Дело № 2-93/2022 23 марта 2022 года
29RS0014-01-2021-006170-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кацук У. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кацук У.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и в последнем заявленном виде исковых требований просила о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 24 января 2003 года по 15 ноября 2015 года, в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года, назначить пенсию с 11 ноября 2021 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.
В обоснование требований указала, что 20 апреля 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30, частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчик в назначении пенсии отказал по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не были включены периоды работы в ФГБУЗ «СМКЦ им. Семашко» в качестве санитарки рентгеновского отделения стационара, рентгеновского кабинета стационара, отдела лучевой диагностики с 24 января 2003 года по 15 ноября 2015 года. Полагая решение пенсионного органа об исключении данного периода из специального стажа незаконным, истец обратилась в суд с заявленным иском.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, ее представитель в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Представитель ответчика иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства был извещён надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказных пенсионных дел Кацук (Любова) У.В. <№> и <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Ранее достижения возраста, установленного статьей 8 страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как указано в подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список № 2).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
Списком № 2 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют младшие медицинские сёстры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) (раздел XXIV, код позиции 22600000-14467).
Согласно письму Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 27 мая 1992 года № 1062-РБ санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку № 2, разделу XXIV, как младшим медицинским сёстрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах).
В письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 года № 5031-ЮЛ разъяснено, что предоставление права на досрочное назначение пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений и кабинетов может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестёр по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестёр по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в указании от 26 апреля 1993 года № 1-31-У «О порядке применение раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Указание № 1-31-У) дано разъяснение о том, что при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку № 2, разделу XXIV, под непосредственным обслуживанием больных следует понимать работу, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
В силу пункта 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, как указано в пункте 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённого постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, для установления страховой пенсии по старости по Списку № 2 (раздел XXIV) помимо подтверждения факта работы в должности и учреждении, предусмотренными списком, необходимо наличие другого условия – подтверждение постоянной занятости по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени.
Из материалов дела следует, что 20 апреля 2018 года и 11 ноября 2021 года Лобова (Кацук) У.В. обращалась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решениями ответчика от 13 августа 2018 года и от 18 ноября 2021 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, а также в связи с недостаточностью стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Исходя из решения от 18 ноября 2021 года, страховой стаж истца на дату обращения истца в пенсионный орган был определён продолжительностью 21 год 10 месяцев 24 дня, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ( 19 лет 02 месяца 04 дня.
Истцу не были зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, оспариваемые периоды работы в ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р.. В подсчёт стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ответчик не включил период работы в АО «ФПК» с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года.
Согласно записям в трудовой книжке истца и справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 27 февраля 2018 года <№>, выданной ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р., истец 24 января 2003 года принята на работу санитаркой рентгеновского отделения стационара ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р., с 31 марта 2007 года она переведена на работу санитаркой рентгеновского кабинета стационара, с 01 января 2010 года переведена санитаркой рентгеновского кабинета стационара отдела лучевой диагностики этого же учреждения, с 11 июля 2016 года переведена уборщицей производственных помещений отдела лучевой диагностики.
К видам деятельности младшего медицинского персонала, относящихся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2, отнесены следующие виды деятельности: перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приёмного отделения в стационар и т. д., санитарная обработка (мытьё) больных, смена нательного и постельного белья, санитарно-гигиеническая обработка ванной, мытьё посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т. д., раздача пищи, индивидуальное кормление больных, уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении (Приложение № 1 к Указанию № 1-31-У).
В соответствии со штатными расписаниями за 2003-2015 годы в учреждении, в котором работала истец, действительно существовало рентгеновское отделение (кабинет) в составе стационара, а затем отделения лучевой диагностики, в штате этого отделения имелись должности младшего медицинского персонала – санитарки. Должность младшей медицинской сестры в рентгеновском отделении (кабинете) не значится.
Должностной инструкцией санитарки рентгеновского кабинета (2007 года) предусмотрены следующие обязанности работника: проведение текущей и генеральной уборки помещений, оказание помощи в приготовлении бариевой взвеси, химических реактивов, фотообработке рентгеновских плёнок и сборе и сдаче серебросодержащих отходов, при проведении манипуляционно-сложных исследований, вызов по указанию пациентов на исследование, поднятие медицинской документации из архива, помощь персоналу в транспортировке лежачих больных в кабинет и осуществление доставки историй болезни с результатами в отделение стационара, контроль сохранности и правильным использованием мягкого и твердого инвентаря, обновление маркировки на всех емкостях и инвентаре, проведение дезинфекции ветоши, уборочного инвентаря, емкостей для уборки, мусоросборников в соответствии с инструкцией, контроль за наличием маркировки, получение хозяйственного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств, сообщение о неисправностях в системе водоснабжения, канализации и др., постоянное нахождение на рабочем месте, прохождение медицинского освидетельствования, соблюдение правил охраны труда, противопожарной безопасности, правил личной гигиены, трудовой дисциплины, принципы медицинской этики и деонтологии, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, правил удаления медицинских отходов, ношение спецодежды, участие в занятиях и техучебах, работа по графику.
Должностной инструкцией санитарки рентгеновского кабинета стационара (2010 года) отделения лучевой диагностики предусмотрены следующие обязанности работника: проведение текущей и генеральной уборки помещений, выполнение распоряжений рентгенолаборанта и врача-рентгенолога, помощь в приготовлении в приготовлении бариевой взвеси, химических реактивов, фотообработке рентгеновских плёнок и сборе и сдаче серебросодержащих отходов, при проведении манипуляционно-сложных исследований, оказание помощи старшему рентгенолаборанту при получении медикаментов, инструментов, оборудования, доставка их в кабинет, вызов по указанию пациентов на исследование, поднятие медицинской документации из архива, помощь персоналу в транспортировке лежачих больных в кабинет, при необходимости сопровождение пациента поле исследования в отделение, получение на складе хозяйственного инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств, обеспечение правильного хранения и использования мягкого и твердого инвентаря, дезинфицирующих и моющих средств, обновление маркировки на емкостях и инвентаре, проведение дезинфекции ветоши, уборочного инвентаря, емкостей для уборки, мусоросборников в соответствии с инструкцией, контроль за наличием маркировки, сборка и сдача медицинских халатов персонала и белья в стирку, глажка халатов и белья после стирки, сообщение о неисправностях в системе водоснабжения, канализации и др., постоянное нахождение на рабочем месте, прохождение медицинского освидетельствования, соблюдение правил охраны труда, противопожарной безопасности, правил личной гигиены, трудовой дисциплины, принципы медицинской этики и деонтологии, соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима, правил удаления медицинских отходов, ношение спецодежды, участие в занятиях и техучебах, работа по графику.
При этом в данных должностных инструкциях указано на несение санитаркой ответственности за сохранность мягкого и твердого инвентаря, содержание их в исправном состоянии, за их правильным использованием, а также за выполнение требований инструкции.
Проанализировав должностные обязанности истца как санитарки рентгеновского кабинета, суд приходит к выводу, что большую часть трудовых обязанностей истца нельзя отнести к работе по непосредственному обслуживанию больных, поскольку работа не всегда осуществляется в условиях непосредственного контакта работника и пациента.
С учётом бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по делу (постоянная занятость по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня) сторона истца должна представить суду доказательства занятости на работах по непосредственному обслуживанию больных не менее 80 процентов рабочего времени. Однако собранными по делу доказательствами в их совокупности данное обстоятельство не подтверждено.
Факт отсутствия занятости истца на работах по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня подтверждается также актом по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о специальном страховом (трудовом) стаже от 23 июля 2018 года № 131, подписанным страхователем без каких-либо возражений по нему, и справкой от 23 июля 2018 года.
При проведении пенсионным органом данной проверки исследовались представленные страхователем первичные документы: штатные расписания, лицевые счета за 2003-2017 годы, личная карточка Т-2, приказы, должностные инструкции, на основании которых ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко ФМБА России выдана справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, от 27 февраля 2018 года <№>.
При этом суд соглашается с изложенными в акте и справке выводами о недостоверности представленной страхователем ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р. справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 27 февраля 2018 года <№>, выданной ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р., в которой указано на зачёт спорного периода работы в качестве санитарки в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, позиция Списка №2 – 22600000-14467, а также сведений, переданных страхователем за спорные периоды в систему индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготной работы.
Согласно карте <№> специальной оценки условий труда санитарки рентгеновского отделения стационара отдела лучевой диагностики от 30 сентября 2015 года с приложением, санитарка производит ежедневную влажную уборку помещений с использованием дезинфицирующих растворов, ежедневно осуществляет сбор и вынос мусора, осуществляет поддержание установленного санитарного режима в течение смены, класс условий труда по данной должности – 2, право на досрочное назначение трудовой пенсии отсутствует.
Учитывая, что доказательств, с достоверностью подтверждающих факт осуществления Кацук У.В. в спорные периоды непосредственного обслуживания больных полный рабочий день (не менее 80 процентов рабочего времени), не представлено, суд приходит выводу, что оснований для зачёта в стаж с особыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ оспариваемого истцом периода работы с 24 января 2003 года по 15 ноября 2015 года не имеется. Потому в удовлетворении иска Кацук У.В. о понуждении ответчика включить эти периоды в стаж на соответствующих видах работ надлежит отказать.
Сам по себе отказ страхователя в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды не свидетельствует безусловно о необходимости включения спорных периодов в стаж работы с тяжелыми условиями труда, поскольку данные сведения признаны пенсионным органом недостоверными, каких-либо документов, подтверждающих получение права на льготное пенсионное обеспечение, ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р. в пенсионный орган и в суд не представлено; документы, на основании которых выдана справка от 27 февраля 2018 года <№>, занятость истца в спорные периоды на работах по непосредственному обслуживанию больных полный рабочий день (не менее 80 процентов рабочего времени) достоверно не подтверждают. При этом из ответа ФГБУЗ АО СМКЦ им. Н.А. Семашко Ф. Р. на запрос суда от 28 октября 2021 года следует, что хронометраж рабочего времени санитарки рентгеновского отделения стационара не проводился.
Разрешая требование истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в АО «ФПК» с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Истец Кацук У.В. является застрахованным лицом, на её имя открыт лицевой счёт в Пенсионном фонде Российской Федерации и в отношении неё работодателем сдаются сведения индивидуального (персонифицированного) учёта.
Так, на день вынесения пенсионным органом решения об отказе в назначении пенсии страхователь АО «ФПК» не сдал сведения о периоде работы истца, который подлежит включению в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года.
Доказательств обратного стороной истца суду не представлено.
Таким образом, ввиду отсутствия на лицевом счёте застрахованного лица Кацук У.В. сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за оспариваемый ею период с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года на день рассмотрения заявления истца о назначении пенсии и вынесения соответствующего решения по нему, суд приходит к выводу, что требование истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с 01 января 2021 года по 10 ноября 2021 года удовлетворению не подлежит. При этом судом учитывается, что ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы с особыми условиями труда, включение данного периода в стаж не повлияет на право истца на назначение пенсии.
Истец не лишена возможности при новом обращении в пенсионный орган требовать от пенсионного органа включения этого периода в стаж для установления страховой пенсии по старости при передаче страхователем соответствующих сведений в систему обязательного пенсионного страхования.
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела права истца при рассмотрении её обращения о назначении пенсии от 20 апреля 2018 года и от 11 ноября 2021 года ответчиком не нарушены.
На основании изложенного, по причине отсутствия у истца необходимых условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ, а именно наличие стажа работы с тяжёлыми условиями труда не менее 5 лет, стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 лет, в удовлетворении исковых требований Кацук У.В. о возложении на ответчика обязанности назначить ей страховую пенсию по старости с 11 ноября 2021 года надлежит отказать.
Согласно положениям ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В п. 2 ст.1099 ГК РФ содержится правило о том, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
По смыслу вышеприведенных норм действующего законодательства, право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага. И только в случаях, прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
В данном случае нравственные страдания, причиненные истцу, обусловлены нарушением ее имущественного права на получение пенсии в определенном размере. Между тем, ни нормы гражданского, ни нормы пенсионного законодательства не предусматривают возможности взыскания с органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, компенсации морального вреда в связи с нарушением прав на пенсионные выплаты, то есть имущественных прав гражданина.
Как разъяснено в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
С учетом изложенного правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда не имеется.
Принимая во внимание, что в удовлетворении иска отказано, понесённые истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кацук У. В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить периоды работы в стаж, назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова