Дело № 3а-61/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 12 июля 2021 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
с участием прокурора Янгабышева С.Г,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью предприятие «Пактика» Егошина О.Л.,
представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Секретаревой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью предприятие «Пактика» к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным
28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).
В Перечень на 2019 год под пунктом 8904 включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Общество с ограниченной ответственностью предприятие «Пактика» (далее – ООО Предприятие «Пактика») обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 8904 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, ссылаясь на то, что в его собственности находится указанный выше объект недвижимого имущества. Включение в Перечень спорного объекта противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов.
В возражениях на административный иск Министерство государственного имущества Республики Марий Эл просило отказать в удовлетворении заявленных требований. Указало, что спорный объект включен в Перечень на основании полученной из Управления Росреестра по Республике Марий Эл информации, в соответствии с которой сделан вывод, что он по своему наименованию, назначению и виду разрешенного использования земельного участка мог быть использован в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В судебном заседании представитель административного истца
Егошин О.Л., действующий на основании доверенности от
21 апреля 2021 года, поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Секретарева Т.А., действующая на основании доверенности от
21 декабря 2020 года, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административный иск, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора
Янгабышева С.Г., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Соблюдение Министерством государственного имущества Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Предметом судебной проверки по настоящему административному делу является пункт 8904 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, в который, по мнению административного истца, незаконно включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества, вследствие чего у общества возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекта.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в оспариваемый Перечень.
Судом установлено, что ООО Предприятие «Пактика» является собственником расположенного по адресу: Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 12б, административного здания с кадастровым номером <№> площадью <...> кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14 апреля 2021 года 2021 года (л.д. 6-7).
Указанное административное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <№>, относящемся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства административного здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14 апреля 2021 года (л.д. 8-16).
Из письменных возражений и объяснений представителя административного ответчика следует, что спорный объект недвижимости включен в Перечень на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с признанием административно-деловым центром, поскольку по информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, спорный объект является административным зданием, расположен на земельном участке с видом разрешенного использования - для строительства административного здания.
Учитывая, что согласно материалам дела спорное здание, принадлежащее на праве собственности административному истцу, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта учтено в Едином государственном реестре недвижимости как нежилое здание с наименованием административное здание, вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, суд приходит к выводу, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, имевшие на момент принятия оспариваемого Перечня наименование административное здание нельзя отнести к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) на основании подпунктов 1 и 2 пункта 3, подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.
По данным технического паспорта в административном здании с инвентарным номером <№> (ранее присвоенный государственный учетный номер по данным Единого государственного реестра недвижимости), имеющем назначение административно-управленческое, размещены помещения с наименованиями: тамбур площадью <...> кв.м., два вестибюля общей площадью <...> кв.м., пять кабинетов общей площадью <...> кв.м., два технических помещения общей площадью <...> кв.м., выставочный зал площадью <...> кв.м., два коридора общей площадью <...> кв.м., электрощитовая площадью <...> кв.м., котельная площадью <...> кв.м., туалет площадью <...> кв.м. и подсобная площадью <...> кв.м. При этом площадь конторских помещений составляет <...> кв.м., подсобных помещений – <...> кв.м. (л.д. 17-21).
Расположенные в административном здании помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, поскольку их наименования не являются тождественными термину «офис».
Учитывая, что документы технического учета не содержат иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в зданиях к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, спорное здание могло быть включено в оспариваемый Перечень в связи с его фактическим использованием для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Согласно акту обследования спорного административного здания, выполненного представителем Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 18 июня 2021 года, объект с кадастровым номером <№> не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, помещение выставочного зала площадью 176,5 кв.м. сдается в аренду под склад.
Согласно объяснениям представителя административного ответчика на момент включения спорного здания в Перечень его обследования не проводилось.
Таким образом, административным ответчиком не опровергнуты доводы административного истца и не представлено суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент включения этого объекта в Перечень. Включение здания в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического учета о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком не проводились.
Суд считает, что принадлежащее ООО Предприятие «Пактика» на праве собственности административное здание с кадастровым номером <№> площадью <...> кв.м. необоснованно включено в пункт 8904 Перечня, поскольку не отвечает признакам, установленным в статье 378.2 НК РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
При этом суд учитывает разъяснения, данные в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 14 мая 2021 года № 37 (л.д. 29). Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью предприятие «Пактика» удовлетворить.
Признать пункт 8904 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», недействующим со дня издания приказа.
Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью предприятие «Пактика» 4500 рублей в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Н. Смышляева
В окончательной форме решение принято 15 июля 2021 года