№ 21-334/2024
УИД 38RS0032-01-2023-007243-86
решение
8 августа 2024 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1, защитника АО «ИЭСК» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1 и защитника АО «ИЭСК» ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 20 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (далее по тексту – АО «ИЭСК», общество),
установил:
постановлением специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1 Номер изъят от 19 декабря 2023 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ИЭСК» на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 20 мая 2024 г. постановление должностного лица от 19 декабря 2023 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее по тексту - Иркутское УФАС России).
В жалобах, поданных в Иркутский областной суд, должностное лицо Иркутского УФАС России ФИО1 и защитник АО «ИЭСК» ФИО2, не соглашаясь с решением судьи районного суда, просят об его отмене и принятии по делу нового судебного акта.
В судебное заседание законный представитель АО «ИЭСК», защитник ФИО3, потерпевшая ФИО4 и ее представитель ФИО5 не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалоб не заявляли. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, заслушав явившихся специалиста-эксперта Иркутского УФАС России ФИО1 и защитника АО «ИЭСК» ФИО2, поддержавших жалобы, проанализировав доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в числе прочего, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как следует из материалов дела, 5 октября 2023 г. ФИО4 через своего представителя ФИО5 обратилась в Иркутское УФАС России с заявлением о привлечении АО «ИЭСК», являющегося субъектом естественной монополии, к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861, что выразилось в неподключении ее жилого дома к электроснабжению в срок, установленный договором с АО «ИЭСК».
На основании обращения представителя ФИО4 ФИО5 26 октября 2023 г. специалистом-экспертом отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России ФИО1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования в отношении АО «ИЭСК».
19 декабря 2023 г. специалистом-экспертом отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России ФИО1 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ИЭСК» на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействий) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Разрешая жалобу представителя потерпевшей ФИО4 – ФИО5 и отменяя постановление должностного лица административного органа от 19 декабря 2023 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении с направлением дела на новое рассмотрение в Иркутское УФАС России, судья Кировского районного суда г. Иркутска не учел следующее.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Частью 2 статьи 207 данного Кодекса установлено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Из анализа приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что действия, указанные в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, совершены юридическим лицом АО «ИЭСК» в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
С учетом приведенных правовых норм и разъяснений, а также фактических обстоятельств настоящего дела, постановление административного органа о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит обжалованию в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 20 мая 2024 г. подлежит отмене, а дело с жалобой представителя ФИО4 - ФИО5 - направлению на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Иркутской области.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
жалобы специалиста-эксперта отдела товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1 и защитника АО «ИЭСК» ФИО2 удовлетворить частично.
Решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 20 мая 2024 г. по жалобе на постановление специалиста-эксперта отдела финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ФИО1 Номер изъят от 19 декабря 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» отменить.
Жалобу представителя ФИО4 - ФИО5 направить на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова