Дело № 2а-196/2020
УИД №18RS0007-01-2020-000346-50
Решение
Именем Российской Федерации
п. Балезино 10 июня 2020 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Беркутовой Т.М.,
при секретаре Волковой М.А.,
с участием старшего помощника прокурора Балезинского района УР Егорова А.Ю.,
представителя административного ответчика Администрации МО «Балезинский район» Королевой О.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Балезинский район» о возложении обязанности регистрации права собственности на газопровод,
установил:
прокурор Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Балезинский район» о возложении обязанности регистрации права собственности на газопровод, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балезинского района проведена проверка исполнения Администрацией МО «Балезинский район» требований законодательства в сфере использования муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения выразившиеся в следующем. На территории МО «Балезинское» имеется газопровод, протяжённостью 244,40 пог.м. по адресу: Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4. Согласно данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике вышеназванный объект - газопровод - в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не числится. Ответственность за постановку на регистрационный учет газопроводов, расположенных на территории МО «Балезинское» возложена на Администрацию МО «Балезинский район». Однако Администрацией МО «Балезинский район» указанные действия не выполнены, с заявлением в Управлении Росреестра по УР о регистрации права собственности администрация муниципального образования не обращалась. Неисполнение Администрацией МО «Балезинский район» обязанности по регистрации права собственности на опасный промышленный объект – газопровода низкого давления по адресу: Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4 создает угрозу возникновения чрезвычайных аварийных ситуаций, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизни и деятельности. Прокурор просит: признать незаконным бездействие Администрации МО «Балезинский район» о невыполнении обязанности по регистрации права собственности газопровода низкого давления, протяжённостью 244,40 пог.м. по адресу: Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4; обязать Администрацию МО «Балезинский район» в срок до 31.01.2021 зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество газопровода низкого давления, протяжённостью 244,40 пог.м. по адресу: Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4.
В судебном заседании старший помощник прокурора Балезинского района УР Егоров А.Ю. исковые требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в иске, в части увеличения срока возражений не имеет, считает возможным предоставить срок до 31.12.2021 в части обязания зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Балезинский район» Королева О.П. в судебном заседании возражений по административном иску не представила. Считает, что бездействие со стороны администрации не имеется, так как работы ведутся. Пояснила, что указанный газопровод низкого давления передан в собственность Администрации МО «Балезинский район», но право собственности не зарегистрировано. Регистрация права собственности требует финансовых затрат для составления технической документации, в бюджете на 2020 год данная строка затрат не заложена. Просила предоставить срок до 31.12.2021.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст.35 Указанного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Балезинского района на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (ст. 1).
В ст. 2 Закона о газоснабжении) определено понятие газоснабжение как одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Согласно абз. 2 ст. 7 Закона о газоснабжении газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
На основании ст. 7 Устава МО «Балезинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац 1 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Газовые сети в соответствии со своим назначением неотделимы от земельного участка, в пределах которого осуществляется их обслуживание, находятся на газовых опорах, прочно связанных с землей, при перемещении которых его составляющие перестанут соответствовать своему назначению.
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 49 Федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
В данном случае речь идет о регистрации права собственности в регистрирующем органе объекта газоснабжения, в связи с этим решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Из системного толкования приведенных правовых норм действующего законодательства, следует, что вопросы местного значения в границах поселения газоснабжения законодателем отнесены к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района, следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, лежит на администрации МО «Балезинский район».
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Главы Администрации Балезинского района УР № 288 от 26.04.2004 в муниципальную собственность Балезинского района приняты объекты газового хозяйства, построенные за счет средств бюджета Удмуртской Республики и бюджета Российской Федерации до 2004 года согласно приложению №1.
Из приложения №1 к Постановлению № 288 от 26.04.2004 следует, что в него включен объект – газопровод низкого давления по адресу: Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4 протяженностью 244,40 пог.м.
Из ответа начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации МО «Балезинский район» от 25.03.2020 № 072 следует, что в собственности муниципального образования «Балезинский район» находится газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4, площадью 244,40 кв.м, дата ввода в эксплуатацию 1975 год.
Из уведомления Росреестра по УР от 21.05.2020 следует, что сведения об объекте недвижимости – сооружение, по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4, площадью 244.40 кв.м, в ЕГРН как об объекте недвижимости отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию права собственности на указанный объект. Данный факт административный ответчик не оспаривает. Вместе с тем не обращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления своей обязанности.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в невыполнении обязанности по регистрации права собственности газопровода низкого давления, протяженностью 244,40 пог.м, расположенного по адресу: Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4, суд, с учетом установленных обстоятельств, считает подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, с учетом отсутствия возражений со стороны административного ответчика, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы и подлежат удовлетворению. Отсутствие денежных средств, недостаточное финансирование, не являются в данном случае основанием для освобождения ответчика от обязанностей, прямо возложенных на них законом.
Прокурор считает возможным установить срок в части обязания зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество до 31.12.2021. Суд считает установленный срок разумным, справедливым, с учетом необходимости заложить необходимые денежные средства в бюджет на 2021 год.
Кроме того, административный ответчик Администрация МО «Балезинский район» вправе в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Балезинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Балезинский район» о возложении обязанности регистрации права собственности на газопровод удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Балезинский район» о невыполнении обязанности по регистрации права собственности газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4, площадью 244,40 пог.м.
Обязать Администрацию МО «Балезинский район» зарегистрировать право собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество газопровода низкого давления, протяженностью 244,40 пог.м по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Красноармейская, д. 2, 4, в срок до 31.12.2021.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.М. Беркутова