года на территории МР «Балейский район» (л.д. 97-99).

Из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями на территории ГП «Город Балей» от 26 июня 2021 г. следует, что по адресу: <адрес> у пострадавшего Смоленского В.М. полностью утрачено имущество первой необходимости: холодильник, электроплита, шкаф для посуды, стол, стул, кровать, телевизор, котел отопительный (л.д. 96).

Согласно уведомлению № 2871 от 7 сентября 2021 г. Смоленскому В.М. отказано в назначении финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в связи с отсутствием регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 95).

Поскольку истцу было отказано во включение в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, прокурор Балейского района обратился в его интересах в суд.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на протяжении длительного времени Смоленский В.М. проживает в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, его имущество утрачено полностью, он имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.

Решение суда в указанной части не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Поскольку решение суда обжалуется стороной ответчика только в части его немедленного исполнения, то оно будет проверено судебной коллегией только в обжалуемой части.

Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Часть 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Между тем, как следует из материалов дела, в исковом заявлении, содержащем просьбу об обращении решения к немедленному исполнению, отсутствуют ссылки на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения. Суд в качестве обоснования немедленного исполнения решения суда ссылается на наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, объективную нуждаемость в этой помощи истца, доход которого состоит из пенсии по возраст.

    Вместе с тем, достоверных и достаточных доказательств наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

    Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае не имелось.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части его обращения к немедленному исполнению нельзя признать законным, оно подлежит изменению путем исключения из решения указания на обращение решения к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Балейского городского суда Забайкальского края от 8 сентября 2021 г. в части изменить, исключив из решения суда указание на обращение решения к немедленному исполнению.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Балейский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2022 г.

33-175/2022 (33-4333/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Смоленский Виктор Михайлович
Балейский межрайонный прокурор
Ответчики
Правительство Забайкальского края
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Министерство финансов Забайкальского края
УМВД России по Забайкальскому краю
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
Другие
Администрация городского поселения Город Балей
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Погорелова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
20.12.2021Передача дела судье
12.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2022Передано в экспедицию
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее