Решение по делу № 2-4536/2020 от 05.08.2020

... Дело № 2-4536/2020

16RS0046-01-2020-010200-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 декабря 2020 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи А.Ф. Давлетшиной,

при секретаре судебного заседания Г.М.Булатовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.Р, Шаркаева действующего в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Т.Р. Шаркаева к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании отказа (бездействия) в льготном обеспечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ребенка Т.Р. Шаркаева к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании отказа (бездействия) в льготном обеспечении лекарственным препаратом незаконным и нарушающим права, обязании обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование указав, что Р.Р. Шаркаев является отцом несовершеннолетнего ребенка Т.Р. Шаркаева, ... года рождения, диагноз: «болезнь Фабри» (Е75.2).

Согласно п. 16 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, болезнь Фабри является орфанным заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

С февраля по март 2020 года, для обследования и определения тактики лечения, Т.Р. Шаркаев поступил в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.И. Алмазова» Минздрава России.

В результате проведенных медицинских исследований Т.Р.Шаркаеву назначена ферментозаместительная терапия агалсидазой-бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели пожизненно.

При выписке из федерального медицинского учреждения была проведена врачебная комиссия от ... ..., которая решила: «Назначить по жизненным показаниям терапию препаратом Агалсидаза бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели внутривенно пожизненно».

После выписки из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.И. Алмазова» Минздрава России все медицинские документы были представлены врачу по месту жительства в ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ».

Врачебной комиссией ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ» ... от ... было принято решение о проведении Шаркаеву Т.Р. по жизненным показаниям терапии препаратом Агалсидаза Бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели внутривенно пожизненно.

В апрель 2020 года Р.Р.Шаркаев обратился в Министерство здравоохранения РТ по вопросу скорейшего лекарственного обеспечения несовершеннолетнего ребенка.

Однако, получил отказ от Минздрава РТ, со ссылкой на то, что вопрос лекарственного обеспечения препаратом Агалсидаза бета (Фабразим) будет рассмотрен при выделении дополнительных денежных средств (письмо от ... ...).

Истец, полагая, что отказ (бездействие) Министерства здравоохранения РТ в лекарственном обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом незаконным и нарушающим право, обратился в суд с требованиями, в которых просит признать отказ (бездействие) Министерства здравоохранения РТ в льготном обеспечении Шаркаева Т.Р. жизненно необходимыми лекарственными препаратами незаконным и нарушающим права; обязать Минздрав РТ обеспечить Шаркаева Т.Р., ... г.р., диагноз «болезнь Фабри» (Е75.2) Агалсидаза Бета в необходимом объеме в соответствии с медицинскими назначениями за счет средств бюджета Республики Татарстан до момента отмены терапии лечащим врачом, обратить решение к немедленному исполнению.

Истец и его представитель, исковые требования поддержали.

Ответчик исковые требования не признал.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований Министерство здравоохранения РФ, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РТ, Министерство финансов РТ, Кабинет Министров РТ, Клиника нефрологии внутренних и профессиональных болезней имени Е.М.Тареева ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М.Сеченова» Минздрава России, ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ», Территориальный фонд ОМС РТ явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 года № 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Республики Татарстан) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности.

В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости, или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).

Согласно ст. 4, 19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Положениями статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан.

В силу п. 5 ч. 1 указанной статьи организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Заболевание, диагностированное Шаркаеву Т.Р., включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 (ред. от 05.06.2020) "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" (вместе с "Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента").

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов РФ передан ряд полномочий РФ в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Шаркаев Т.Р. имеет редкое (орфанное) врожденное заболевание – Болезнь Фабри, код по Е75.2, включенное в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации: от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента».

С февраля по март 2020 года, для обследования и определения тактики лечения, Т.Р. Шаркаев поступил в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.И. Алмазова» Минздрава России (л.д.5-10).

В результате проведенных медицинских исследований Т.Р.Шаркаеву назначена ферментозаместительная терапия агалсидазой-бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели внутривенно пожизненно(л.д.9 оборотная сторона).

При выписке из федерального медицинского учреждения была проведена врачебная комиссия от ... ..., которая решила: «Назначить по жизненным показаниям терапию препаратом Агалсидаза бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели внутривенно пожизненно» (л.д.11).

После выписки из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.И. Алмазова» Минздрава России все медицинские документы были представлены врачу по месту жительства в ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ».

Врачебной комиссией ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ» ... от ... было принято решение о проведении Шаркаеву Т.Р. по жизненным показаниям терапии препаратом Агалсидаза Бета в дозе 1 мг/кг в/в кап. 1 раз в 2 недели внутривенно пожизненно (л.д.12).

Истец, как инвалид в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Более того, в данном случае имеются медицинские документы, содержащие назначение лекарственного препарата, выданного медицинскими работниками и являющиеся основанием для приобретения этого препарата.

С учетом вышеизложенного суд полагает, что заявленные требования в части обязания Минздрава РТ обеспечить Шаркаева Т.Р., ... г.р., диагноз «болезнь Фабри» (Е75.2) лекарственным препаратом Агалсидаза Бета в необходимом объеме в соответствии с медицинскими назначениями за счет средств бюджета Республики Татарстан до момента отмены терапии лечащим врачом подлежат удовлетворению.

При этом, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным и нарушающим право истца отказ (бездействие) Министерства здравоохранения РТ в лекарственном обеспечении жизненно необходимым лекарственным препаратом по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Министерством здравоохранения Республики Татарстан направлено обращение в адрес Премьер – министра Республики Татарстан А.В.Песошина о выделении дополнительных средств для закупа необходимых лекарственных препаратов для Шаркаева Т.Р.

По заключению Министерства финансов РТ (исх. ... от ...) денежные средства на организацию лекарственного обеспечения указанным лекарственным препаратом в бюджете Республики Татарстан не предусмотрены.

Из материалов дела следует, что на основании договора пожертвования от ... ..., заключенного между АО «Санофи Россия» и ГАУЗ «Бугульминская ЦРБ» учреждению в рамках благотворительной деятельности в качестве пожертвования передан лекарственный препарат Фабразим (Агалсидаза бета) в количестве 24 упаковки. Решением врачебной комиссии от ... ... упаковок данного препарата используется для лечения Шаркаева Т.Р. (л.д.101-106).

Таким образом, учитывая, что ответчик в рамках своих полномочий осуществлял действия, направленные на обеспечение истца лекарственными препаратами, но ввиду отсутствия возможности в принятии самостоятельных решений, приводящих к увеличению расходов соответствующего бюджета, обоснованно и своевременно направил истцу ответ в котором указал, что вопрос об обеспечении лекарственным препаратом будет рассмотрен при выделении дополнительных денежных средств (л.д.14), то основания для удовлетворения требований в указанной части отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Принимая решение, суд исходит из того, что право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 816-О-О).

При этом, учитывая, что истец обеспечена лекарственным препаратом и по состоянию на 01.10.2020 г. остаток препарата, выделенного для Шаркаева Т.Р., составляет 8 упаковок (8 флаконов) (л.д.100), суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований истца в части немедленного исполнения решения суда, предусмотренного ст.212 ГПК РФ,

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить Т.Р. Шаркаева, ... г.р., диагноз «Болезнь Фабри» (Е75.2) лекарственным препаратом Агалсидаза Бета, в необходимом объеме в соответствии с медицинскими назначениями за счет средств бюджета Республики Татарстан до момента отмены терапии лечащим врачом.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 декабря 2020 года.

Судья ...

...

...

2-4536/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Министерство здравоохранения РТ
Шаркаев Р.Р.
Кабинет Министров РТ
ГАУЗ "Бугульминская ЦРБ"
Министерство финансов РФ
Ахмадуллин Ф.Р.
Министерство здравоохранения РФ
Министерство финансов РТ
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Давлетшина А. Ф.
Дело на странице суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020Передача материалов судье
07.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее