Решение по делу № 11-9754/2020 от 26.08.2020

судья Сиражитдинова Ю.С.

дело № 2-621/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-9754/2020

29 сентября 2020 года                     г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Мицкевич А.Э.,

судей              Данилкиной А.Л., Пашковой А.Н.,

при помощнике судьи Веретенникове Е.Ю.,

при секретаре          И.Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 июня 2020 года по иску общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» к Х.Р.Т., Х.З.Р., Х.Д.И. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, пени.

Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения ответчиков Х.Р.Т., Х.З.Р., Х.Д.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» (далее - ООО «ТЭСиС») обратилось в суд с иском к Х.Р.Т., Х.З.Р., Х.Д.И. о взыскании солидарно задолженности по оплате тепловой энергии в размере 50 936,52 руб., пени по состоянию на 01 апреля 2020 года в размере 14 951,82 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2176,65 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ТЭСиС» через присоединенную сеть поставляло ответчикам, проживающим в квартире по адресу: <адрес>, тепловую энергию в горячей воде для отопления. В связи с неоплатой фактически полученной тепловой энергии за период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года у ответчиков образовалась задолженность в размере 50 936,52 руб. Факт отсутствия письменного договора не освобождает ответчиков от обязанности оплатить стоимость тепловой энергии, поданного ООО «ТЭСиС».

Представитель истца ООО «ТЭСиС» в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, извещен.

Ответчики Х.Р.Т., Х.З.Р., Х.Д.И. в судебном заседании в суде первой инстанции исковые требования не признали. Х.Д.И. пояснила, что с 2006 года по настоящее время в квартире проведено электрическое отопление с разрешения главы администрации Кулуевского сельского поселения Аргаяшского района и ОАО «Челябэнерго». Услуги по теплоснабжению не осуществляются. В апреле 2018 года от ООО «ТЭСиС» поступил счет на оплату услуг отопления, до этого времени счета не поступали.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе ООО «ТЭСиС» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Указывает на то, что демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потреблялась, поскольку тепловая энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в жилой дом, при демонтаже радиаторов отопления обогрев жилого помещения в многоквартирном доме не прекращается. Доказательств полного отключения помещения ответчиков от системы теплоснабжения суду не представлено, как и отсутствуют доказательства потребления тепловой энергии в меньшем объеме, либо ненадлежащего качества.

Представитель истца ООО «ТЭСиС» в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения ответчиков Х.Р.Т., Х.З.Р., Х.Д.И., проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «ТЭСиС» является теплоснабжающей организацией на территории <адрес>, предоставляющей тепловую энергию в горячей воде для отопления собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах.

Х.З.Р. и Х.Р.Т. являются собственниками квартиры, общей площадью 52,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежит им на праве общей совместной собственности.

По вышеуказанному адресу зарегистрирована Х.Д.И.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих что ответчики в период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года являлись потребителями коммунальной услуги по отоплению, поставляемой ООО «ТЭСиС», поскольку в квартире с 2006 года установлено электроотопление. При этом суд указал, что переход на электрическое отопление был осуществлен ответчиками на основании письменного разрешения органа местного самоуправления – администрации Кулуевского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, ввиду следующего.

В соответствии с положениями ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме вносить плату за предоставленные коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Согласно подпункту "е" пункта 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2015 года № 823-ст).

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Данная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, согласно которому переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, во всяком случае, требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения. Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (абзац 5 пункта 4.2).

Таким образом, переоборудование жилого помещения путем демонтажа (отключения) теплопотребляющих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.

Иными словами, при отключении в помещениях радиаторов отопления, демонтаже системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и/или изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа (отключения) и/или изоляции с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась.

Заявляя возражения в части отключения в спорном помещении энергопотребляющих устройств, ответчики должны представить доказательства законности отключения энергопотребляющих устройств и изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы.

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

Частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Указанная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 1514-О-О).

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется, как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Представленные ответчиками в обоснование законности перехода квартиры на индивидуальное электроотопление письмо ОАО «Челябэнерго» от 30 ноября 2006 года о согласовании отпуска мощности для электроснабжения жилого помещения по адресу: <адрес>; акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12 декабря 2006 года; письмо администрации Кулуевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о подключении в квартире по адресу: <адрес>, электроотопления; акт-допуск от ДД.ММ.ГГГГ электроустановки в эксплуатацию; договор купли-продажи энергии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «Челябэнергосбыт» обязуется подавать в квартиру по адресу: <адрес>, электрическую энергию, таковыми не являются, поскольку свидетельствуют лишь о факте подключения квартиры к электроотоплению, заключении договора на подачу в жилое помещение электроэнергии.

Ни один из этих документов не является выданным в установленном порядке разрешением органа местного самоуправления на переустройство, и не содержит сведений о произведенном ответчиками вмешательстве в систему отопления квартиры, отключении от системы централизованного отопления, оборудовании индивидуального источника тепловой энергии и о проверке соответствия этого переустройства и оборудования установленным требованиям.

Таким образом, система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Сведения о внесении изменений в технический паспорт многоквартирного дома в связи с переходом квартиры на индивидуальный источник отопления отсутствуют.

Действующее законодательство предусматривает определенный порядок проведения перепланировки и переустройства.

В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 5 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Соблюдение указанного порядка представленные в материалы дела документы не подтверждают.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника тепловой энергии в виде электрического отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, а также разрешение органа местного самоуправления. Проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления и энергоснабжения.

Доводы ответчиков о том, что автономная система отопления установлена в квартире с соблюдением требований действующего законодательства, поставляемая истцом тепловая энергия в квартиру не поставляется, отклоняются по изложенным выше основаниям, ввиду отсутствия доказательств осуществления в 2006 году переустройства в соответствии с нормативными требованиями, которое согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П, является обязательным условием снижения размера платы за тепловую энергию.

Кроме того, сам факт переустройства квартиры и в том случае, если получено решение органа местного самоуправления, с выполнением работ по демонтажу приборов отопления, присоединенных к централизованной системе отопления, не может свидетельствовать о прекращении теплопотребления и не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальной услуги и расчета оплаты за данную услугу, соответствующий указанным выше нормам закона, не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потреблялась, поскольку энергия передавалась в многоквартирный дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, в связи с чем, не освобождает ответчиков, в силу положений статей 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расходов тепловой энергии на общедомовые нужды и не влечет для них такие правовые последствия как отключение квартиры от централизованного отопления и прекращение договора центрального теплоснабжения с момента устройства в квартире автономного отопления.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из представленного истцом расчета следует, что задолженность за поставленную тепловую энергию по спорной квартире за период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года составляет 50936,52 руб. Вместе с тем, согласно данному расчету сумма ежемесячных начислений с января 2018 года по ноябрь 2018 года составляет 2263,24 руб., в декабре 2018 года за 11 дней – 803,09 руб. Кроме того, в сумму задолженности истцом включена сумма перерасчета в размере 25456,81 руб.

Начисление платы за отопление жилого помещения истцом произведено в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, устанавливающих, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, а также площади жилого помещения и тарифа на тепловую энергию.

Тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО «Тепловые электрические сети и системы» потребителям Аргаяшского муниципального района (Кулуевское сельское поселение) на 2018 год, установлен Постановлением Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 07 декабря 2017 года № 63/41 в размере 1667,58 руб.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирные и жилые дома утвержден постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики по Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 66/2 в многоквартирные жилые дома установлен в размере 0,02649 Гкал на 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц.

Таким образом, судебная коллегия представленный истцом расчет по каждому месяцу считает правильным, соответствующим действующему законодательству, установленным тарифам и нормативам.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что из расчета задолженности подлежит исключению сумма перерасчета в размере 25456,81 руб., поскольку указанная сумма истцом в расчете не мотивирована, не представлено доказательств образования указанной суммы.

Также истцом в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации произведен расчет пени, для начисления которой имелись предусмотренные законом основания, размер пени по состоянию на 01 апреля 2020 года составил 14951,82 руб.

Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В соответствии с п. 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Если уменьшение неустойки допускается по инициативе суда, то вопрос о таком уменьшении может быть также поставлен на обсуждение сторон судом апелляционной инстанции независимо от перехода им к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (части 1 и 2 статьи 330 ГПК РФ, части 1 и 2 статьи 270 АПК РФ).

Принимая во внимание, что пеня, являясь штрафной санкцией, носит компенсационный характер, направлена на восстановление прав, нарушенных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, не должна служить средством обогащения, а потому должна быть соразмерна последствиям нарушения обязательства, исходя из принципов разумности и справедливости, судебная коллегия, руководствуясь ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о снижении размера пени, подлежащей взысканию до 2000 руб.

При этом судебная коллегия полагает необходимым сумму задолженности по отоплению и пени взыскать с ответчиков Х.Р.Т. и Х.З.Р. как собственников жилого помещения. Сведения о том, что ответчик Х.Д.И. в период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года был зарегистрирована постоянно по месту жительства в квартире по указанному адресу, а также что она является членом семьи собственников жилого помещения, в материалы дела не представлены, поэтому основания для взыскания задолженности с ответчика Х.Д.И. отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Х.Р.Т., Х.З.Р., с принятием в указанной части нового решения о взыскании с указанных ответчиков в пользу истца задолженность за отопление за период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года в размере 25479,71 руб., пени за период с 10 марта 2018 года по 01 апреля 2020 года в размере 2000 руб.

В остальной части решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 июня 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» к Х.Р.Т., Х.З.Р.. Принять в указанной части новое решение.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» к Х.Р.Т., Х.З.Р. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Х.Р.Т., Х.З.Р. солидарно в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» задолженность за отопление за период с 01 января 2018 года по 11 декабря 2018 года в размере 25479,71 руб., пени за период с 10 марта 2018 года по 01 апреля 2020 года в размере 2000 руб.

В удовлетворении остальной части требований ООО «Тепловые электрические сети и системы» к Х.Р.Т., Х.З.Р. о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, пени отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепловые электрические сети и системы» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

11-9754/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО ТЭСиС
Ответчики
Халина Диляра Ильдановна
Хадыев Руслан Талгатович
Хадыева Зарина Рамильевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Данилкина Анна Леонидовна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.08.2020Передача дела судье
22.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020Передано в экспедицию
29.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее