Решение по делу № 2-789/2018 от 27.03.2018

№2-789/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 апреля 2018 года                   село Иглино

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием истца представителя администрации МР Иглинский район РБ Иштуганова Ф.Ф.,

представителя ответчика Цветковойо Б.С., Вахрушевой Е.С – Масалимовой Е.Ю.,

при секретаре Гафаровой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального <адрес> Республики Башкортостан к ФИО1, ФИО2 о признании незаключенным договора аренды земельного участка, признать незаключенным договор передачи прав и обязанностей, признать отсутствующим зарегистрированное право,

У С Т А Н О В И Л:

администрация муниципального <адрес> Републики Башкортостан обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о признании незаключенным договора аренды земельного участка, признать незаключенным договор передачи прав и обязанностей, признать отсутствующим зарегистрированное право, указывая в обоснование, что КУС МЗИО РБ в <адрес> провел инвентаризацию земель, в ходе которого были выявлены земельные участки, которые находятся в пользовании физическими лицами, не имеющих для этого законных оснований. Так, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на земельный участок с кадастровым номером 02:26:011201:146, находящийся по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 1415 кв.м. зарегистрировано право аренды ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 на основании договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму КУС МЗИО РБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в реестре договоров аренды земельных участков <адрес> договор аренды на вышеуказанный земельный участок отсутствует и для его заключения не было законных оснований. Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района <адрес> РБ в лице и.о. председателя ФИО6 и ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:26:011201:146 для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка между ФИО1 и ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:26:011201:146. Данный договор послужил основанием для регистрации в ЕГРП права аренды ФИО2 на земельный участок.

Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Иглинский поссовет <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ФИО3» последнему был предоставлен в аренду земельный участок, общей площадью 0,17 га, для строительства и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данных о постановлении главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Таким образом, законных оснований для регистрации права аренды на земельный участок с кадастровым номером 02:26:011201:146 у ответчика не имелось. Согласно ответу на запрос от КУС МЗИО РБ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:011201:146 в период с 2015 года по 2016 год не обращался.

Согласно ответу на запрос от начальника отдела организационной работы делопроизводства в журналах входящей корреспонденции администрации муниципального района <адрес> РБ за период с 2013 года по настоящее время заявление от ФИО3 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:26:011201:146 не имеется.

Также согласно данным публичной кадастровой карты данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, а постановление датируется 2003 годом. Из вышеприведенных обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:26:011201:146, находящийся по адресу: РБ, Иглинский :айон, <адрес>, общей площадью 1415 кв.м., ФИО1 в аренду не предоставлялся. Чтобы заключить реальный договор, одна или обе стороны должны совершить какое-либо действие. Такое требование может содержать как закон, так и договор.

Требования, предусмотренные ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, а именно требования по проведению торгов, не были произведены, в связи с отсутствием соответствующего заявления ФИО1 о предоставлении ему земельного участка.

Также в данном договоре в п. 2.2. указано, что в соответствии со ст. 425 ГК РФ условия настоящего договора применяются к отношениям, фактически возникшим между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ, и в п. 3.2 указано, что арендная плата начисляется с ДД.ММ.ГГГГ (с момента подписания постановления главы администрации MP Иглинский РБ от от ДД.ММ.ГГГГ), и в акте приема передачи земельного участка к договору аренды земельного участка указано, что данный земельный участок фактически передан ДД.ММ.ГГГГ.

Все данные пункты договора связаны и зависимы от постановления главы администрации MP <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , фактически которого не имеется. Указанное является существенным условием по заключению договора аренды земельного участка.

Согласно п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными», если между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, то он не считается заключенным и к нему неприменимы правила об основаниях недействительности сделок.

Так как фактически договорные отношения между администрацией MP <адрес> РБ и ответчиком не производились, то зарегистрированное право подлежит признанию отсутствующим.

На основании изложенного истец просит признать незаключенным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, площадью 1415 кв.м. с кадастровым номером 02:26:011201:146, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, заключенного между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района <адрес> РБ; признать незаключенным договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка <адрес>, Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО2; признать отсутствующим зарегистрированное право аренды земельного участка, площадью 1415 кв.м. с кадастровым номером 02:26:011201:146, расположенного по адресу: РБ, <адрес>.

Представитель истца ФИО7 в ходе судебного заседания исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчики ФИО2, ФИО1, представители третьих лиц КУС Министерства земельных и имущественных отношений, администрации сельского поселения Иглинский сельский совет МР <адрес> РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили и не просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчиков ФИО2, ФИО1ФИО8 с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, исследовав материалы гражданского дела , суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим в момент его заключения (ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между КУМС администрации МР <адрес> РБ и ФИО1 на основании постановления главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка , по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:26:011201:146, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1 415 кв.м.

Данный договор аренды земельного участка зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2

О заключении данного договора администрация МР <адрес> РБ была уведомлена на основании письма ФИО1, полученного администрацией ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51 гр. дело ).

Договор зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается впоследствии между администрацией МР <адрес> РБ и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка , по условиям которого администрация продала ФИО2 спорный земельный участок за 43 679,35 руб.

Договор купли-продажи зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в настоящее время собственником спорного земельного участка является ФИО2

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

При этом условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения прав истца именно ответчиком.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, истец обязан доказать нарушение прав и законных интересов в результате заключения ответчицей договора аренды земельного участка, а также возможность восстановления нарушенных прав путем признания договора незаключенным.

Истец, в обоснование заявленных требований о признании договора аренды земельного участка незаключенным, ссылается на то, что постановление главы администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, ФИО1 с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка не обращался, торги, как то предусмотрено ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, не проводились.

Между тем, незаключенным является лишь тот договор, относительно существенных условий которого стороны не достигли соглашения.

Договор, содержащий подписи сторон, является заключенным, а те основания, которые заявлены истцом, фактически влекут недействительность такого договора, как оспоримой сделки.

Подмена понятий недействительной и незаключенной сделки недопустима, поскольку может повлечь ошибку в применении материального закона, регламентирующего исчисление срока исковой давности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что при предъявлении требований о признании договора аренды незаключенным по основаниям, изложенным в иске, администрация МР <адрес> РБ, избрал ненадлежащий способ защиты права.

Обращаясь в суд с требованием о признании права аренды на земельный участок отсутствующим, истец не учел, что в настоящее время земельный участок принадлежит ответчику ФИО2 не на праве аренды, а на праве собственности, соответственно заявленные требования являются неактуальными и не влекут судебную защиту прав истца.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований администрации муниципального <адрес> Республики Башкортостан к ФИО1, ФИО2 о признании незаключенным договора аренды земельного участка, признать незаключенным договор передачи прав и обязанностей, признать отсутствующим зарегистрированное право отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий                             Р.Р.Сафина

2-789/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального района Иглинский район РБ
Ответчики
Вахрушева Е.С.
Цветков Б.С.
Другие
Комитет по управлению собственностью Министрества земельных и имущественных отношений РБ в Иглинском районе
Администрация сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Суд
Иглинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
iglinsky.bkr.sudrf.ru
27.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2018Передача материалов судье
30.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2018Подготовка дела (собеседование)
12.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее