Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Костюк А.А.
при секретаре Самоваровой Е.С.
с участием помощника прокурора Динского района Стацюк О.А.
представителя заявителя Отмаховой О.А.
представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Динская Трофименко А.И.
заинтересованного лица Фролова С.А.
его представителя Копчикова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волкова В.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Волков В.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Динская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района Фролова С.А.».
В обоснование заявления указал, что решением территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Динская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района Волкова В.А.» он зарегистрирован кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района.
Решением ТИК Динская от ДД.ММ.ГГГГ № кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района также зарегистрирован Фролов С.А..
Решение о регистрации Фролова С.А. кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района принято ТИК Динская с грубыми нарушениями действующего законодательства о выборах и нарушает его избирательные права как зарегистрированного кандидата, а, следовательно, подлежит отмене последующим основаниям.
Решение ТИК Динская принято в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края), согласно которым недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Так, Рабочей группой ТИК Динская по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района Фролова С.А. 8 подписей избирателей из 28 представленных кандидатом для регистрации были признаны недействительными по следующим основаниям:
- 6 подписей на основании пункта 6 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, подпункта «е» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон) (даты внесения подписей избирателей внесены ими не собственноручно);
- 2 подписи на основании пункта 8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона (подписи избирателей с исправлениями в соответствующих сведениях о сборщике подписей, если эти исправления специально не оговорены).
Выводы Рабочей группы по проверке данных, содержащихся в подписных листах, подтверждаются письменным заключением начальника отделения по Динскому району ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Более того, согласно этому же заключению начальника отделения по Динскому району ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю, при принятии решения о регистрации Фролова С.А. следовало признать недействительными 14 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидата Фролова С.А., в том числе 11 по следующему основанию: наличие специально неоговоренных сборщиком подписей либо кандидатом исправлений (п.8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закон); 3 по следующему основанию: дата внесения подписей избирателей внесены ими не собственноручно (п.6 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, подпункта «е» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона). Из них 4 подписи по п.8 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края, подпункта «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закон - наличие специально неоговоренных сборщиком подписей либо кандидатом исправлений.
Следовательно, за вычетом 16 недействительных подписей в подписных листах кандидата Фролова С.А. действительных подписей имеется только 12, а для регистрации кандидата в соответствии с решением ТИК Динская от ДД.ММ.ГГГГ № необходимо 24 действительных подписей.
В соответствии с частью 15 статьи 22, пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, является основанием для отказа в регистрации.
Кроме того, кандидатом Фроловым С.А. были допущены следующие нарушения предоставления документов для выдвижения и регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В заявлении Фролов С.А. не указывает в заявлении фамилию, имя отчество.
Однако ТИК Динская не дала должной правовой оценки нарушениям, допущенным кандидатом Фроловым С.А. при представлении им в избирательную комиссию документов для регистрации; не согласилась с мнением эксперта и приняла незаконное и необоснованное решение о регистрации Фролова С.А. кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района.
Решение ТИК Динская принято в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 74, пункта 3.1, 3.2 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», согласно которым недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, а также наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований вышеуказанного Закона, отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 19 вышеуказанного Закона является основанием отказа в регистрации кандидата.
Нарушения, допущенные ТИК Динская при принятии решения о регистрации Фролова С.А. кандидатом, ставят остальных кандидатов, в том числе и его, в неравное с ним положение, так как в такой ситуации к разным кандидатам предъявляются разные требования в части соблюдения требований закона к документам, представленным в избирательную комиссию для уведомления и регистрации.
Незаконное решение, принятое ТИК Динская, нарушает принцип равенства кандидатов (статья 39 Федерального Закона).
Согласно части 6 статьи 65 Закона Краснодарского края решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 74 и частями 1 и 2 статьи 90 этого Закона, иных требований, предусмотренных законом.
В судебном заседании представитель заявителя Отмахова О.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо кандидат на должность главы поселения Фролов С.А. и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления.
Представитель территориальной избирательной комиссии Динская Трофименко А.И. полагался на усмотрение суда.
Прокурор полагал необходимым удовлетворить заявление.
Изучив заявление, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что решением территориальной избирательной комиссии Динская от ДД.ММ.ГГГГ № Фролов С.А. зарегистрирован кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района.
Решением ТИК Динская от ДД.ММ.ГГГГ Волков В.А. также зарегистрирован кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии уведомления и заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, либо решения политической партии, указанной в части 9 статьи 19 настоящего Закона, а также иных документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, указанных в части 1 статьи 71 и части 2 статьи 87 настоящего Закона.
В силу ч. 1 ст. 73 данного Закона кандидат единовременно представляет для своей регистрации в соответствующую избирательную комиссию, организующую выборы, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); первый финансовый отчет кандидата.
В силу ч 6 ст. 65 настоящего Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (муниципального списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению зарегистрировавшей кандидата (муниципальный список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 2 статьи 74 и частями 1 и 2 статьи 90 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных законом.
Согласно п. 5 ст. 74 данного Закона недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
В силу ч. 1 и 2 ст. 20 вышеуказанного Закона в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на должность главы муниципального образования (должностного лица местного самоуправления), муниципального списка кандидатов должен осуществляться сбор подписей избирателей, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 19 и частями 2 - 5 статьи 19.1 настоящего Закона.
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, муниципальных списков кандидатов, утверждается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствии с частью 1 статьи 72, частью 1 статьи 88.1 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 настоящего Закона для регистрации кандидата в одномандатном (едином, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 19 настоящего Закона) избирательном округе на основании подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, требуется, чтобы в его поддержку были собраны и представлены в организующую выборы избирательную комиссию подписи избирателей данного округа в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
Решением ТИК Динская № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено необходимое и предельное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района составляющее 24 необходимых подписей и максимально возможных 28 подписи.
Согласно итогового протокола проверки подписных листов и выбраковочной ведомости 8 подписей избирателей из 28 представленных кандидатом для регистрации были признаны недействительными. В оспариваемом решении указанные обстоятельства нашли свое отражение.
Суд полагает, что изложенные в итоговом протоколе и выбраковочной ведомости обстоятельства, которые явились основанием для признания вышеназванных подписей недействительными, являются существенными и влекущими признание данных подписей недействительными. Выводы рабочей группы по проверке данных, содержащихся в подписных листах, также подтверждаются письменным заключением начальника отделения по Динскому району ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Таким образом, при исключении 8 недействительных подписей в подписных листах Фролова С.А. остаётся только 20 действительных подписей, количество которых недостаточно для регистрации кандидата, так необходимо не менее 24 действительных подписей.
Таким образом, доводы Фролова С.А. о действительности собранных в поддержку кандидата на должность главы поселения подписей в судебном заседании не подтвердились.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса и квартиры, для общежития - номер комнаты), серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В заявлении Фролова С.А., где он сообщает о себе сведения, не указано его фамилия, имя, отчество, что является нарушением вышеназванной нормы закона.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии Динская о регистрации Фролова С.А. кандидатом на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района не может быть признано законным и подлежит отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Волкова В.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии – удовлетворить.
Отменить решение территориальной избирательной комиссии Динская от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации кандидата на должность главы Мичуринского сельского поселения Динского района Фролова С.А.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение 5 дней со дня принятия решения.
Судья: