Дело №2а-1674/2020 УИД 61RS0008-01-2020-001713-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Батайск
Батайский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Орельской О.В.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Ростовской области к Черненко О. В. о взыскании пени на сумму недоимки по страховым взносам и транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области обратилась в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что Черненко О.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ, однако не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ Судебного участка №7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области о вынесении судебного приказа в отношении Черненко О.В. и указано, что пени по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ не являются бесспорными, поскольку в силу закона предъявленная ко взысканию задолженность по пене признается безнадежной и не подлежит взысканию. В этой связи налоговым органом списана задолженность по страховым взносам за период до ДД.ММ.ГГГГ в части пени в размере <данные изъяты>. На основании изложенного, ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока на обращение с настоящим административным исковым заявлением, Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области просит суд взыскать с Черненко О.В. пеню на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пеню на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пеню на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пеню на сумму недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
Определением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело передано в Батайский городской суд Ростовской области для рассмотрения по подсудности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело принято к производству Батайского городского суда и рассматривается по правилам главы 33 КАС РФ в порядке упрощенного производства. Сторонам установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для направления доказательств и возражений относительно предъявленных требований, а также срок для предоставления дополнительных документов в обоснование своей позиции до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области и административный ответчик Черненко О.В. надлежащим образом извещены о порядке, времени и месте рассмотрения дела путем направления почтовой корреспонденции.
В установленный судом срок административным ответчиком не предоставлено возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а также письменных возражений либо объяснений по существу предъявленных требований.
Административное дело рассмотрено в порядке главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно положениям ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В силу п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 360 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ, сумма имущественных налогов уплачивается физическими лицами на основании налоговых уведомлений в срок не позднее 01 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В судебном заседании установлено, что Черненко О.В. состоит на учете в Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области в качестве плательщика транспортного налога, административному ответчику присвоен ИНН № (л.д. 9).
Согласно сведениям, полученным Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ из регистрирующих органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств, за Черненко О.В. зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
- автомобиль OPELRecord, 1983 года выпуска, государственный регистрационный знак №, VIN №, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Как предусмотрено положением п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговый орган исчислил в отношении Черненко О.В. транспортный налог в связи с владением вышеуказанным транспортным средством в 2015 году в размере <данные изъяты>, что следует из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), транспортный налог за 2016 год в размере <данные изъяты>, что следует из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты>, что следует из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29).
В уведомлениях налоговым органом указаны данные объектов налогообложения, исходя из которых налоговым органом произведен расчет налогов, в том числе указана налоговая ставка и количество месяцев владения имуществом.
Как следует из списка № от ДД.ММ.ГГГГ заказных писем, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Черненко О.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Согласно списку № от ДД.ММ.ГГГГ заказных писем, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Черненко О.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
В соответствии со списком № от ДД.ММ.ГГГГ заказных писем, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Черненко О.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Кроме того, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Черненко О.В. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате сумм налога, страховых взносов, пени в котором сообщалось, среди прочего, о наличии недоимки по транспортному налогу в общем размере <данные изъяты> и пени на сумму недоимки по транспортному налогу в общем размере <данные изъяты> (л.д. 12-13).
Срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГГГ, направление требования в адрес Черненко О.В. подтверждается списком заказных писем № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по пенсионному и социальному страхованию и плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частями 2 и 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период, которым в силу ч. 1 ст. 10 данного закона признается календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ст.7 и ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 года №212-ФЗ.
Согласно ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются гл. 34 части второй НК РФ.
В силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Пунктом 3.4 ст. 23 НК РФ установлена обязанность плательщиков страховых взносов уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам. которые, в силу статьи 45 НК РФ, обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Плательщик страховых взносов вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу положений ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) плательщиками страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Черненко О.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен ОГРНИП №, и прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).
В связи с неисполнением Черненко О.В. обязанности по уплате страховых взносов, Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>;
- на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>;
- на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>;
- на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>;
- на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>;
- на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ - пени в размере <данные изъяты>;
Требование об уплате пени на сумму недоимки по транспортному налогу и страховых взносов оставлены налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области обратилась к мировому судье Судебного участка №7 Советского судебного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о вынесении судебного приказа, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области отказано в связи с наличием спора о праве (л.д. 32).
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года№ 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение которого Черненко О.В. послужило основанием для обращения налогового органа в суд, должно было быть исполнено административным ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право административного ответчика на обращение в суд имело силу до ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим административным иском в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренный законом срок, в связи с чем, не имеется оснований для рассмотрения ходатайства Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. ч. 4,6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Требование об уплате налога во всех случаях должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (ч. 4 ст. 69 НК РФ).
К данным обоснованиям взимания налога относятся, объект налогообложения, налоговая база, период, ставка налога и (или) сбора.
Между тем, как следует из буквального содержания требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, оно не имеет сведений об основаниях взимания пени, начисленных на момент направления требования; в требовании не указан период начисления пени и сумма задолженности, на которую она начислена; требование не содержит периода, в течение которого начислялась пеня.
Таким образом, неясность требования налогового органа лишает налогоплательщика возможности установить законность начисления пени, что нарушает его права и законные интересы.
Из имеющегося в материалах дела требования невозможно установить конкретный период, за который начислены страховые взносы, в связи с чем, также невозможно определить сумму недоимки, на которую начисляется пеня.
При этом суд также лишен возможности проверить правильность расчета пени в размере, заявленном административным истцом, поскольку представленные истцом расчеты (л.д. 14-23) не отражают сумм пени, предъявленной ко взысканию.
Установив вышеизложенные обстоятельства, а именно отсутствие доказательств оснований начисления и размера предъявленной ко взысканию с административного ответчика пени, суд отказывает Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела; размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по данному административному делу Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины, в силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины разрешению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Ростовской области к Черненко О. В. о взыскании пени на сумму недоимки по страховым взносам и транспортному налогу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Cудья О.В. Орельская