судья Пчелкина Н.Ю. дело № 33-7953/2020 (2-3590/2020)
УИД 22RS0068-01-2020-004209-66
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 ноября 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Рудь Е.П., Попова С.В.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2020 года по делу
по иску Смирнова Юрия Владимировича к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного, назначить выплату пособия.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Смирнов Ю.В. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» (далее – КГКУ УСЗН по г.Барнаулу) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет в качестве безработного, назначить выплату пособия.
В обоснование заявленных требований указал, что 16 июня 2020 года через интернет в центр занятости населения было подано заявление и все документы, для постановки Смирнова Ю.В. на учет в качестве безработного. 26 июня 2020 года в постановке на учет в качестве безработного отказано. В решении об отказе в предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, центр занятости заведомо ложно указал причину отказа – отсутствие индивидуальной программы реабилитации или выписки из нее. Между тем, копия указанной программы в центр занятости населения предоставлялась, что подтверждается электронным сообщением от 26 июня 2020 года. Между тем, индивидуальная программа реабилитации для инвалида имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Кроме того, согласно п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным, лишь дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, что и было сделано истцом.
На основании изложенного, истец просил признать бездействие КГКУ УСЗН по городу Барнаулу, выразившееся в не постановке истца на учет в качестве безработного, незаконным, обязать ответчика поставить истца на учет в качестве безработного и назначить выплату пособия по безработице.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2020 года исковые требования Смирнова Ю.В. удовлетворены и постановлено:
Признать незаконным отказ КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и бездействие, выразившееся в непризнании безработным Смирнова Ю. В.
Возложить обязанность на КГКУ УСЗН по городу Барнаулу назначить и выплачивать пособие по безработице Смирнову Ю. В. с 16 июня 2020 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая на несогласие с выводом суда относительно дополнительного характера предоставления индивидуальной программы реабилитации инвалида. Кроме того, право быть безработным возникает только у граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы при соблюдении ряда условий. Целью обращения в органы занятости является именно поиск работы. Обращение граждан с заведомым расчетом на нетрудоустройство для последующегося признания безработным является действием с противоправным интересом, обходом закона с целью получения пособия по безработице. Исходя из факта наличия у истца инвалидности, установлены и ограничения жизнедеятельности, в том числе в трудовой деятельности. Согласно представленным 26 июня 2020 года Смирновым Ю.В. о себе сведениям, он относится к категории граждан, которым установлена инвалидность, однако имеющаяся программа реабилитации не позволяла определить состояние здоровья в связи с истечением срока реализации указанного в ней комплекса мероприятий по реабилитации 01 августа 2014 года. Своими действиями по непредоставлении программы реабилитации истец фактически препятствовал своему трудоустройству. Указывает на неверное применение судом ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поскольку условия признания гражданина безработным содержатся не только в п.3 ст. 3, но и в иных пунктах указанной статьи. Полагает незаконным выход суда за пределы заявленных требований в части назначения и выплаты пособия по безработице с 16 июня 2020 года.
В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Смирнов Ю.В. просил решение суда оставить без изменения, представитель ответчика КГКУ УСЗН по г.Барнаулу - Мартынов О.Н. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Смирнов Ю.В. является инвалидом третьей группы бессрочно (справка *** от 01.09.2013).
16.06.2020 Смирнов Ю.В. обратился в дистанционной форме на портал «Работа России» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В заявлении указаны основные сведения о заявителе, в том числе о наличии инвалидности.
22.06.2020 и 23.06.2020 в электронной форме сотрудником КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» Смирнову Ю.В. предложено представить дополнительные документы, в том числе индивидуальную программу реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
Истцом в электронной форме направлены в КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» дополнительные документы, в том числе имеющаяся у него ИПРА.
26.06.2020 вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданину Смирнову Ю.В., с указанием причины отказа: непредоставление документов, необходимых для признания безработным (в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года 3 1032-1), в частности, отсутствие ИПРА или выписки из ИПРА.
В соответствии с пояснениями представителей ответчика отказ обусловлен тем, что в представленной истцом выписке из ИПРА в части мероприятий профессиональной реабилитации установленные сроки (до 01.08.2014) истекли, в связи с чем, сотрудники КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» не могут надлежащим образом оказать гражданину услугу по подбору подходящей работы.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, пришел к выводу о нарушении прав истца действиями ответчика, поскольку ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, при отсутствии актуальной ИПРА в части профессиональной реабилитации, ответчик имел возможность предоставить истцу любые вакансии без учета каких-либо ограничений. Между тем, ответчик в нарушение действующего законодательства, отказал Смирнову Ю.В. в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и не принял решение о признании истца безработным, поскольку в течение 10 дней с момента подачи заявления не предложил истцу никакой работы.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для выхода за пределы заявленных требований, признав незаконным отказ КГКУ «УСЗН по г. Барнаулу» в предоставлении Смирнову Ю.В. государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находя их законными и обоснованными.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон о занятости населения в Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона о занятости населения в Российской Федерации, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Согласно пп. 1-3 Правил Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы граждан, относящихся к категории инвалидов, осуществляется при представлении инвалидом заявления в электронной форме, а также при наличии в центре занятости населения выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, полученной центром занятости населения в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п.8 Правил).
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п.9 Правил).
При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населении (п.10 Правил).
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п.11 Правил).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п.12 Правил).
Таким образом, любой гражданин, обратившийся в установленной форме с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, должен быть зарегистрирован с момента обращения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Анализ вышеизложенных положений законодательства позволяет прийти к выводу о том, что ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, в также от программы в целом.
Как верно указано судом первой инстанции, законодатель предусмотрел для инвалидов необходимость дополнительного предоставления индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида при обращении в центр занятости населения не с целью ограничения их права быть признанными безработными, а с целью максимального соблюдения прав инвалидов при подборе вакансий с учетом установленных ограничений и условий труда.
При отсутствии актуальной ИПРА в части мероприятий профессиональной реабилитации, ответчик был обязан зарегистрировать истца в целях поиска подходящей работы и предоставить ему любые вакансии без учета каких-либо ограничений. В этом случае, КГКУ УСЗН по г. Барнаулу освобождается от обязанности соблюдать ИПРА, но не отказывать истцу в предоставлении государственной услуги.
Между тем, КГКУ УСЗН по г. Барнаулу не предоставлено доказательств постановки Смирнова Ю.В. на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы и предложения ему каких-либо вакансий без учета имеющихся ограничений.
Кроме того, ответчиком в нарушение установленных Временных правил от 08.04.2020 № 460, а также Закона о занятости населения в Российской Федерации, не принято решение о признании истца безработным, поскольку в течение 10 дней с момента подачи заявления не предложено истцу подходящей работы.
Поскольку факт нарушения прав истца Смирнова Ю.В. действиями ответчика нашел подтверждение, суд первой инстанции верно пришел к выводу о назначении и выплате Смирнову Ю.В. пособия по безработице с первого дня признания его безработным, с 16.06.2020.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апеллянтом не представлено доказательств обращения истца в службу занятости с заведомым расчетом на признание его безработным, препятствования трудоустройству. В рассматриваемом случае имеет значение не соблюдение ответчиком обязанности по предоставлению Смирнову Ю.В. вариантов подходящей работы без учета актуальной ИПРА в части мероприятий профессиональной реабилитации.
Согласно п.3 ст. 3 Закона о занятости населения в Российской Федерации, безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 106-ФЗ)
представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)
перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Истец Смирнов Ю.В. не подпадает ни под одну из указанных категорий граждан, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания для отказа в признании его безработным.
Указание в жалобе на то, что существуют и иные обязательные условия, без соблюдения которых признание гражданина безработным невозможно, содержащиеся в п.п. 1-4 ст.3 Закона о занятости населения в Российской Федерации, при разрешении данного спора не имеет правового значения, поскольку их несоблюдение не являлось предметом спора, отказ в предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы мотивирован непредоставлением ИПРА или выписки из ИПРА.
В соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, при принятии оспариваемого решения пришел к выводу о необходимости выхода за пределы заявленных требований в части признания незаконным отказа КГКУ УСЗН по г.Барнаулу в предоставлении Смирнову Ю.В. государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, поскольку безработными могут быть признаны только граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
В то время как возложение на ответчика обязанности по назначению и выплате пособия по безработице Смирнову В.Ю. с 16.06.2020, не может рассматриваться как выход за пределы исковых требований, поскольку назначение пособия влечет непосредственно его выплату.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств по делу, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта на основании ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: