Судья Абрамов А.Ю. адм. дело № 33а–9498/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 3 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Вачковой И.Г., Клюева С.Б.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шарапова Н.Н. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шарапов Н.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о списании безнадежной к взысканию недоимки по налогам и страховым взносам.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 20.03.2018 он обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Самары с заявлением о проведении сверки расчетов в соответствии со ст. 21 НК РФ по всем начислениям по налогам и страховым платежам по состоянию на начало 2018 года, поскольку начисленные страховые платежи за период с 2012 по 2015 годы включительно, а также пени, начисленные на сумму страховых взносов за указанный период, подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию. Однако мер по списанию ранее начисленных платежей налоговым органом не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Шарапов Н.Н. просил суд обязать Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области списать недоимку, признанную по срокам уплаты безнадежной к взысканию:
по налогам и сборам в размере 170 334,75 руб.;
по страховым взносам: - в размере 19 743,63 руб. по исполнительному производству № 17723/14/38/63 от 04.08.2014; - в размере 1 933,04 руб. по исполнительному производству № 17726/16/63038-ИП от 20.12.2016; - в размере 29 480,96 руб. по исполнительному производству № 168980/14/38/63 от 04.08.2014; - в размере 28 819,96 руб. по исполнительному производству № 168980/16/63038-ИП от 20.12.2016; - в размере 1 661,45 руб. по исполнительному производству № 168980/16/63038-ИП от 20.12.2016.
Также Шарапов Н.Н. просил суд обязать Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области в течение десяти дней с даты вынесения судом решения по настоящему заявлению внести сведения в лицевой счет о списании с него безнадежных к взысканию начисленных платежей и направить соответствующее решение в ОСП Ленинского района г. Самары для прекращения исполнительных производств на принудительное взыскание признанных безнадежными к взысканию платежей.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ненадлежащего административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области на надлежащего административного ответчика – Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Шарапова Н.Н. о списании безнадежной к взысканию недоимки по налогам и страховым взносам отказано.
В апелляционной жалобе Шарапов Н.Н. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области Чугуров С.А., представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Сорокина А.Ю., представитель УФНС России по Самарской области Ивлева Е.А. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Административный истец Шарапов Н.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, в декабре 2015 года по заявлению Шарапова Н.Н. в ЕГРИП внесена запись о прекращении в отношении него статуса индивидуального предпринимателя.
20.03.2018 Шарапов Н.Н. обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Самары с заявлением о сверке расчетов по налогам и страховым взносам и списании задолженности по всем предыдущим начислениям по налогам и страховым взносам по состоянию на начало 2018 года.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла вышеприведенных положений статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ, а также положений статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы в пределах размера, установленного частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 3.1 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Установлено, что налоговым органом списана задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 175 565,51 руб., а также пени в сумме 79 253,74 руб. по состоянию на 01.01.2019.
Таким образом, задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии отсутствует.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Сорокина А.Ю. пояснила, что в настоящее время у Шарапова Н.Н. не имеется недоимки по страховым взносам.
Сумма задолженности, указанная в административном иске, на лицевом счете Шарапова Н.Н. отсутствует.
Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).
По смыслу пункта 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015.
Разрешая заявленные административным истцом требования о списании задолженности в размере 170 334,75 руб., образовавшейся по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), суд правильно исходил из того, что Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ не предусматривает списание задолженности по НДФЛ.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Кроме того, разрешая административный иск Шарапова Н.Н. в части заявленных им требований о списании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам, в отношении которых возбуждались исполнительные производства, и отказывая в их удовлетворении, суд правильно исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт несвоевременного обращения пенсионного фонда в службу судебных приставов с заявлением о возбуждении исполнительного производства по исполнительным документам о взыскании недоимки по страховым взносам, по которым имелись вступившие в законную силу решения.
Доводы апелляционной жалобы Шарапова Н.Н. о наличии оснований для списания начислений по обязательным платежам, не ставят под сомнение законность решения суда, а сводятся к иной оценке представленных доказательств, не опровергают выводы суда первой инстанции, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Шарапова Н.Н. не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке выводов суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарапова Н.Н. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи