Судья – Струкова П.С. Дело № 2-1672/2021
(суд первой инстанции)
Дело № 33-3307/2021
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Севастополь 06 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Ваулиной А.В. и Савиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Белановой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копачевой А. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу СФ «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на дополнительную площадь, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Копачев А. Г., по апелляционной жалобе Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГпризнано незаконным и отменено решение 1-го отдела (г. Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ №/сев от ДД.ММ.ГГГГ об изменении учетных данных нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в отношении Копачевой А.В. и на Территориальный отдел СФ «Крымский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» возложена обязанность произвести Копачевой А.В. доплату жилищной субсидии в части дополнительной жилой площади предоставляемой Фурсенко И.А. с учетом заболевания.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс») ставит вопрос об отмене данного решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал следующее: учетное (жилищное) дело, предоставленное ответчиком для обозрения в судебном заседании судом не исследовано в полном объёме, имеющие значение для дела документы оставлены без внимания и им не дана надлежащая правовая оценка; считает, что заболевание сына истицы не входит в перечень заболеваний предоставляющего право на дополнительную площадь; указывает, что инвалиды и семьи имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; законом закреплена возможность предоставления дополнительной общей площади жилого помещения только в случае обеспечения семей, имеющих детей-инвалидов, жилым помещением именно по договору социального найма; жилищные права Копачевой А.В. и членов ее семьи реализованы посредством предоставления им жилищной субсидии, что не предполагает необходимости учета права на дополнительную общую площадь жилого помещения согласно статье 17 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; расчет размера жилищной субсидии, предоставленной истице, соответствует пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при этом учет таковой в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» не предусмотрен; считает, что суд возложив на ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанность произвести Копачевой А.В. доплату жилищной субсидии в части дополнительной жилой площади, предоставляемой Фурсенко И.А. с учетом заболевания, фактически вышел за пределы совей компетенции; считает, что суд ошибочно указал об обязанность уполномоченным жилищным органом истребовать у военнослужащего гражданина, уволенного с военной службы, состоящего на жилищном учете дополнительных документов, подтверждающих право указанных лиц на дополнительную площадь, поскольку в соответствии с действующим законодательством предоставление документов, подтверждающих право на жилищное обеспечение, является гражданской обязанностью заявителя; на дату принятия решения о внесении изменений в учетные данные Копачевой А.В. и выплаты последней жилищной субсидии, о заключении ВК № от ДД.ММ.ГГГГ о наличии права Фурсенко И.А. на дополнительную площадь согласно перечня заболеваний, утвержденного приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н жилищному органу не могло быть известно ввиду его отсутствия, так как указанное заключение было получено истцом уже после получения жилищной субсидии, и в нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в жилищный орган своевременно не представлено.
На основании определения Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению настоящего гражданского дела, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлечено к участию в деле в качестве ответчика Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (<адрес>).
С учетом изложенного и на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим безусловной отмене.
Рассмотрев материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя истца Копачевой А.В., Зинченко Р.В., поддержавшего доводы искового заявления и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, пояснения представителей ответчика, Орлецкого А.И. и Пивоварову В.Е., возражавших против удовлетворения искового заявления, и поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 29 мая 2014 года «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Судебной коллегией установлено, что Копачева А.В., с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, составом семьи 4 человека, в том числе – сын Фурсенко И.А., 2010 года рождения и дочь Фурсенко В.А., 2004 года рождения.
Решением ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ №/сев от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены её семьи составом три человека Копачева А.В., Фурсенко В.А., 2004 года рождения, Фурсенко И.А., 2010 года рождения с ДД.ММ.ГГГГ приняты на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с правом на дополнительную площадь в части ребенка-инвалида Фурсенко И.А.
В 2017 году изменена форма обеспечения жильем с жилого помещения по договору социального найма на субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
По заявлению Копачевой А.В. о внесении изменений в учетные данные решением ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ №/сев от ДД.ММ.ГГГГ в реестр нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма в качестве члена семьи включен муж Копачевой А.В. – Копачев А. Г., 1982 года рождения.
Приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ Копачева А.В. уволена с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ принято решение о выплате Копачевой А.В. жилищной субсидии на приобретение жилья в размере <данные изъяты> копеек, которые перечислены истцу по платежному поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ принято решением №/сев о снятии Копачевой А.В. и членов ее семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи с предоставлением субсидии.
Полагая, что денежные средства выплачены не в полном объеме, а именно без учета суммы компенсации за дополнительную жилую площадь для обеспечения ребенка-инвалида Фурсенко И.А. Копачева А.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к 1 отделу (<адрес>) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ о признании незаконным решение №/сев от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Копачевой А.В. и членам ее семьи жилищной субсидии в части выплаты жилищной субсидии, без учета права Фурсенко И.А. на дополнительную жилую площадь, и внести изменения в решение №/сев от ДД.ММ.ГГГГ о выплате Копачевой А.В. и членам ее семьи жилищной субсидии в части права Фурсенко И.А. на дополнительную жилую площадь.
В ходе рассмотрения дела № обжаловании указанного решения стало известно, что решением №/сев от ДД.ММ.ГГГГ 1 отдел (<адрес>) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ внесены изменения в учетные данные, которым снято право на предоставление семье истца дополнительной площади, по тем основаниям, что заболевание Фурсенко И.А. не входит в установленный перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу № прекращено, в связи с отказом Копачевой А.В. от иска.
Решение о снятии права на дополнительную площадь мотивировано тем, что Фурсенко И.А. не имеет права на установленные законом гарантии на предоставление дополнительной жилой площади, так как имеющееся у него заболевание не входит в перечень заболеваний в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, факультета военного обучения (военной кафедры) или учебного военного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Пункт 8 статьи 15 названного Закона устанавливает, что офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года № 50-О, право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой, в частности, военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы.
Одним из основных направлений реализации права на жилище военнослужащих, уволенных с военной службы, является обеспечение их в добровольном порядке государственными жилищными сертификатами – безвозмездными субсидиями на приобретение готового жилья за счет средств федерального бюджета.
Не включение в расчет размера таких субсидий, предоставляемых военнослужащим, права на дополнительную жилую площадь членов их семей, являющихся инвалидами, не может рассматриваться как ограничение их прав и свобод, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 года) инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.
Таким образом, при расчете жилищной субсидии дополнительная жилая площадь учитывается согласно пункту 2 статьи 15.1. Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который применительно к рассматриваемым правоотношениям является специальным.
Положениями указанного закона предусмотрено, что определенные категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в период военной службы либо при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатным мероприятием.
Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации «О статусе военнослужащих», утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76, не предусматривают включение в расчет размера такой субсидии, предоставляемой военнослужащим, права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Правовое регулирование прав инвалидов на жилищное обеспечение, определяет, что лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.
Учитывая данные обстоятельства и правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, оснований для д начальник отдела жилищного органа принял обоснованное решение о предоставлении ответчику жилищной субсидии без учета права на дополнительную площадь жилого помещения.
Судебная коллегия, учитывая правовую позицию, выраженную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 50-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Восточно-Сибирского окружного военного суда о проверке конституционности пункта 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой невключение в расчет размера субсидии права на дополнительную жилую площадь не может рассматриваться, как ограничение прав и свобод инвалидов, поскольку в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вправе реализовать право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований Копачевой А.В.
Руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 июля 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Копачевой А. В. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на дополнительную площадь и обязании произвести доплату жилищной субсидии в части дополнительной жилой площади, отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13 декабря 2021 года.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: А.В. Ваулина
О.В. Савина