Дело № 2-1209/2023
УИД 75RS0002-01-2023-002178-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Петиной М.В.,
при секретаре Алферовой О.Г.,
с участием помощника прокурора Ингодинского района г. Читы Жамбаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Полякова Е. В. к ГУЗ «Городская клиническая больница №1», министерству здравоохранения Забайкальского края, министерству финансов Забайкальского края о взыскании задолженности по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, а также компенсации за несвоевременную оплату, обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы в интересах Полякова Е.В. обратился в Ингодинский районный суд <адрес> с названным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница №» в пользу Полякова Е. В. задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлениями Правительства РФ от №, от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 044,52 рубля, пособия по нетрудоспособности в размере 6 194 рубля, а также компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 330,81 рублей, всего на общую сумму 87 569,33 рублей, в т.ч. НДФЛ 11 041 руб.; обязать Министерство здравоохранения <адрес>, Министерство финансов <адрес> профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница №» денежными средствами для выплаты Полякову Е. В. задолженности по отпускным за период с по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 044,52 рубля, пособия по нетрудоспособности в размере 6 194 рубля, а также компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 330,81 рублей, всего на общую сумму 87 569,33 рублей, в т.ч. НДФЛ 11 041 руб.
В судебном заседании прокурор требования поддержала полностью по основаниям, указанным в заявлении, просила иск удовлетворить, в дополнение пояснила, что до настоящего времени задолженность работнику не выплачена.
Истец Поляков Е.В., ответчики о времени и месте судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились, представитель ответчика ГУЗ «ГКБ №1» Чижова Н.В., действующая на основании доверенности от 09.03.2021, представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представила отзыв, согласно которому не оспаривает факт задолженности и её размер, полагая, что такая обязанность может быть исполнена только при наличии доведенных лимитом бюджетных средств. Неисполнение обязанности по выплате денежных средств связано с отсутствием бюджетного финансирования. В случае удовлетворения иска, просила суд освободить ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от уплаты государственной пошлины в связи с тем, что учреждение является бюджетным, оказывающим медицинскую помощь, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя в связи с отсутствием финансирования из бюджета.
Представитель Министерства финансов Забайкальского края представил письменные возражения, просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Министерство здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке, предусмотренном статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав доводы прокурора, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых отношений.
Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (статьи 21, 22 Трудового кодекса РФ).
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ в состав заработной платы входят стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором; оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (статья 135, части 6, 9 статьи 136 Трудового кодекса РФ).
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 27.03.2020 № 328/р ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» было определено госпитальной базой для приёма пациентов с новой коронавирусной инфекцией Covid-19.
Приказом главного врача ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от 31.03.2020 № 237-од работа данного учреждения организована в качестве госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с внебольничной бактериальной, вирусно-бактериальной пневмонией, в том числе вызванной Covid-19, с созданием инфекционного отделения.
В 2020 году Правительством РФ были установлены стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией Covid-19 и помогающим лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (постановление от 02.04.2020 № 415) и за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция Covid-19 (постановление от 12.04.2020 № 484).
Оплата отпусков по этим выплатам регулируется постановлением Правительства РФ от 08.07.2020 № 998 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели» и постановлением Правительства РФ от 07.07.2021 № 1124 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведённых субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели».
По смыслу пунктов 15, 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, выплаты стимулирующего характера и дополнительные выплаты (по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, постановлению Правительства РФ от 12.04.2020 № 484) подлежат включению в расчёт среднего заработка, сохраняемого за работниками на время ежегодного отпуска и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Исчисленная указанным способом сумма стимулирующих выплат подлежит начислению работникам с учётом требований об оплате труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, предусмотренных трудовым законодательством.
Из фактических обстоятельств дела следует, что Поляков Е.В. в период с 01.04.2020 по 31.08.2022 осуществлял трудовую деятельность: работал в должности врача-отоларинголога инфекционного отделения (с 01.04.2020 по 31.10.2020), врача-оториноларинголога инфекционного отделения № 1 (с 01.11.2020 по 05.04.2022), врача-оториноларинголога приемно-диагностического отделения (с 06.04.2022 по 31.08.2022) в госпитальной базе по лечению пациентов с новой коронавирусной инфекцией Covid-19, относился к числу медицинских работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция Covid-19, и имеющих право на получение вышеуказанных выплат стимулирующего характера, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 415 от 02.04.2020.
Согласно реестру задолженности ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» по оплате отпусков, пособий по нетрудоспособности и выплате компенсации за задержку заработной платы работникам, которым в 2020, 2021 годах предоставлялись федеральные стимулирующие выплаты, истцу работодателем были начислены, но не выплачены отпускные за 2021, 2022 годы в сумме 51 044, 52 рублей в части, покрываемой за счёт бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ, пособие по нетрудоспособности в размере 6 194 рубля, а также компенсация за задержку их выплаты, исчисленная за период просрочки из фактически не выплаченных в срок сумм в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ по состоянию на 01.04.2023, в сумме 30 330,81 рублей.
Поскольку ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» в установленный срок задолженность по заработной плате (отпускные) в сумме 57 238, 52 рублей не выплачена, требование истца о взыскании в порядке, предусмотренном статьёй 236 Трудового кодекса РФ, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты данной денежной суммы подлежит удовлетворению по состоянию на 01.04.2023 в указанном истцом размере – 30 330,81 рублей.
Данные обстоятельства, а также правильность произведённого расчёта задолженности сторонами не оспариваются.
В соответствии со статьёй 226 Налогового кодекса РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате сумм НДФЛ возложена на организацию, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы (налоговый агент).
В силу приведённой нормы закона ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» является налоговым агентом, на которого возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей в Российской Федерации в силу пункта 6 части 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения относится к доходам от источников в Российской Федерации.
До настоящего времени задолженность работнику в указанном размере не выплачена, в связи с чем, требование истца о взыскании с ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» в пользу Полякова Е.В. вышеуказанной задолженности в общей сумме 87 569, 33 рублей подлежит удовлетворению, в том числе из указанной суммы должен быть удержан НДФЛ в размере 11 041 рублей.
В соответствии со статьёй 132.1 Бюджетного кодекса РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и дополнительные соглашения к указанным соглашениям, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми Министерством финансов РФ (пункт 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 4 постановления Правительства Забайкальского края от 09.05.2020 № 145 обязанность направления медицинским организациям средств, предоставленных бюджету Забайкальского края в форме иных межбюджетных трансфертов, для осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённых постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, возложена на Министерство здравоохранения Забайкальского края.
Таким образом, Министерство здравоохранения Забайкальского края обязано направить соответствующие денежные средства ГУЗ «Городская клиническая больница № 1».
Согласно пункту 5.3.24 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов осуществляет организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 № 165 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края» Министерство финансов Забайкальского края осуществляет привлечение краем заёмных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов края в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 12.3.2); ведёт реестр расходных обязательств края в порядке, установленном Правительством края, представляет указанный реестр и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав края, в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов РФ (пункт 12.3.4); осуществляет управление средствами на едином счёте бюджета края (пункт 12.3.14).
Учитывая приведённое правовое регулирование, а также принимая во внимание нормативное закрепление постановлениями Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 (пункт 7), от 02.04.2020 № 415 (пункт 12) начисления районного коэффициента и процентных надбавок сверх определённых сумм стимулирующих выплат, права на повышение уровня выплат стимулирующего характера за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, ссылка Министерства финансов Забайкальского края на отсутствие оснований для возложения обязанности по финансированию указанных расходов неосновательная, в связи с чем, отклоняется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что актуальность спора не утрачена, право истца нарушено тем, что взыскиваемая выплата ей не произведена по причине отсутствия финансирования на указанные цели, следовательно, требование прокурора о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» денежными средствами на выплату Полякову Е.В. задолженности на общую сумму 87 569, 33 рубля законное, обоснованное и подлежит удовлетворению с учётом того, что источником финансирования указанных стимулирующих и дополнительных выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства РФ в бюджеты субъектов РФ.
Вопреки доводам Министерства финансов Забайкальского края о пропуске стороной истца срока на обращение с заявленными требованиями, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права истцом не пропущен.
В силу части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику приувольнении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе неможет служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объёме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
В данном случае допущенное работодателем нарушение является длящимся, в том смысле, в котором на это указывается в пункте 56 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Несовершение работником действий по истребованию в более ранние сроки задолженности не свидетельствует о пропуске специального срока обращения в суд, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику заработной платы.
Кроме того, суд отмечает, что Поляков Е.В. обратился к прокурору Ингодинского района г. Читы за защитой нарушенного права 15.05.2023.
Таким образом, прокурором Ингодинского района г. Читы, обратившимся в суд с иском в защиту его прав 29.05.2023, срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате не пропущен, поскольку доказательств того, что прокурору было известно о наличии задолженности перед истцом ранее указанной даты (15.05.2023), не представлено.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых сторона истца была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, суд вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым делам, либо уменьшить её размер, а также отсрочить (рассрочить) её уплату в порядке, предусмотренном статьёй 333.41 настоящего Кодекса.
С учётом того, что ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» является бюджетным учреждением, оказывающим медицинскую помощь в связи с распространением новой короновирусной инфекции, социально-ориентированной организацией, которая не может исполнить обязанности работодателя ввиду отсутствия финансирования из бюджета, собственную платную деятельность не осуществляет, обязанность произвести указанные выплаты истцу не оспаривает, фактически исковые требования по основаниям и объёму признала, принимает меры к исполнению своих обязанностей перед истцом, имеет кредиторскую задолженность перед работниками на сумму около 30 млн. рублей, суд полагает возможным освободить ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины по настоящему делу и отнести их на счёт федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 194, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Ингодинского района г. Читы в защиту интересов Полякова Е. В. удовлетворить.
Взыскать с ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (№) в пользу Полякова Е. В. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №) задолженность по оплате отпуска с учетом стимулирующих выплат, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51 044, 52 рубля, пособие по нетрудоспособности в размере 6 1994 рубля, а также компенсацию за несвоевременную выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 330, 81 рублей (в том числе НДФЛ в размере 11 041 руб.).
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края при поступлении средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, профинансировать ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» денежными средствами на выплату Полякову Е.В. указанной задолженности.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Петина
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2023 года