Дело №12-79/2018
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2018 года посёлок Пряжа, ул. Советская, д. 61
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Прохоров А. Ю., при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России),
по протесту военного прокурора Петрозаводского гарнизона на постановление Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 4 декабря 2018 года № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 4 декабря 2018 года № прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании части 2 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения. С таким постановлением не согласен военный прокурор Петрозаводского гарнизона, на основании постановления которого от 15 ноября 2018 года возбуждалось производство по делу об административном правонарушении. На основании изложенных в протесте доводов просит вышеуказанное постановление отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебное заседание представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения дела определением судьи от 28 декабря 2018 года отклонено.
В судебном заседании прокурор Берниц В.В. поддержал изложенные в протесте требования.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, судья находит протест подлежащим удовлетворению. При этом в силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело проверяется в полном объеме.
Санкция части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
На обслуживании жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (г. Петрозаводск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО находится артезианская скважина №, расположенная по адресу: <адрес>, военный городок №. Указанная скважина является единственным источником водоснабжения на территории военного городка, альтернативные источники водоснабжения отсутствуют.
Основанием для возбуждения административного производства послужило то обстоятельство, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № (г. Петрозаводск) 15.11.2018 в 10:55 по адресу: <адрес>, военный городок №, незаконно, по мнению прокурора, осуществляло добычу подземных вод из скважины в отсутствие предусмотренной законом лицензии.
Прекращая производство по делу, Управление Росприроднадзора по Республике Карелия (в лице старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Карелия), как следует из текста постановления, пришло к выводу, что событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, имело место, однако ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовало в состоянии крайней необходимости (прекращение водоснабжения могло повлечь негативные последствия для граждан, проживающих в военном городке и в войсковой части), при этом в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения (принимались и принимаются меры по оформлению лицензии).
При таких обстоятельствах должностное лицо фактически пришло к выводу о наличии двух оснований для прекращения производства по делу – действия лица в состоянии крайней необходимости (пункт 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ) и отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения (пункт 2). Производство по делу прекращено, как следует из резолютивной части постановления) по последнему из названных оснований.
Таким образом, оспариваемое постановление не содержит исчерпывающих выводов, имелся ли в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, но юридическое лицо действовало в состоянии крайней необходимости, либо состав административного правонарушения отсутствовал.
В статье 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
Доказательства оцениваются лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку оно вынесено с нарушением требований статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия.
Принимая во внимание, что установленное нарушение является самостоятельным основанием для отмены постановления, иные доводы протеста не могут быть рассмотрены, поскольку это бы предрешало выводы, которые могут быть сделаны при повторном рассмотрении данного дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 29.10, 30.1–30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления Росприроднадзора по Республике Карелия от 4 декабря 2018 года № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья А.Ю. Прохоров