Решение по делу № 2-1619/2023 от 28.04.2023

Дело № 2-1619/2023

УИД 24RS0024-01-2023-001305-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2023 года     г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.А.,

при секретаре Темпель Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора Красноярского края, действующего в интересах Соболева В. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах Соболева В.А., обратился в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что на основании заявления Соболева В.А. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проведения проверки установлено, что Соболева В.А. является инвалидом II группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации .22.24/2022 от ДД.ММ.ГГГГ Соболеву В.А. рекомендованы для обеспечения за счет средств Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) следующее технические средства реабилитации: трость белая тактильная цельная; специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от ДД.ММ.ГГГГ Соболев В.А. поставлен на учет в филиал для получения: 6-02-01 трость белая тактильная цельная; 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Однако до настоящего времени Соболев В.А. не был обеспечен техническими средствами. Из ответа ОСФР по Красноярскому краю следует, что на портале закупок отделением размещен запрос цен для формирования начальной максимальной цены контракта для обеспечения инвалида тифлофлешплеерами и тростью тактильной. Вместе с тем предложения не поступили. Таким образом, продолжительный период времени инвалид Соболев В.А. не обеспечен техническими средствами реабилитации, что отражается на состоянии его здоровья в целом и на его физическом развитии, что нарушает его гарантированное права на достойную жизнь и свободное развитие. Кроме того, Соболев В.А. лишен возможности самостоятельного приобретения ТСР в связи с отсутствием необходимых денежных средств. На основании изложенного, прокурор просит возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю обязанность по обеспечению инвалида II группы Соболева В.А. согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № 505.22.24/2022 от 28.06.2022 техническими средствами реабилитации: 6-02-01 трость белая тактильная цельная; 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, а также взыскать 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.

В судебном заседании представитель процессуального истца – Канского межрайонного прокурора Любимова А.Б. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также заявила отказ от исковых требований в части обеспечения Соболева В.А. техническим средством реабилитации: 6-02-01 тростью белой тактильной цельной, ввиду добровольного исполнения указанных требований ответчиком. Просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

Материальный истец Соболев В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление об отказе от исковых требований в части требований, в остальной части требования поддержал.

Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю в судебном заседании участия не принимал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать, пояснив, что Соболев В.А. включен в реестр общей потребности на обеспечение специальным устройством для чтения тифлофлешплеером, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. В целях обеспечения во втором полугодии 2022 инвалидов тифлофлешплеерами отделением Фонда, начиная с июня 2022 года, неоднократно были объявлены конкурентные процедуры, которые были признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурентных процедурах не было подано ни одной заявки: извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся; извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся; извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся. В целях обеспечения во втором полугодии 2022 года инвалидов тростями тактильными отделением Фонда, начиная с июля 2022 года неоднократно были объявлены конкурентные процедуры, которые были признаны несостоявшимися в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурентных процедурах не было подано ни одной заявки: извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся; извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся; извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся; извещение от ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся. В целях обеспечения инвалидов, проживающих на территории Красноярского края тифлофлешплеерами и тростями белыми тактильными отделением Фонда, в рамках действующего законодательства, в настоящее время ведется работа по объявлению конкурентных процедур для закупки указанных TCP. После заключения государственных контрактов на поставку тифлофлешплееров и тростей белых тактильных Соболев В.А. будет обеспечен указанным TCP. В отношении специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах государственный контракт заключен, обеспечение планируется осуществить в течение июня. Кроме того, полагают, что отношения между инвалидом и отделением Фонда по обеспечению ТСР носят имущественный характер, в связи с чем не имеется правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда

Представитель третьего лица КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Кедр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, дополнительно пояснив, что Соболев В.А. до настоящего времени не обеспечен техническими средствами реабилитации.

Определением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от части исковых требований, производство по делу в части требований Канского межрайонного прокурора Красноярского края, действующего в интересах Соболева В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) о возложении обязанность по обеспечению Соболева В.А. техническим средством реабилитации: 6-02-01 тростью белой тактильной цельной, прекращено в связи с отказом от требований в данной части.

Суд полагает, что рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ, и, заслушав сторону процессуального истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации). Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 10 вышеназванного Федерального закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно Перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства РФ № 2347-р от 30.12.2005, к техническим средствам реабилитации относятся трости опорные и тактильные (п. 6) и специальные устройства для чтения «говорящих книг» (п. 13).

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу части 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ « индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с п. 2 указанных Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 2); обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется, в том числе, путем предоставления соответствующего технического средства (пп. «а» п. 3); техническое средство реабилитации, предоставленное инвалиду, передается ему бесплатно и в безвозмездное пользование, финансирование связанных с этим расходов осуществляется за счет бюджетных ассигновании бюджета Фонда социального страхования РФ (п. 6, п. 16).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет.

Как достоверно установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Соболева В.А. является инвалидом II группы.

Из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПР) № 505.22.24/2022 к протоколу проведения МСЭ гражданина №787.22.24/2022 от 28.06.2022 следует, что истец нуждается, в том числе в предоставлении ему технических средств реабилитации: 6-03-03 трость белая опорная, регулируемая по высоте устройством противоскольжения, специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.

Установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий является исполнительный орган Фонда социального страхования РФ.

Согласно уведомлению о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями № 2405 7346825 от 11.07.2022 Соболев В.А. поставлен на учет в филиал для получения: 6-03-03 трость белая опорная, регулируемая по высоте с устройством противоскольжения; 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.

23.01.2023 №1-01-2023 в адрес И.О. управляющего ГУ Красноярское региональное отделение Социального фонда РФ вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе в отношении Соболева В.А.

Из данных Единого государственного реестра юридических лиц, 01.01.2023 завершена реорганизация юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица. Таким образом, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) является правопреемником ГУ Красноярское региональное отделение Социального фонда РФ.

По результатам рассмотрения представления от 23.01.2023 об устранении нарушений законодательства об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. ОСФР по Красноярскому краю 27.02.2023 был дан ответ о том, что в целях обеспечения во втором полугодии 2022 инвалидов специальными устройствами для чтения — тифлофлешплеером Отделением принимались своевременные и достаточные меры. Так, в июне июня 2022 были объявлены конкурентные процедуры, которые признавались не состоявшимися по причине того, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурентных процедурах не было подано ни одной заявки (извещения от 20.06.2022, 22.07.2022, 27.10.2022, 25.11.2022). В целях обеспечения инвалидов, проживающих на территории Красноярского края тифлофлешплеерами (для Соболева В.А.) отделение Фонда Продолжает проводить соответствующую работу для выбора Поставщика и заключения государственного контракта. Кроме того, в отношении трости опорной фондом даны пояснения, что по акту- приема передачи Товара Соболев В.А. обеспечен в виде трости опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения 31.03.2023.

Оценивая доводы сторон и представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что в ходе производства по делу нашел свое подтверждение факт необеспечения ОСФР по Красноярскому краю Соболева В.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными Индивидуальной программой реабилитации инвалида, а именно специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.

Ссылка ответчика на то, что приобретение технических средств реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с несостоявшимися аукционами у ответчика отсутствовала возможность обеспечения Соболева В.А. техническими средствами реабилитации подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 11 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности.

Согласно ст. 9 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе.

В силу ст. 2 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В этой связи проведение организационных мероприятий, в том числе заключение государственного контракта, размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2022, проведение открытого аукциона в электронном виде на право заключение государственного контракта, не может ограничивать права инвалида, гарантированные государством.

На данном основании суд полагает необходимым возложить на ОСФР по Красноярскому краю обязанность обеспечить истца указанным ТРС.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав инвалида, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ. Предоставление более длительного срока исполнения решения отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а именно прав инвалида.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В статье 53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно п.п. 2 – 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 ГК РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом

В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ) (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 ГК РФ).

Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ).

Причинитель вреда вправе добровольно предоставить потерпевшему компенсацию морального вреда как в денежной, так и в иной форме (например, в виде ухода за потерпевшим, в передаче какого-либо имущества (транспортного средства, бытовой техники и т.д.), в оказании какой-либо услуги, в выполнении самим причинителем вреда или за его счет работы, направленной на сглаживание (смягчение) физических и нравственных страданий потерпевшего).

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий.

При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ) (п.п. 24 – 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Разрешая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств причинения вреда, основываясь на требованиях разумности и справедливости, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Соболева В.А. о компенсации морального вреда, связанного с необеспечением его необходимым специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах.

При этом доводы стороны ответчика об отсутствии вины Фонда в необеспечении истца указанными техническими средствами реабилитации не могут в данном случае являться основанием для отказа истцу в компенсации морального вреда. Принимая во внимание, что бездействием ответчика было нарушено нематериальное благо истца – право на обеспечение нормальной жизнедеятельности, поскольку реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, а неполучение своевременно данных средств ТСР лишило его данного право.

Также подлежат отклонению доводы представителя ответчика о том, что несвоевременным предоставлением TCP нарушены имущественных прав инвалида, который не получил полагающееся ТСР по независящим от отделения Фонда причинам, вина в этом со стороны отделения Фонда отсутствует полностью; его нематериальные блага или личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свобода и др.) никак не ущемлены и не пострадали, суд находит несостоятельными поскольку.

Непредоставление длительный период ТСР (более 9 месяцев нарушен срок с первого обращения) негативно отразилась жизнедеятельности инвалида, а несоблюдение и невыполнение требований ст. 11.1 Федерального закона № 181 - ФЗ по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации нарушает его право на достойную жизнь.

Предусмотренная законом процедура предоставления ТСР отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Требования о компенсации морального вреда инвалиду связаны с неправомерными действиями (бездействием) ответчика по своевременному предоставлению ТСР, в связи с чем, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда незаконными действиями ответчика.

Разрешая спор и удовлетворяя требования о компенсации морального вреда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания в пользу Соболева В.А. компенсации морального вреда, поскольку в результате бездействия ответчика ОСФР по Красноярскому краю, выразившегося в несвоевременном предоставление технических средств реабилитации, нарушены права истца как инвалида, не созданы необходимые для него, как инвалида, условия, чем причинены моральные и нравственные страдания, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, инвалидность истца, необходимость в ТСР, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости, приходит к выводу, что требование о компенсации морального вреда обосновано и подлежит частичному удовлетворению в сумме 3 000 руб., подлежащих взысканию с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю в пользу истца.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика ОСФР по Красноярскому краю государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Соболева В. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес> (ИНН 2466001885, ОГРН 10224026448718) обязанность по обеспечению инвалида II группы Соболева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ серии выдан Кашарским РОВД Ростовской области 17.03.2003 согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации № 505.22.24/2022 от 28.06.2022 техническими средствами реабилитации: 6- 13-01-01 специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) (ИНН 2466001885, ОГРН 10224026448718) в пользу Соболева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ серии выдан Кашарским РОВД Ростовской области 17.03.2003в счет компенсации морального вреда – 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     Е.А.Васильева

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2023 года.

2-1619/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Канская межрайонная прокуратура
Соболев Виктор Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального стахования РФ по Красноярскому краю
Другие
КГБУ СО "Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов "Кедр"
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Васильева Екатерина Анатольевна
Дело на странице суда
kanskgor.krk.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее