Решение по делу № 2а-418/2022 (2а-2641/2021;) от 15.11.2021

№2а-418/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года                            г.Рязань

Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,

при секретаре Лебедевой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области к С.А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области (далее МИФНС России №3 по Рязанской области) обратились в Октябрьский районный суд г.Рязани с административным иском к С.А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени.

Административные исковые требования мотивированы тем, что С.А.В. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Рязанской области по месту жительства, а также по месту регистрации и нахождения принадлежащего ему имущества.

Административный истец указал, что налогоплательщику 19.03.2014г. начислен налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> После частичной оплаты налога задолженность составляет <данные изъяты>

В связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц за 2014г. налогоплательщику в 2015-2020 г.г. начислены пени сумме <данные изъяты>

В связи с неисполнением налоговых уведомлений МИФНС России №3 по Рязанской области направила административному ответчику требование об уплате налога и пени от 25.04.2014г. с указанием на общую задолженность, с предложением об оплате до 11.06.2014г., которое С.А.В. не исполнил.

На момент подачи административного иска задолженность по уплате налогов, пени административным ответчиком, как следует из административного иска, не уплачена.

МИФНС России №3 по Рязанской области обратились к мировому судье судебного участка №14 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, пени по налогу на доходы физических лиц с С.А.В.

Затем 31.12.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании с С.А.В. недоимки по налогу и пени.

Далее 14.05.2021г. мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности с С.А.В. в связи с поступившими от должника возражениями.

Поскольку в добровольном порядке С.А.В. не произведена оплата недоимки, МИФНС России №3 по Рязанской области обратились в суд с административным иском.

На основании изложенного МИФНС России №3 по Рязанской области просят суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного иска о взыскании с С.А.В. задолженности; взыскать с С.А.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме <данные изъяты> пени в сумме <данные изъяты>

Административный истец МИФНС России №3 по Рязанской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, письменным заявлением просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик С.А.В. также извещался о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не имеется.

На основании ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Суд, исследовав представленные доказательства, считает, что правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют ввиду следующего.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится также в п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным кодексом.

Как установлено в судебном заседании, налогоплательщик - физическое лицо С.А.В. состоит на налоговом учете в МИФНС России №3 по Рязанской области по своему месту жительства, а также по месту регистрации и нахождения принадлежащего ему имущества.

В соответствии с ч.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

    Согласно п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п.3 ст.13 НК РФ налог на доходы физических лиц относятся к федеральным налогам.

В соответствии со ст.24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

В силу ст.41 НК РФ доходами признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

    В силу ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статья 57 НК РФ устанавливает, что сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как установлено п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу ст.216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

В соответствии с п.1 ст.226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные лица именуются в главе 23 НК РФ налоговыми агентами.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1 ст.224 НК РФ).

По правилам п.4 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п.5 ст.226 НК РФ).

Согласно п.6 ст.228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п.5 ст.226 и п.14 ст.226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п.72 ст.217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п.п. 4 п.1, п.2, п.3 ст.228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Согласно п.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п.4 ст.229 НК РФ в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

В соответствии с п.1 ст.223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется при получении доходов в денежной форме как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, а при получении доходов в натуральной форме- как день передачи доходов в натуральной форме.

Из изложенного следует, что в доход налогоплательщика за соответствующий налоговый период включаются все доходы, дата получения которых приходится на этот налоговый период.

В судебном заседании установлено что, налоговым органом налогоплательщику С.А.В. 19.03.2014г. начислен налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> После частичной оплаты налога задолженность составляет <данные изъяты>

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц за 2014г. налогоплательщику в 2015-2020 г.г. начислены пени сумме <данные изъяты>

Пени в общей сумме включены в требование об уплате налога.

Согласно п.2,3 ст.52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

По смыслу ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечению шести дней с даты направления заказного письма.     

Согласно ч.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании положений статей 69, 70 НК РФ в связи с неисполнением налоговых уведомлений МИФНС России №3 по Рязанской области направила административному ответчику требование об уплате налога и пени от 25.04.2014г. с указанием на общую задолженность, с предложением об оплате до 11.06.2014г.

В судебном заседании установлено, что С.А.В. не исполнил в добровольном порядке указанное требование, не выполнил в установленный срок обязанности, возложенные действующим налоговым законодательством.

Как установлено в судебном заседании, налоговая инспекция обратились к мировому судье судебного участка №14 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ, пени по налогу на доходы физических лиц с С.А.В.

Затем 31.12.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании с С.А.В. недоимки по налогу и пени.

Далее 14.05.2021г. мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа о взыскании задолженности с С.А.В. в связи с поступившими от должника возражениями.

После чего налоговый орган обратился в суд 15.11.2021г. с настоящим административным иском.

Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В силу п.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с п.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ в редакции, действующей на момент подачи административного иска, в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом с установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней.

Заявление о взыскании налога, пеней подается в отношении всех требований, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.     

Согласно абз.2 п.2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как следует из ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996г. №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации урегулирован как срок на первоначальное обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, так и срок обращения в суд с административным иском после отмены судебного приказа.

При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст.48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, поскольку нормы ст.48 НК РФ не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Поскольку срок исполнения требования об уплате налога истекал 11.06.2014г., налоговому органу следовало обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, с заявлением налоговый орган обратился к мировому судье 31.12.2020г.

Таким образом, заявление о взыскании с С.А.В. недоимки по налогу на доходы физических лиц направлено мировому судье с пропуском установленного срока.

При обращении в суд с настоящим административным иском административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд.

Проверяя требования МИФНС России №3 по Рязанской области о восстановлении процессуального срока, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока.

Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.

В связи с изложенным суд полагает, что срок для обращения с административным иском в суд МИФНС России №3 по Рязанской области пропущен.

При указанных обстоятельствах неблагоприятные последствия пропуска срока для обращения в суд лежат на административном истце.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административным истцом не приведено, в связи с чем имеются основания для отказа в удовлетворения административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Рязанской области к С.А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Рязанской области к С.А.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.Т.Старовойтова

2а-418/2022 (2а-2641/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС №3 по Рязанской области
Ответчики
Соколов Андрей Викторович
Суд
Октябрьский районный суд г. Рязань
Судья
Старовойтова Татьяна Терентьевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.riz.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
15.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.12.2021Предварительное судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022Дело оформлено
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее