Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
17 декабря 2019 г. пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Тюрина Н.А.,
при секретаре Федосеевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2а-1923/2019 по административному иску Тульского природоохранного прокурора (действующего в интересах Российской Федерации) к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области об установлении границ водоохраной зоны, об определении местоположения береговой линии и о направлении сведений о них в государственный водный реестр,
установил:
Тульский природоохранный прокурор (действуя в интересах Российской Федерации), в порядке уточнения исковых требований, обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), и не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, незаконным, и об обязании министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), об определении местоположение береговой линии (границы водного объекта) и ннаправлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что РІ С…РѕРґРµ проверки, проведенной СЃ выездом РЅР° место ДД.РњРњ.ГГГГ, РїРѕ обращению Р¤РРћ3, СЃ привлечением специалистов Тульского центра РїРѕ гидрометеорологии Рё мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление РїРѕ гидрометеорологии Рё мониторингу окружающей среды» установлено, что водный объект - РїСЂСѓРґ РІ районе <адрес> (РјРєСЂ.<адрес>), образован водоподпорным сооружением РІ русле ручья Комаркинский, левого притока реки Тулица, то есть РїСЂСѓРґ РЅРµ обособлен, Рё РЅРµ изолирован РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… водных объектов, имеет поверхностную гидравлическую СЃРІСЏР·СЊ, характеризующуюся движением РІРѕРґС‹ РІ направлении уклона РІ углублении земной поверхности. РџРѕ информации РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕ-РћРєСЃРєРѕРіРѕ бассейнового РІРѕРґРЅРѕРіРѕ управления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– сведения Рѕ РІРѕРґРЅРѕРј объекте РїСЂСѓРґРµ - РЅР° ручье без названия РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>), внесены РІ базу данных автоматизированной информационной системы государственного РІРѕРґРЅРѕРіРѕ реестра, сведения Рѕ РІРѕРґРЅРѕРј объекте ручье без названия РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>) РЅРµ внесены РІ базу данных автоматизированной информационной системы государственного РІРѕРґРЅРѕРіРѕ реестра. РџРѕ информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Тульской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ ЕГРН отсутствуют сведения Рѕ границах водоохранной Р·РѕРЅС‹ Рё прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - ручья без названия РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>) Рё расположенного РЅР° нем руслового РїСЂСѓРґР° РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>), Р° также отсутствуют сведения РѕР± установлении местоположения береговой линии (границе РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта) указанных водных объектов. Министерством границы водоохранной Р·РѕРЅС‹ Рё границы прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта ручья без названия РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>) Рё положенного РЅР° нем руслового РїСЂСѓРґР° РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>) РЅРµ установлены, Р° местоположение береговой линии (границы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта) РЅРµ определено, необходимые сведения РІ государственный кадастр недвижимости РЅРµ направлены, что препятствует привлечению виновных лиц Рє соответствующей административной ответственности Р·Р° нарушения режима специального режима осуществления хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РЅР° прибрежной защитной полосе РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта Рё РІ его водоохранной Р·РѕРЅРµ, Р° также способствует формированию земельных участок СЃ нарушением требований действующего законодательства. Ненадлежащее исполнение требований РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства, нарушает права Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как собственника РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта бездействие должностных лиц министерства природных ресурсов Рё экологии Тульской области препятствует привлечению виновных лиц Рє соответствующей административной ответственности Р·Р° нарушения специального режима осуществления хозяйственной Рё РёРЅРѕР№ деятельности РЅР° прибрежной защитной полосе РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта Рё РІ его водоохранной Р·РѕРЅРµ, Р° также способствует формированию земельных участок СЃ нарушением требований действующего законодательства. РџРѕ данному факту ДД.РњРњ.ГГГГ Тульским природоохранным РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј министру природных ресурсов Рё экологии Тульской области внесено представление РѕР± устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено Рё удовлетворено. РџСЂРё проведении контрольной проверки исполнения РІРѕРґРЅРѕРіРѕ законодательства РІ сентябре 2019 РіРѕРґР° установлено, что министерством границы водоохранной Р·РѕРЅС‹ Рё границы прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта РЅРµ установлены, Р° местоположение береговой линии (границы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта) РЅРµ определено, необходимые сведения РІ государственный кадастр недвижимости РЅРµ направлены, то есть нарушения закона, выявленные РІ С…РѕРґРµ ранее проведенной проверки РЅРµ устранены.
Определением суда от 03.12.2019 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов и экологии.
Определением суда от 17.12.2019 производство по делу в части иска о признании бездействия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), и не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, незаконным, было прекращено в связи с отказом от иска в этой части.
В судебном заседании представитель административного истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности - помощник прокурора Рогонов Н.Е. уточненные требования поддержал по тем же основаниям, просил их удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области администрации по доверенности Чекменев П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
В своих возражениях на исковые требования, просил в иске отказать, сославшись на то, что согласно пункту 4 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной. В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение. Выделение бюджетных средств в виде субвенций и их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем русла пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не осуществлялось. Проведенные Управлением Росприроднадзора по Тульской области и Тульской природоохранной прокуратурой в декабре 2018 года проверки исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, не выявили нарушений в части предоставления водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и выполнения мероприятий по определению береговых линий, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства природных ресурсов и экологии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу положений ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу п.2 ч.1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, министерство осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и «ответственно является органом, уполномоченным на проведение приятии по определению границ береговой линии и установлению на ости границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.
В силу ч. 4.1 ст. 5 ВК РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 3, 4 и 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации
В силу п. 2 указанных Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ «О землеустройстве» данные зоны являются объектами землеустройства.
Согласно п.8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.06.2011 №267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.
Как усматривается РёР· материалов дела, РІ С…РѕРґРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки, проведенной СЃ выездом РЅР° место ДД.РњРњ.ГГГГ, РїРѕ обращению Р¤РРћ3, СЃ привлечением специалистов Тульского центра РїРѕ гидрометеорологии Рё мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление РїРѕ гидрометеорологии Рё мониторингу окружающей среды» установлено, что водный объект - РїСЂСѓРґ РІ районе <адрес> (РјРєСЂ.<адрес>), образован водоподпорным сооружением РІ русле ручья Комаркинский, левого притока реки Тулица, то есть РїСЂСѓРґ РЅРµ обособлен, Рё РЅРµ изолирован РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… водных объектов, имеет поверхностную гидравлическую СЃРІСЏР·СЊ, характеризующуюся движением РІРѕРґС‹ РІ направлении уклона РІ углублении земной поверхности.
По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о водном объекте пруде - на ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>), внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра, сведения о водном объекте ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра.
РР· информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Тульской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ усматривается, что отсутствуют сведения Рѕ границах водоохранной Р·РѕРЅС‹ Рё прибрежной защитной полосы РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта - ручья без названия РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>) Рё расположенного РЅР° нем руслового РїСЂСѓРґР° РІ районе <адрес> (РјРєСЂ. <адрес>), Р° также отсутствуют сведения РѕР± установлении местоположения береговой линии (границе РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта) указанных водных объектов.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено.
Однако, при проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в сентябре 2019 года установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранены.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что министерством природных ресурсов и экологии <адрес> границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участок с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника водного объекта, а также нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
При том доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области об отсутствие финансирования на данные работы являются несостоятельными, поскольку материалами дела не подтверждается, что министерством принимались соответствующие меры, направленные на выделение бюджетных средств в виде субвенций на определение границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>).
Суд находит разумным установить срок для выполнения обязанности возложенной судом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку обращение с заявлением о постановке указанного объекта недвижимости на учет предусматривает выполнение определенных работ, сбору и оформлению документов.
На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора( действующего в интересах Российской Федерации) удовлетворить.
Обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), определить местоположение береговой линии (границы водного объекта) и направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тюрин