Дело № 2-1375/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Масягиной Т.А.,
при секретаре Кравцовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1375/2019 по иску ТСЖ «Радищева» к Мосидзе Б.А,, Гончаровой И.П. об обязании освободить незаконно занимаемые помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что ответчики являются собственниками нежилого помещения, назначение – торговое, общей площадью 50 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В период времени с июня 2016 года по настоящее время ответчики самовольно занимают помещение общего пользования общей площадью 13 кв.м., номера на поэтажном плане технического паспорта здания № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № - подсобная, площадью 10,8 кв.м., этаж 1. Указанные помещения общего пользования используются ответчиками в личных целях под складирование продовольственных товаров, размещение холодильного оборудования. Свободный доступ к инженерным коммуникациям (через помещения проходит силовой кабель с общего счетчика) у председателя ТСЖ отсутствует. ТСЖ «Радищева» неоднократно направляло ответчикам требования об освобождении мест общего пользования, однако, ответчики до настоящего времени не освободили и не передали истцу помещения. На основании изложенного, истец просил суд истребовать у ФИО1, ФИО2 помещения общего пользования суммарной площадью 12 кв.м. на поэтажном плане: № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № – подсобная, площадью 10,8 кв.м., этаж – 1, расположенное по адресу: <адрес> и передать его во владение всех собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; освободить незаконно занимаемые помещения от продовольственных товаров, холодильного оборудования, оставив за собой 0,54 кв.м..
В последующем истец несколько раз уточнял исковые требования в порядке ст. 39 ГАК РФ, в итоге просил суд обязать ФИО5, ФИО2 освободить помещения общего пользования суммарной площадью 12 кв.м., номера на поэтажном плане № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № – подсобная, площадью 10,8 кв.м., этаж – 1, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчиков – ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичные положения содержатся и в ст. 36 ЖК РФ.
При этом, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как предусмотрено п. 1 ст. 247 ГК РФ, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующие компенсации.
Из п. 4 ст. 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения обязан соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3).
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
В судебном заседании установлено, что ответчикам ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому принадлежит нежилое помещение, назначение – торговое, общей площадью 50 кв.м., номера на поэтажном плане: комнаты №№,2,3,4, этаж 1, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 19-20).
ФИО1 и ФИО2 дополнительно занято два помещения на поэтажном плане: № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № – подсобная, площадью 10,8 кв.м., этаж 1, расположенные по адресу: <адрес>.
Занятые ответчиками вышеуказанные помещения являются помещениями общего пользования собственником многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим паспортом жилого дома (л.д. 43).
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что председатель ТСЖ ФИО8 доложила присутствующим о смене собственника магазина ФИО2 И.П. с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, возник вопрос об использовании помещения, площадью 13 кв.м., расположенного между магазином ФИО2 И.П. и подъездом, принадлежащего ТСЖ «Радищева». Новым собственникам было предложено взять помещение в аренду под склад по цене за кв.м., сопоставимой рыночной цене для данной территории с оформлением необходимой аренды (договор аренды). Новые собственники предложили рассмотреть вопрос о возможном выкупе данного помещения, получив согласие на сделку у каждого из 23-х собственником МКД. ФИО8 обозначила ряд негативных моментов в случае возможной продажи данного помещения, а именно: прохождение силового электрического кабеля с общего счетчика в МКД через эту комнату; в случае покупки данного помещения у магазина появляется потенциальная возможность получения лицензии на торговлю спиртными напитками. Поскольку по данному вопросу собственники не нашли единого решения, он остался открытым (л.д. 56-57).
Протоколом № общего собрания собственников помещений, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об использовании помещений общего пользования суммарной площадью 13 кв.м., расположенных на 1 этаже МКД между магазином «ИП «ФИО2» и подъездом (согласно технического паспорта № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № – подсобная, площадью 10,8 кв.м.) всеми собственниками МКД (в перерасчете на 23 квартиры и магазина «ФИО2 И.П.» - по 0,54 кв.м. на квартиру/магазин) для складирования колясок, спортивного инвентаря (санки, велосипеды). Собственникам магазина «ФИО2 И.П.» необходимо освободить общие помещения от своих вещей, предметов и продуктов до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-60).
ТСЖ «Радищева» собственникам магазина ФИО1 и ФИО2 было направлено требование об освобождении общих помещений № – коридор, площадью 2,2 кв.м., № – подсобная, площадью 10,8 кв.м. (оставив за собой 0,54 кв.м.) от личных вещей, предметов и продуктов в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: председателя ТСЖ «Радищева», члена ревизионной комиссии ФИО9, собственника <адрес> ФИО10, собственников магазина ФИО2 и ФИО1 был произведен осмотр помещений № – коридор, № – подсобная, расположенных по адресу: <адрес>.
По результатам проведенного осмотра был составлен акт, согласно которому установлено, что помещение находится в удовлетворительном состоянии. В помещении № – коридор находятся: два деревянных поддона, весы торговые, микроволновая печь. В помещении № – подсобная, находятся: два огнетушителя, стремянка (размер 3 метра), решетка для окна металлическая, котел настенный NAVIEN (габариты 42*70*27 см.), газовый счетчик настенный (габариты 17*20*15 см.), радиатор. Между торговым залом магазина и помещением № – подсобная, между помещениями № – коридор и № – подсобная, между помещением № – коридор и общим лестничным проемом имеются три двери. При осмотре помещений ФИО8, ФИО9 и ФИО10 были озвучены требования освободить и передать помещения во владения всех собственников товарищества, предоставить ключи от дверей для изготовления дубликатов. В акте также имеются пояснения ответчиков, согласно которым, они с осмотром помещения согласны, но с замечаниями не согласны.
Согласно п. «а» ч. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включаются, в том числе помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
При этом помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в таком доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Исходя из пп. «а» п. 2 Правил, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, для отнесения к общему имуществу в многоквартирном доме помещение должно отвечать следующим условиям: наличие у него технического характера и размещение в нем инженерных коммуникаций, иного обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудования.
Согласно п. 2.3 ч. 1 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В судебной заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что в помещении № – подсобная, площадью 10,8 кв.м. расположено газоиспользующее оборудование, обслуживающее исключительно помещение ответчиков. Причем указанное оборудование было установлено в данном помещении, согласно проекту многоквартирного жилого дома.
В спорных помещениях расположены коммуникации (газоиспользующее оборудование), обслуживающие исключительно нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности ответчикам.
В материалы дела ответчиками представлен акт разграничения эксплуатационной ответственности по адресу: <адрес> (нежилое помещение). Границей разделения эксплуатационной ответственности сторон является место врезки надземного газопровода низкого давления d 32 мм в надземный газопровод низкого давления d 57 мм, по <адрес>, принадлежащий ТСЖ «Радищева». Акт подписан председателем ТСЖ «Радищева» ФИО8 и ФИО2.
Также через данное помещение проходит силовой электрический кабель с общего счетчика в МКД.
Газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерб.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу выше приведенного, лицо, обратившееся в суд с исковым требованием, должно представить суду доказательства наличия со стороны ответчика нарушения прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства. При недоказанности обстоятельств, на которых основывает истец свое требование, суд отказывает в удовлетворении иска. При этом, обратившаяся сторона с подобным иском должна представить бесспорные доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности или ином вещном праве, а также совершении неправомерных действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества ответчика. Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения настоящего спора являются установление факта нарушений прав истца, в чем заключаются такие нарушения, и причинно-следственная связь между такими нарушениями и наступившими последствиями. При этом истец обязан доказать лишь факт нарушений своего права, на основе которого суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств обосновывающих требования и возражения сторон гражданского судопроизводства, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обязанность доказывать правомерность своего поведения лежит на ответчике.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в спорных помещениях размещены инженерные коммуникации (газоиспользующее оборудование), обслуживающее исключительно нежилое помещение, принадлежащее ответчикам на праве собственности, причем данное оборудование размещено в помещении застройщиком; эксплуатационная ответственность за газоиспользующее оборудование по акту эксплуатационного разграничения ответственности возложена на ответчиков; газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба; отсутствие в спорных помещениях какого-либо инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения многоквартирного жилого дома; помещения освобождены от иного имущества ответчиков (холодильного оборудования, товаров); ранее спорные помещения собственниками многоквартирного жилого дома не использовались; доступ всех собственников в спорные помещения влечет за собой и свободный доступ к газоиспользующему оборудованию ответчика, что может привести к негативным последствиям, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: