Дело № 2а-152/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2017 г. п. Сатинка
Сампурский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Чекановой А.А.,
помощника прокурора <адрес> Башкатова М.С.,
при секретаре Бакановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельсовета <адрес> о признании незаконными бездействие администрации и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Ивановского сельсовета <адрес> о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи – бесхозяйного гидротехнического сооружения, а так же поставить на учёт – плотину ГТС пруда д. <адрес>, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> в порядке надзорных мероприятий проведена проверка законодательства о безопасности гидротехнических сооружений расположенных на территории Ивановского сельсовета <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Проведенной проверкой установлено, что на территории Ивановского сельского поселения <адрес> находится объект недвижимости - гидротехническое сооружение (дамба), а именно плотина ГТС пруда д. <адрес>.
Из представленных данных администрацией Ивановского сельсовета <адрес> плотина ГТС пруда д. <адрес> в качестве бесхозяйного имущества, а так же наличие права собственности и иных прав не зарегистрировано, проведены кадастровые работы, но данный объект на кадастровый учёт не поставлен.
Администрацией Ивановского поселения каких-либо мер по постановке ГТС на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности указанных ГТС до настоящего времени не принято.
Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Ивановского сельского поселения вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь стихийные бедствия и разрушения.
Учитывая, что вышеуказанные сооружения на балансе ни у одного хозяйствующего субъекта не состоят и документов, устанавливающих право собственности на них у какого-либо лица, не имеется, администрацией Ивановского сельского поселения не осуществляется каких-либо мер, направленных на принятие в муниципальную собственность указанного гидротехнического сооружения, расположенного на территории Ивановского сельского поселения и тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду, то, в соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Просит суд обязать администрацию Ивановского сельсовета <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – бесхозяйного гидротехнического сооружения, а так же постановки на кадастровый учёт – плотины ГТС пруда д. <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> Башкатов М.С. - в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета <адрес> по вопросу не постановки на учёт в качестве бесхозяйного объекта плотины ГТС пруда д. <адрес> и обязать администрацию Ивановского сельсовета <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – бесхозяйного гидротехнического сооружения, а так же постановки на кадастровый учёт – плотины ГТС пруда д. <адрес>.
Представитель административного ответчика - глава администрации Ивановского сельсовета <адрес> Романова Л.И. - в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, согласно поданного в суд заявления, просит рассмотреть дело в её отсутствие, административные исковые требования признаёт полностью.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
По правилам ч. 4 ст. 218 КАС РФ - в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Ивановского сельсовета <адрес> находится: гидротехническое сооружение пруда, расположенное в д. <адрес>.
В соответствии с сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> сведения о ГТС пруда д. <адрес> представлены быть не могут.
Из сообщения Донского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов (Донское БВУ) от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что отказано в предоставлении сведений из государственного водного реестра на ГТС пруда д. <адрес> по форме 3,2-гвр: Гидротехнические сооружения, расположенные на водных объекта, потому что запрашиваемые сведения отсутствуют в государственном водном реестре.
Согласно сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> ГТС пруда, расположенное по адресу: д. <адрес> не значится в Реестре объектов недвижимости муниципального имущества <адрес>.
В соответствии с сообщением Комитета по управлению имуществом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости: ГТС пруда д. Александровка, расположенное по адресу: <адрес>, в Реестре государственной собственности <адрес> не числится.
По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.2 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объекте недвижимости: ГТС пруда д. Александровка, расположенное по адресу: <адрес>. Отсутствие которого в реестре федерального имущества не означает, что указанный объект не находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени гидротехническое сооружение не состоит на балансе ни у одной организации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям (далее - ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения может быть - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Отсутствие собственника гидротехнического сооружения делает невозможным выполнение требований Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в части финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, а также выполнения других обязанностей, возложенных в соответствии со ст. 9 названного закона на собственника гидротехнического сооружения.
Безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Кроме того, гидротехнические сооружения предназначены для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилища.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.
В статье 7 ФЗ от 03.06.2006 №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» определены собственники прудов и обводненных карьеров в зависимости от местоположения водного объекта: земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, являются собственностью поселений, городских округов.
Пункт 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Понятие поселения (как городского, так и сельского) дано в ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ №131-ФЗ): сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, кишлаков, аулов, хуторов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Таким образом, Ивановский сельсовет является сельским поселением, следовательно, он должен быть собственником земельных участков, которые не находятся в собственности Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположен пруд, а также расположенного на указанных земельных участках имущества, предназначенного для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу которых относятся гидротехнические сооружения, в частности, плотины.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 50 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственника который неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - права на гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.
Гидротехническое сооружение, признанное в установленном порядке как бесхозяйный недвижимый объект, создает повышенную опасность для населения сельского поселения, в связи с чем, необходимо принять меры по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.
Гидротехническое сооружение – плотина ГТС пруда д. <адрес> не поставлено на учет в качестве бесхозяйного, так же администрацией Ивановского сельсовета <адрес> не предприняты меры к оформлению в собственность гидротехнического сооружения. Бездействие администрации Ивановского сельсовета <адрес> по решению вопросов местного значения создаёт угрозу безопасности жизни и здоровья людей.
В суде установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что администрацией Ивановского сельсовета <адрес> каких-либо мер по регистрации права собственности и включению данного объекта в реестр муниципального имущества, обеспечению безопасности указанного гидросооружения до настоящего времени не принято.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 157-189, 227 КАС РФ,
суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельсовета <адрес> выразившееся в не постановки на учёт в качестве бесхозяйного объекта плотины гидротехнического сооружения пруда д. <адрес>.
Обязать администрацию Ивановского сельсовета <адрес> обратиться в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – бесхозяйного гидротехнического сооружения, а так же постановки на кадастровый учёт – плотины ГТС пруда д. <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Тамбовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Сампурский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2017 г.
Председательствующий подпись Чеканова А.А.