Решение по делу № 2а-1501/2022 от 18.01.2022

Дело № 2а-1501/22

11RS0005-01-2022-000279-79

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми

27 июня 2022 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Михалькова Д.А. к Федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми»,Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Михальков Д.А. обратился с административным иском к Федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми»(далее по тексту ФКЛПУ Б-18)о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 500.000 руб. В иске указал, что 13.10.2021 он был этапирован из .... в ФКЛПУ Б-18 для обследования и лечения. Был помещен в корпус 7 продола ШИЗО малого крыла, камера № 7, где содержался с 14 по 26 октября 2021 года. Условия содержания были ненадлежащими: квадратура камеры № 7 не соответствует нормативам 7,5 кв.м., содержался с ФИО5, температура в камере была низкой, поэтому постоянно мерз и не мог согреться, искусственное и естественное освещение было слабым, отсутствовала принудительная вентиляция, помещение туалета не огорожено плотными стенами, поэтому в камере стоял неприятный запах, в туалете установлена чаша генуя без крышки, камера грязная, со стен и потолка сыпалась краска, в камере не было положенного инвентаря: урна, тряпка, веник, совок, швабра, пожарная сигнализация не работала,не было вешалки для одежды, окна заварены решеткой и рябицей, до форточки невозможно дотянуться и проветрить камеру, после отбоя стоял шум: лай собак, громкие разговоры других осужденных, полы были неровные и поломаны, горячей воды не было, в питьевой воде присутствовал избыток извести, пить было невозможно, кишели насекомые, дезинфекция не производилась, не было кварцевания, не выходил на прогулку, потому что по прибытию у него забрали верхнюю одежду, а одежда в больнице была старая, грязная, питание было плохого качества, порции не соответствовали нормативам диеты, не было бака с питьевой водой, просил перевесьте в другую камеру, где есть все условия для содержания, ему отвечали отказом (требования приведены с учетом дополнений от 12.05.2022, от 06.04.2022).

Определением суда от 24.03.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту МСЧ-11), определением суда от 11.05.2022 - Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН России).

Стороны о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, МСЧ-11 своего представителя в судебное заседание не направило, представитель ФКУЛПУ Б-18 и ФСИН России просил рассмотреть дело в его отсутствии. В соответствии с положениями ст. 150, ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, административный истец на заявленных требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном иске, дополнениях к иску поддержал, указал, что за время нахождения в Б-18 два раза мылся в БПК.

Ранее в судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУЛПУ Б-18, ФСИН России по доверенности Сергеев А.Л. заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статей 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих(ч.2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).

Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.

Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.

С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 36 декабря 2016 г. N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту ПВР). Приказ согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г., регистрационный номер 44930. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей. Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ.

Осужденные обеспечиваются всем необходимым в соответствии с Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы" (далее Приказ № 512).

Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр. утверждены и введены в действие «СП 308.1325800.2017.Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (далее Свод правил).

В силу п. 2 Приказа Минюста РФ от 4 сентября 2006 г. N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" (далее Приказ № 279) положения настоящего Наставления распространяются на лечебно-профилактические учреждения.

Из материалов дела следует, что Михальков Д.А. находился в ФКЛПУ Б-18 с 14 по 26 октября 2021, то есть 13-ть дней. Содержался в камере № 7 корпуса № 7.

Деятельность ФКЛПУБ - 18 включает в себя комплекс мероприятий: специального учета, режимно-охранных, коммунально­бытовое обеспечение (оплата коммунальных услуг), обеспечение вещевым довольствием и питанием осужденных и лиц, находящихся под стражей.

Медицинскую деятельность на территории ФКЛПУ Б - 18 осуществляет ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и имеет для этого соответствующую лицензию.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения (ч. 9 ст. 16 и ч. 2 ст. 101 УИК РФ).

В соответствии с пунктом 132 ПВР, ЛПУ оказывающие стационарную медицинскую помощь осужденным, исполняют функции ИУ в отношении находящихся в них осужденных.

Постановлением от 28.01.2021 г. № 4 главного государственного санитарного врача Российской Федерации с 01.09.2021 г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 г. № 62500).

В соответствии с пунктом 3435 СанПиН 3.3686-21 при поступлении в стационар пациентов, осматривают на педикулез с отметкой в истории болезни, при необходимости, проходят, санитарную обработку в приемном отделении, включающую принятые душа или ванны, стрижку ногтей и другие процедуры, в зависимости от результатов осмотра. После санитарной обработки патенту выдается комплект чистого нательного белья, пижама/халат, тапочки. Личную одежду и обувь оставляют в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передаются его родственникам (знакомым). В стационарах (отделениях) где предусмотрены прогулки для пациентов, хранение верхней одежды может осуществлятся в специальных помещениях/шкафах непосредственно в отделениях, в том числе в палатах. Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде.

В соответствии с пунктом 3440 СанПиН, смена белья пациентам должна проводиться по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 календарных дней. Загрязненное белье подлежит немедленной замене.

Таким образом, согласно вышеуказанной правовой норме СанПиН 3.3686-21 по прибытии у пациентов изымается вся верхняя одежда, а также любая одежда, не соответствующая санитарно-гигиеническим и карантинным требованиям.

После этого сестрой-хозяйкой соответствующего отделения Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России пациентам выдается вещевое довольствие по норме N 7 Приказа МЮ РФ № 216 от 03.12.2013 г. «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

В приложении № 1 Порядка установлены нормы вещевого довольствия больных осужденных к лишению свободы, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях и лечебно-исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы (норма № 7), из которых следует, что мужчинам выдается костюм (больничный), носки, трусы, майка, фуфайка (футболка) с короткими рукавами, туфли больничные, пантолеты литьевые. Также выдается одеяло, матрац, подушка, простыня, наволочка подушечная верхняя.

На корпусах для проведения прогулок и вывода на процедуры для осужденных и лиц, находящихся под стражей имеется подменный фонд верхней одежды на зимний и летний период.

Стирка постельных принадлежностей и вещей, обработка дезинфицирующими средствами, прожарка в дезинфекционной камере осуществляется в Банно-прачечном комплексе. Стирка вещей и постельных принадлежностей осужденных производится по корпусам в установленные дни. Сдача белья в стирку и принятие его из стирки осуществляется санитарами лечебных корпусов. Грязное белье и белье не прошедшее дез. обработку осужденным не выдается. Смена постельного белья осужденных осуществляется один раз в неделю.

Таким образом, действия ФКЛПУ Б-18 по изъятию у истца одежды, в которой он поступил на лечение являются правомерными. Не нашел своего подтверждения довод истца о том, что он не мог выходить на прогулку, потому что у него забрали верхнюю одежду, а одежда в больнице была грязная и старая. Вся одежда проходит обработку, на прогулку осужденные могут взять верхнюю одежду из подменного фонда.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Исключений из данного норматива предметов мебели, санузла и т.п. не предусмотрено.

Площадь камеры № 7 корпуса № 7 составляет 12,5 кв.м. В камере истец содержался с осужденным ФИО5, то есть в камере содержалось всего 2 осужденных.

Таким образом, довод истца о нарушении норм жилой площади своего подтверждения не нашел.

Камера находится в удовлетворительном санитарном состоянии. Вся мебель исправна. Отслаивания краски и штукатурки нет. Плесень, грибок и сырость отсутствует, полы и стены ровные, крысы и насекомые отсутствуют. Функционируют умывальник и унитаз (не чаша Генуя). Оборудование палат Корпуса № 7 соответствует требованиям Приказа № 512. Для улучшения содержания осужденных в ЛПУ, в настоящее время все палаты оборудованы 1 ярусными кроватями, табуретами, тумбочками. Вся мебель находится в исправном состоянии. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место.

В силу пунктов 165, 166 ПВР, уборка в камерах ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и прогулочных двориках возлагается поочередно на каждого осужденного. Осужденный, ответственный за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки камеры, следит за чистотой в камере. Таким образом, вопрос санитарного состояния камеры находится в прямой зависимости от добросовестного отношения к уборке самих же осужденных.

Согласно сведениям, полученным из Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России генеральная уборка в Корпусе № 7 осуществлялась 23.10.2021 г., при уборке использовалось дезинфицирующее средство Аминацид.

20.07.2021 г. между ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми и ФГУП «Дезинфекция» г. Сыктывкар «Роспотребнадзора» был заключен Государственный контракт № 21. Работы проводились в том числе в Корпусе № 7.

Подача воды в ФКЛПУ Б- 18 УФСИН России по Республике Коми осуществляется на основании государственного контракта на поставку холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного с МУП «Ухтаводоканал». Вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям Сан Пин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» и ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Кроме того для осужденных и лиц находящихся под стражей в Корпусе № 7 в комнате для раздачи пищи имеется бачок с питьевой водой и в случае недовольства качеством воды по требованию осужденного или находящегося под стражей лица ему выдается вода. Вода предварительно кипятится и регулярно меняется.

Таким образом, довод истца об отсутствии питьевой воды и плохом её качестве необоснованны.

Установленная на окне решетка соответствует требованиям подпункта 8 пункта 32 Приказа № 279 окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ДИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ПК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Отопление в зданиях ФКЛПУ Б - 18 централизованное и осуществляется от собственной котельной, работающей на твердом топливе. Палаты имеют радиаторные батареи, подача воды для отопления осуществляется из котельной колонии.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно таблице 5.27 СанПиН 1.2.3685-21, допустимая температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не менее 18 С.

Согласно сведениям МСЧ-11, температура в палате № 7, где находился истец была +20, +21С.

Пунктом 19.3.6 Свода правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Материалами дела установлено, что палата № 7 оборудована приточно-вытяжной вентиляцией естественного побуждения. Помещение оборудовано окном с форточкой, размер которых соответствует площади, механизм открывания является исправным, а приток естественного воздуха является достаточным для проветривания помещения и поддержания надлежащего микроклимата, что соответствует Своду правил.

Довод истца о нарушении в палате температурного режима, отсутствии вентиляции своего подтверждения не нашел.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 60 Приказа № 279 в камерах предусматривается общее и дежурное освещение. Общее освещение обеспечивается светильниками с люминесцентными лампами или с лампами накаливания, которые устанавливаются на потолке и ограждаются металлической сеткой. Для дежурного освещения централизованного управления применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15 - 25 Вт, которые устанавливаются над дверью и закрываются плафоном с металлической сеткой, предотвращающей доступ к ним.

Во исполнение Приказа № 279 камеры Корпуса № 7 оборудованы дневным светильником (общее освещение) искусственного освещения 15 Ватт, а также ночным светильником (дежурное освещение), аналогичной силы.

Согласно сведениям полученным из МСЧ-11 в период нахождения административного истца кварцевание осуществлялось ежедневно.

Осужденные к лишению свободы ежедневно обеспечиваются трехразовым горячим питанием согласно установленным минимальным нормам. Порядок кормления следующий: из пищеблока в термосах приносят готовую еду и раздают осужденным.

Питание осужденных организовано, согласно с нормами питания, постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

С 2016 года питание осужденных осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02.09.2016 г. N 696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы".

Закладка продуктов питания проводится в присутствии дежурного помощника начальника колонии ФКЛПУ Б-18. Пища готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам. Качество приготовления пищи удовлетворительное, калорийность в норме, разнообразие блюд поддерживается.

Качество и калорийность готовых блюд по всем нормам питания, а также санитарное состояние столовой проверяется медицинской и тыловой службой учреждения. Продуктов с истекшим сроком хранения, и испорченных продуктов в столовую ФКЛПУ Б-18 не поступает.

Приём пищи производится по распорядку дня. В отношении ФКЛПУ Б-18 контролирующими органами осуществляются регулярные проверки, в том числе и по вопросам питания осужденных. Нарушений не выявлено.

Факт отсутствия нарушений в части организация питания и по качеству приготовленной пищи пациентов подтверждается результатами проверки осуществленной Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 14.07.2021 г. № 236ж-2021. Проверка была осуществлена в отношении неврологического отделения Корпус № 5, пищеблок в ФКЛПУ Б-18 один и пища подаваемая на различные корпуса не отличается друг от друга. В частности указанным документом установлено: нарушения санитарных норм, в частности, организации питания пациентов неврологического отделения не выявлены. Качество готовых блюд раздачей пищи проверяется медицинскими работниками филиала «Больницы» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и результаты оценки заносятся в соответствующий журнал. Обработка посуды осуществляется в помещении раздачи пищи. Замечаний по качеству приготовленной пиши, а также по качеству обработки посуды не выявлено. Весы в столовой имеются.

Михальков Д.А. получал дополнительное повышенное питание согласно приказа № 189 от 17.09.2018 (приложение 5, 2а).

В корпусах ФКЛПУ Б-18 установлена пожарная сигнализация, которая находится в рабочем состоянии.

Михальков Д.А. с жалобами по вопросам ненадлежащих условий содержания не обращался.

Умывальные комнаты ФКЛПУ Б-18 не обеспечены горячим водоснабжением.

Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно­ исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Однако необходимо отметить, что согласно пункту 21 ПВР, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Всем осужденным, находящимся в Корпусе № 7 дважды в неделю (в четверг и воскресенье) в соответствии с распорядком дня предоставляется возможность посещения бани оснащенной горячим водоснабжением, помимо гигиенических процедур можно постирать своё бельё в тазу. Баня находиться непосредственно в Корпусе № 7.

Для гигиенических целей в ФКЛПУ Б-18 также имеется (помимо бани в Корпусе № 7) банно-прачечный комплекс площадью 262,8 кв.м., в котором имеется регулярное горячее водоснабжение.

Таким образом, отсутствие горячей воды в умывальной комнате в период содержания истца в ФКЛПУ Б-18 в течение 13-ти дней само по себе не свидетельствует о существенных отклонениях от предъявляемых требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительным учреждении и не могут свидетельствовать о том, что допущенные в отношении истца нарушения достигли той степени жестокости, при которой можно вести речь о взыскании соответствующей компенсации в соответствии с ст. 227.1 КАС РФ,

В соответствии с ч.1 ст. 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Необходимостью исполнения обязанностей по соблюдению режима в исправительном учреждении объясняются громкие звуки сотрудников ФКЛПУ Б-18, лай собак и т.п. во время обходов.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Михальковым Д.А. требований.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Михалькова Д.А. к Федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 11» Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 04 июля 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.

2а-1501/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Михальков Денис Анатольевич
Ответчики
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
18.01.2022Регистрация административного искового заявления
18.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее