УИД: 92RS0002-01-2024-000158-63
Дело №2-1627/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2024 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Подфигурной В.И.
прокурора Грудининой В.В.
представителя ответчика Литвиненко-Минко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя в интересах Чередник Н.Н. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Севастополя» о возложении обязанности поставить на учет и назначить пособие, -
установил:
Прокуратура Гагаринского района г. Севастополя, уточнив требования, обратился с иском в интересах Чередник Н.Н. к ГКУ «Центр занятости населения г. Севастополя» о возложении обязанности поставить на учет и назначить пособие, просит обязать ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» поставить Чередник Н.Н. на регистрационный учёт в качестве безработного и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что ответчиком необоснованно отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в г. Севастополя, однако, факт проживания истца в г. Севастополе подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Прокурор в судебном заседании доводы иска поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что выплата пособия о постановка на учет должны быть по месту постоянной регистрации, при этом стать на учет для поиска подходящей работы можно и по месту пребывания. Органы службы занятости не наделены правом устанавливать фактическое проживание на основании договоров аренды и документов об обучении детей, а потому на момент обращения истца оснований для удовлетворения его требований не было.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит положениям ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Чередник Н.Н. через интернет портал «Работа в России» ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения города Севастополя» с заявлением, о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным.
Приказом ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в признании Чередник Н.Н. безработным в связи с предоставлением гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.
Письмом ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, что подтверждением наличия регистрации по месту жительства гражданина является соответствующий оттиск штампа о регистрации (с указанием адреса) на странице «Место жительства» в паспорте гражданина Российской Федерации. Не имея подтверждения о регистрации гражданина по месту жительства в местности на территории которой осуществляет свою деятельность соответствующий центр занятости, центр занятости не вправе рассматривать вопрос о признании гражданина безработным.
Судом установлено, что Чередник Н.Н. зарегистрирован по адресу: г<адрес>, по месту пребывания, дата окончания регистрации по месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с намерением проживать в городе Севастополя ДД.ММ.ГГГГ Чередник Н.Н. прибыл в <адрес> вместе со своей семьёй, с целью постоянного проживания Чередник Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ заключались договоры аренды жилых помещений на длительный срок.
В судебном заседании не оспаривалось, что Чередник Н.Н. постоянно проживает вместе с супругой и несовершеннолетними детьми по адресу<адрес>.
Несовершеннолетняя дочь Чередник Ю.Н. обучается в ГБОУ города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №», младшая дочь Чередник И.С. обучается в ГБДОУ города Севастополя «Детский сад №», супруга Чередник Н.Н. в настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено и это подтверждено в судебном заседании, что Чередник Н.Н. имеет устойчивые социальные связи в городе Севастополе.
Статьей 2 Закона № 1032-I «О занятости населения» определены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона № 1032-I.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 3 Закона № 1032-I).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз. 1 п.2 ст. 3 Закона № 1032-I).
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абз.3 п.2. ст.3 Закона № 1032-I).
Главой 3 Закона № 1032-I установлены гарантии государства в области занятости, к их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п.1 ст.28 Закона № 1032-I).
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п.2 ст. 28 Закона № 1032-I).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2021 года № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
Пунктом 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с п. 4 Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абз.1 п.7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина.
Принимая во внимание, что Чередник Н.Н. зарегистрирован по месту пребывания в г. Севастополе, у ответчика не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления истца.
Доводы ответчика о том, что центр занятости не наделен полномочиями по установлению факт проживания в г. Севастополе на основании договоров аренды и иных документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление данного факта от ответчика и не требовалось при наличии свидетельства о регистрации по месту пребывания. Договоры аренды и иные документы исследуются судом при разрешении спора и установлении наличия стойких социальных связей истца в г. Севастополе.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя в интересах Чередник Н.Н. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения г. Севастополя» о возложении обязанности поставить на учет и назначить пособие удовлетворить.
Обязать ГКУ города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» поставить Чередник Н.Н. на регистрационный учёт в качестве безработного и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 10 апреля 2024 года.
Председательствующий И.Г.Блейз