Дело №2-2007/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2016 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Авимской С.В.,
при секретаре Черниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству Финансов РФ, ИВС УМВД России по городу Калининграду, МВД России, Управлению ФСКН России по Калининградской области, ФСКН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ИВС УМВД России по городу Калининграду, Министерству Финансов Российской Федерации, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ был доставлен в УФСКН России по Калининградской области по подозрению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ, где в последующем был задержан в порядке ст.ст. <данные изъяты> УПК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов 00 минут был доставлен в УФСКН России по Калининградской области на следственные действия оставаясь головным, а затем вечером был помещен в ИВС при УМВД России по г.Калининграду в камеру №, где находился до ДД.ММ.ГГГГ, откуда направлен в СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. Перед отправкой из ИВС для участия в судебном заседании в Московском районном суде города Калининграда не был обеспечен трехразовым питанием, и весь день ДД.ММ.ГГГГ оставался голодным и замученным, испытывал в связи с этим нравственные и физические страдания. Кроме того, указал, что условия в ИВС не соответствуют требованиям действующего законодательства, европейским стандартам. Камера была маленькая, освещение очень слабое и мрачное, что грубо не соответствует санитарным нормативам для чтения, вентиляция полностью отсутствовала, он был вынужден спать на голых досках (на нарах), постельные принадлежности отсутствовали, отсутствовал санузел с умывальником, не было воды в камере, камера была грязной, не было прогулок, и поступления свежего воздуха ввиду отсутствия в камере окон. В камере не было стола, стула, тумбочки для продуктов питания, радиоточки, вешалки для одежды, бачка с питьевой водой, урны для отходов. Стены камеры сделаны «под шубу». В связи с указанными обстоятельствами все время он испытывал физическую боль, унижение человеческого достоинства. Ссылаясь на положения ст.ст. 151, 1069-1101 УК РФ просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России, Управление ФСКН России по Калининградской области, ФСКН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части исковых требований к УФСКН России по Калининградской области прекращено.
Истец ФИО2, содержащийся на дату судебного заседания в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области, принял участие в судебном заседании с применением видеоконференц-связи, на основании ст.155.1 ГПК РФ. Поддержал заявленные исковые требования по основаниям в целом аналогичным, изложенным в исковом заявлении, в отношении суммы компенсации морального вреда полагался на усмотрение суда.
Ответчики Министерство Финансов РФ, ИВС УМВД России по городу Калининграду, МВД России, Управление ФСКН России по Калининградской области, ФСКН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Управление ФСКН России по Калининградской области представил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик в отношении иска возражал, находит требования необоснованными, не подтвержденными доказательствами, в нарушение ст.56 ГПК РФ, а также ссылается на то, что сведений о том, что истец обращался с жалобами на не обеспечение его питанием, с жалобами об ухудшении в связи с этим здоровья в материалах дела не имеется.
Помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда ФИО5 в судебном заседании в отношении исковых требований не возражала, пояснила, что в материалах дела имеется акт, в котором установлено, что содержание в ИВС УМВД России по городу Калининграду не соответствует закону, в отношении суммы компенсации морального вреда полагалась на усмотрение суда.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2, ч. 1 ст. 45 и ст. 53 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе допущенных его органами и должностными лицами при осуществлении уголовного судопроизводства.
Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 23 названного Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе, в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В силу ст. 22 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с п. п. 44, 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года, для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств. Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Судом установлено, что ФИО2 содержался в ИВС при УМВД по г. Калининграду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола задержания согласно ст.ст. <данные изъяты> УПК РФ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч.<данные изъяты> РФ, что подтверждается сведениями УМВД России по г. Калининграду, представленными по запросу суда.
Из указанных сведений также следует, что ФИО2 в период его пребывания в ИВС обеспечивался трехразовым горячим питанием, ему выдавалась столовая посуда. Кроме того, истец обеспечивался индивидуальным спальным место с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме. Постельные принадлежности не выдавались. Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Камеры в ИВС сухие, чистые, окна находятся на солнечной стороне, в них светло. Также в камерах имеется шкаф для хранения вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага. За отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядку дня. В ИВС оборудован санузел (унитаз, душевая, раковина). В ИВС имеется радиоточка, работающая с <данные изъяты> час. до <данные изъяты> час., выдается пресса.
Также из представленных сведений следует, что ФИО2 во время пребывания в ИВС жалоб на здоровье и содержание не заявлял, о чем сделал соответствующую запись и поставил собственноручную подпись в соответствующем журнале.
Из изложенного следует, что ФИО2 в период нахождения в ИВС обеспечивался питанием, доказательств обратного истцом суду не представлено.
Вместе с тем, согласно акту о результатах мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации в ИВС при УВД по Калининградской области, проведенных санитарным врачом ЦГСЭН МСЧ УВД на основании распоряжения начальника ЦГСЭН МСЧ № 2 от 20 января 2014 года, представленному в материалы дела ответчиком, в ходе проведенной проверки установлено, что условия в ИВС по оснащению и оборудованию не отвечают требованиям законодательства, в частности отсутствует прогулочный дворик, внутренняя отделка стен камер не соответствует требованиям ст.18.2 СП 12-95 МВД России, выполнена «под шубу», отсутствуют форточки, что не соответствует п.17.12 и п.17.13 СП 12-95 МВД России, перегорела часть ламп и уровень освещенности ниже установленных п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03., отсутствуют столы, скамейки, вешалка, полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды.
Таким образом, доводы истца в части несоответствия камеры, в которой он содержался, санитарным нормам и правилам нашли подтверждение.
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было.
Установив факт несоответствия условий содержания в камере ИВС требованиям, установленным законом, суд приходит к выводу о том, что в результате необеспечения в ИВС надлежащих условий содержания были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные законом, и тем самым истцу был причинен моральный вред (нравственные страдания и переживания), который подлежит компенсации за счет средств казны РФ.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень перенесенных истцом нравственных страданий в связи с унижающими его достоинство условиями содержания и, исходя из принципа разумности и справедливости, находит подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░