Дело № 2а-3289/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 10 апреля 2017 года
Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А. при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сметанина С.И., Сметаниной Т.Т. к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установил:
Истцы обратились в суд исковым заявлением о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении в собственность земельного участка. Требования мотивированы тем, что ____ 2016 года истцы обратились к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ____ с кадастровым номером ___ для использования под индивидуальное жилищное строительство, как гражданам, имеющим трех и более детей. Ответчиком было направлено сообщение от ____ 2016 года об отказе истцам в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что земельный участок относится к территории ДСПК «Птицевод-2» и распределение земельного участка производится членам кооператива на основании решения некоммерческого объединения. Истцы полагают, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось, так как сведения о земельном участке носили временный характер, срок действия схемы расположения земельного участка истек, права не зарегистрированы. Просит признать незаконным отказ ответчика, обязать ответчика совершить действия по предоставлению в собственность земельного участка.
В судебном заседании представитель административного истца Ксенофонтова Л.Е. доводы иска поддержала, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ОА г. Якутска Кривошапкин Н.Ю. иск не признал, пояснил, что оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка не имелось, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет по инициативе другого лица и относится к территории дачного некоммерческого объединения. Сведения о земельном участке не аннулированы в государственном кадастре недвижимости, таким образом, основания для отказа имелись, просит в иске отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы, относящееся к категории граждан из числа многодетных семей, обратились к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, при этом, заявление было подано в целях приобретения прав на конкретный земельный участок, расположенный по адресу: ____, с кадастровым номером ___
Оспариваемым решением от ____ 2016 года истцам отказано в в предоставлении в собственность земельного участка по тем основаниям, что земельный участок относится к территории ДСПК «Птицевод-2» и распределение земельного участка производится членам кооператива на основании решения некоммерческого объединения.
В соответствии с п.6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Частью 2 ст. 39.19 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания положений ст.ст. 24.1-24.3 Земельного кодекса РС(Я), регулирующих отношения по предоставлению многодетным семьям земельных участков в льготном порядке, следует, что они закрепляют механизм и порядок реализации права на приобретение земельного участка без торгов (бесплатно).
Право на первоочередное обеспечение земельными участками в соответствии с ч. 1.1 ст. 24.1 ЗК РС(Я) предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, и состоящим при этом на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно Административному регламенту предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденному постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 N 49п, муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, обладающим правом на получение земельного участка без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей и состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно в порядке, установленном статьей 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
Согласно ч. 9 ст. 24.2 Земельного кодекса РС(Я) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 ЗК РС(Я), на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 24.3 ЗК РС(Я).
Доказательств того, что истцы состоят на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий и в связи с этим имеют право на приобретение земельного участка во внеочередном порядке, то есть преимущественное перед другими лицами право, суду не представлено.
Согласно ст. 24.3 ЗК РС(Я) предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без торгов.
В силу п.8 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
Из кадастрового дела спорного земельного участка следует, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет по инициативе членов СОТ «Птицевод». Сведения о земельном участке носят временный характер, внесены в ГКН на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной Сигнаевской Г.Г. ____ 2010 года. Сведения о земельном участке носят временный характер, дата истечения срока временного характера ____ 2016 года.
Вместе с тем, земельный участок с кадастрового учета не снят, сведения о нем не аннулированы. Согласно межевого плана и сведениям ГКН земельный участок сформирован в границах территории СОТ «Птицевод», то есть выделен из земельного участка, ранее предоставленного некоммерческому объединению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст.9-11 ЗК РФ.
В силу ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Поскольку земельный участок сформирован как расположенный на территории СОТ «Птицевод», сведения о нем не аннулированы в ГКН, согласие на формирование земельного участка и предоставление его иным гражданам от СОТ «Птицевод» отсутствует, оспариваемое решение Окружной администрации г. Якутска соответствует требованиям закона и отмене не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░